Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Парадоксы не падают с неба. Их надо видеть на земле. (А. Вампилов)

1. Начало урока

“Писательская галерея”: фотографии В. Распутина, В. Астафьева, Г. Михасенко, А. Вампилова.
- Какое название можно дать нашей “Писательской галерее”? По какому принципу можно объединить этих замечательных людей? (Все они писатели родного края — Сибири)
Задание “Подпиши портрет”.

Материал:

1. Карточки №1: В. Распутин, В. Астафьев, Г. Михасенко, А. Вампилов.
2. Карточки №2: “Конь с розовой гривой” (рассказ), “Уроки французского” (рассказ), “Свидание” (сценка), “Класс дурацких фамилий” (повесть).

(Распределить под каждым портретом соответствующие карточки №1, №2).

Вступительное слово учителя:
- Ребята, речь сегодня на уроке пойдет о настоящей звезде, вспыхнувшей на литературном небосклоне в начале 60-х прошлого столетия.
Имя ей - Александр Вампилов.
Звезда эта очень яркая, но, к сожалению, быстро сгоревшая.
Конечно же, 25-летний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого,
опубликованного в 1958 году, рассказа “Стечение обстоятельств” станут для него пророческими:
“Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека”. В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка... Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега
“Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души”, - с горечью и болью писал В. Распутин.
Что можно сказать о такой до обидного короткой жизни? Все как у всех: родился… рос… учился ... окончил... работал… Но между датами рождения и смерти вместилась далеко не простая судьба талантливого драматурга, яркого, светлого человека.

2. Презентация (с использованием мультимедийного показа) “Страницы биографии А. Вампилова”

Эпиграф: “... он не обращался за доказательствами к добру и вере, а происходил из них”. В. Распутин

1-ый учащийся:
Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье.
Отец его Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать Анастасия Прокопьевна Копылова - русская - дочь иркутского священника, вела в той же школе математику - алгебру и геометрию. Саша был четвертым ребенком в семье и третьим сыном.

2-ой учащийся:
То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном и носил имя Александр, данное ему в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта, указывает на знак судьбы.

3-ий учащийся:
Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра, Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году. Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова?

4-ый учащийся:
Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием. Как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне.
Он рос свободно, увлекался, озорничал и хулиганил наряду с другими кутуликскими мальчишками, и в этом нет ничего зазорного для его светлой памяти.

5-ый учащийся:
Александр Вампилов. Из воспоминаний о своих юношеских годах:
“Съезжаясь в Кутулике, мы всегда много и охотно дурачились… Собравшись вместе, мы не прочь были, например, забраться в чужой огород за огурцами, подпереть чью-то дверь, вечером перекатить телегу с картошкой из одного двора в другой и еще что-нибудь в этом роде ... Валять дурака вообще было излюбленным нашим развлечением, в этом и есть, я бы сказал, даже особый какой-то кутуликский стиль, какая-то традиция, своя какая-то поэзия.
Да, детство, проведенное в Кутулике, проходит не скоро”.

6-ой учащийся:
Так несколькими яркими штрихами, ничего не пряча, не припомаживая, будущий драматург очертил жизнь своего родного захолустья (Кутулик - по-бурятски “яма”), где вольное детство, предоставленное самому себе, разгоняется в человеке настолько, что никак не остановится в двадцатилетнем курсанте, студенте и продолжает “преследовать” его чуть ли не до тридцатилетнего возраста.

7-ой учащийся:
И первые свои рассказики, а потом и пьесы, посвященные молодежи, Вампилов населил своими бывшими приятелями, до глубины души известными ему кутуликскими, черемховскими, усольскими ребятами, приехавшими из своих глубинок в большие города получать высшее образование и привезшими с собой много застарелых детских привычек, страсть к дурачеству и главную свою особенность — насмешливо-скептическое отношение ко всему на свете и к себе в том числе.

8-ой учащийся:
С годами этот дух свободы, вольности и упрямства преобразуется в Вампилове и его героях в чувство собственного достоинства, демократизма, справедливости.
“Человек должен ходить по земле гордо и легко” - таков девиз Вампилова из записных книжек той поры. С ним он войдет в литературу и будет верен ему всю жизнь, увы, оборвавшуюся на полдороге.

