Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по числам и лицам».
Цели урока:
- На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.
- Совершенствовать умение правильно употреблять в речи глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.
- Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение.
- Воспитывать самостоятельность, терпимость, взаимоуважение при работе в парах.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.
II. Разминка для ума
Приложение. Слайд № 2
– Объясните значение слова время.
Приложение. Слайд № 3
– Прочитайте эти выражения:
Время летит.
Время разум дает.
Всему своё время.
Делу время – потехе час.
– Как называются эти выражения?
III. Письмо по памяти
– Напишите по памяти, кто какие выражения запомнил.
Самопроверка.
Приложение. Слайд № 4
летит
всему
даёт
своё
IV. Постановка учебной задачи
– Как понятие «время» связано с нашим уроком русского языка?
– Смотрите, письмо. Откуда оно?
V. Нахождение в тексте глаголов прошедшего времени
Приложение. Слайд № 5
Джек Воробей – гроза морей
В путь однажды собрался.
Он выправляет руль, компас украдёт,
Но так никого с собою не берет.
О, ужас! На море бушует шторм,
Волны вздымаются грозно.
И Джек Воробей – отважный злодей
Несется на камни быстро.
– Какие речевые ошибки допустил автор?
– Несоответствие каких глаголов?
Приложение. Слайд № 6
– В какой временной форме должны быть использованы глаголы?
– Из какого времени пришло нам это письмо?
VI. Работа в парах
– Выпишите выделенные глаголы в столбик, поставьте их в форму прошедшего времени.
Приложение. Слайд № 7
Самопроверка.
Джек Воробей – гроза морей
В путь однажды собрался.
Он выправил руль, компас украл,
Но так никого с собою не взял.
О, ужас! На море бушует шторм,
Волны вздымаются грозно.
И Джек Воробей – отважный злодей
Несется на камни быстро.
– В какой временной форме вы употребили глаголы? Докажите.
Выправил
Украл
Не взял
Слайд № 8.
VII. Работа по теме
Приложение. Слайд № 9
– Подготовьте связный рассказ о глаголах прошедшего времени по плану.
– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
– Когда происходит действие: до момента речи, в момент речи, после момента речи?
– Какая часть слова отличает глаголы прошедшего времени от других временных форм?
– Суффикс «Л» словообразующий или формообразующий?
– Какие грамматические категории можете определить у глаголов прошедшего времени по окончанию? (Нулевое окончание – ед.ч., м.р.)
Приложение. Слайды № 10, 11
– Если бы Джек собрал команду, и эти действия они выполнили вместе, как бы звучали глаголы?
Выправили
Украли
Не взяли
– Что изменилось? Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе?
VIII. Игра + физминутка
– Я называю глаголя в ед.ч , а вы во мн.ч. и наоборот. Когда называете глаголы в ед.ч – подтягиваетесь на канате, во мн. ч.– драите палубу.
думал отвечали
писал приветствовали
сражался воевали
IX. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.
Работа по вариантам.
1-й вариант. Сундук, золото, карта, лежал.
2-й вариант. Судно, бриг, галера, плыл.
– Запишите имена существительные с данными глаголами, где нужно изменяйте форму глагола.
Самопроверка. Приложение. Слайды № 12, 13.
– Выделите окончания глаголов.
– Сравните окончания глаголов. Что заметили?
– От чего зависит написание в прошедшем глаголов в прошедшем времени? (От рода существительных.)
– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем?
Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском- -а, в среднем - -о.
X. Словарная работа
Джек Воробей был моряком находчивым, быстро принимал решения, но был абсолютно безграмотным. Наши словарные слова он записал следующим образом (на листочках):
В..ть .зд.ть
Гл. д. ть кл..ть
Г.р.ть стр..ть
Д.м.ть т..ть
– Ваша задача – вспомнить словарные слова, вставить пропущенные буквы.
Взаимопроверка.
Приложение. Слайд № 10
XI. Творческая работа
– Используя данные глаголы, придумайте и запишите на листочках небольшой рассказ про пиратов. Глаголы употребите в форме прошедшего времени.
(Заслушать несколько учащихся.)
XII. Итог урока
– Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
– Какие окончания у глаголов прошедшего времени в единственном числе, во множественном числе?
– От чего зависит род глаголов в прошедшем времени?
XIII. Самооценка учащихся: Какие задания было трудно выполнить? Почему?
Выставление отметок.
XIV. Домашнее задание по выбору
– Найти и записать стихотворение , в котором использованы глаголы в прошедшем времени, выделить окончание, определить число, род.
– Упр. 84., правила.