Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП "Идеал" и "Уголки" по рассказу Лескова "Человек на часах"

Разделы: Литература


Цель: Обсуждение содержания рассказа, выявление основных проблем, поставленных автором. Поиски возможных путей решения этих проблем с помощью стратегий РКМЧП “Идеал” и “Уголки”. Формирование умения делать нравственный выбор.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока. (Рассказ детьми прочитан заранее.)

II. Обсуждение сюжетных событий рассказа.

1. Смысл заглавия? (Главный герой – солдат Постников.)

2. В основу рассказа положено реальное “… событие трогательное и ужасное по своему значению для главного героического лица…”. Когда и где происходит действие в рассказе?

3. Краткий пересказ сюжетных событий.

4. Обсуждение поведения солдата;

а) Итак, сформулируйте, пожалуйста, проблему, вставшую перед Постниковым?

Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, избегнуть наказания, но тогда погибнет тонущий человек.

б) Работа с текстом: как Лесков описывает душевную борьбу Постникова (гл. 4), длившуюся полчаса.

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает. … помнит и службу, и присягу.
Так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей. … знает, что ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.
Страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать ему помощи. Отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которую последует военный суд.

в) Как поступил солдат, мы знаем. Лесков пишет: “Человек не выдержал и покинул свой пост”. Тем самым он нарушил воинскую присягу, но спас тонущего человека.

г) Терзания были бы менее мучительны, если бы он сформулировал проблему иначе. Итак в чем проблема? (Проблема должна быть сформулирована учащимися самостоятельно и записана учителем на доске).

- Как спасти тонущего человека, не покидая поста.

Возможные варианты решения проблемы предлагают учащиеся. (Поскольку речь идет о реальных событиях, волшебные (сказочные) варианты не предлагать!)

  1. Привлечь внимание людей стрельбой, криком.
  2. Подать установленный сигнал опасности и т.д. (Записать на доску!)

Самый оптимальный вариант. Почему? (Учащиеся выбирают оптимальный вариант, аргументируя его).

5. Достоин Постников наказания или поощрения? (Стратегия “Уголки”)

а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.

б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)

в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков (3 человека).

г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков.)

Стратегия “Уголки”

Результаты работы

Большинство учеников пришли к мнению, что Постникова надо наказать. Аналитики их аргументы признали убедительными. Наиболее весомыми были такие доказательства:

  1. Постников стоял в карауле у царского дворца. Это очень ответственное дело, т.к. объект стратегический. Крики, доносившиеся с реки, могли быть провокацией. Враги проникли бы таким образом во дворец, и жертв могло бы быть гораздо больше.
  2. Солдат ничего не сделал, чтобы привлечь внимание других людей к тонущему человеку. Ведь не могло не быть связи какой-либо, иначе как бы он предупредил об опасности, если бы что-нибудь случилось. Выстрел из ружья, например, мог бы привлечь внимание начальника караула, а тот организовал бы спасение утопающего.

6. А как отнеслось к поступку солдата воинское начальство? (По содержанию текста.)

Разводной унтер-офицер явился с докладом к капитану Миллеру, начальнику караула, весь объятый страхом, со словами “Беда, ваше благородие, беда! Страшное несчастие постигло”.

О чем в первую очередь переживало воинское начальство? (Гл. 6 стр. 407, гл.7 стр. 409)

(Чтоб никому не вышло ни малейшей неприятности” + сохранить честь мундира и полка.)

7. Благодаря чему инцидент не имел никаких последствий, и о поступке солдата не узнало “высокое” начальство, в том числе государь?

(Офицер придворный инвалидной команды присвоил себе спасение погибающего человека.)

- Его наградили медалью, хотя все знали, что он обманывает. Почему?

- Как это характеризует офицера, представителя привилегированного класса.

8. Каково отношение автора к происходящему событию?

Использование приема: продолжи фразу.

(Запись в тетради.)

Д: Автор рассказа считает, что поступок солдата …… (чтение получившейся фразы).

9. Итог урока.

Право выбора есть у каждого человека. Он его делает в зависимости от своих нравственных принципов.

10. Составить, сформулировать практический и творческий вопрос по рассказу.

Примеры составленных вопросов.

- Как наказывают в современной армии за неисполнение присяги? (Практический)

Барсуков Андрей

- Как развивались бы действия, если бы спасенный человек помнил своего спасителя и мог узнать его? (Творческий).

Орлова Яна

- Как бы развивались действия, если бы офицер инвалидной команды оказался человеком благородным и сказал в полиции, что нашел человека просто на дороге?

Храменкова Лена