3. Основная часть урока

Учитель:
- Как началась творческая жизнь Вампилова?
…Иркутский университет. 1955 год ... В общежитской комнате — семь человек у каждого под койкой огромные, из-под спичек, ящики, набитые книгами. - от букинистов, новинки, книги писателей-иркутян... …1957 год. Время первых газетных публикаций Александра Вампилова.

Сочинять на курсе пытались все: выпускался даже рукописный журнал "Подснежник". Все, чем жил Александр Вампилов в студенческие годы – в эти розыгрыши, прозвища, - все было потом трансформировано в его рассказах и пьесах.
Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская многотиражка и молодежная иркутская газета. И хоть это чаще всего озорные мимолетности. студенческое зубоскальство с оглядкой на О` Генри, с ребячьими “говорящими” фамилиями Рассветов, Штучкин…, но в основе всегда оказывается живая нежность к героям.

Рассказ “Стоматологический роман” был впервые опубликован под псевдонимом А. Санин в газете “Иркутский университет” в 1958 году.

Инсценирование рассказа “Стоматологический роман”. (Участвуют ребята театрального кружка 8 класс “Лики творчества”)

“Творческие заморочки” (у каждого учащегося текст рассказа).

Учитель:
- Да, смеяться могут многие. Заразительно, весело. Уметь заставить смеяться дано единицам. Вампилов заставил смеяться над своими героями и... задуматься.
А над чем заставляет задуматься рассказ “Стоматологический роман”? (Ответы учащихся).
- Можно ли считать рассказ юмористическим?
Как вы понимаете фразу “Было бы смешно, если б не было так грустно”? (ответы учащихся).

- Что подсказывает ироничность рассказа? (Его название).
- Какой литературный прием скрыт в названии рассказа? (Оксюморон)
- А какой литературный прием лежит в основе создания рассказа? (Антитеза).
Докажите правоту своего ответа.
1) Состояние Коли до боли и после;
2) Чистенькая, опрятная Верочка и Непричесанный, с нечищеными туфлями Коля;
3) Чувство влюбленности Веры и чувство боли Коли;
4) Робкие, нежные слова Верочки и грубые, злобные — Коли и т.д.;
- Можно ли назвать А. Вампилова мастером короткого рассказа? (Ответы учащихся).
- А каких мастеров короткого рассказа вы знаете? (М. Зощенко, О`Генри, АП. Чехов).
- Отличительной особенностью рассказов А.П.Чехова можно считать его так называемые “говорящие” фамилии. А есть ли “говорящие” фамилии в рассказе А. Вампилова? О чем говорят эти фамилии? (Ванечкин, Беседкина).
- Вспомните концовку рассказа:
“Коли зуб удалили кустарным способом, остальное было в области врачей психиатров и
невропатологов”.
О чем хотел сказать А. Вампилов?
Словарная работа: кустарным - ручным (ответы учащихся).

4. Заключительная часть урока

Учитель:
- После окончания университета Александр Вампилов выпустил книгу коротких рассказов “Стечение обстоятельств, маленькую, невзрачную, как многие провинциальные книжки тех лет, но и сейчас сохранившую свет того уже далекого времени. Он выпустил ее под тем же псевдонимом
А. Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобится для другого - для главного дела - драматургии.
(На экране - обложка книги, названия рассказов, входящих в сборник).

В старших классах вы познакомитесь с Вампиловым-драматургом. Театр для А. Вампилова всегда являлся первенствующей страстью. Но, размышляя сегодня о судьбе драматурга Вампилова, нельзя не сказать о том, что на столичную сцену его пьесы пробивали себе дорогу с превеликим трудом:
“Творцу всегда трудней, чем ремесленнику…” Зато теперь найдется ли в стране театр, который бы не поставил хоть одну пьесу Вампилова? С уверенностью можно сказать - нет.
(Учащиеся о впечатлениях, полученных после просмотра спектакля по пьесе А. Вампилова “Старший сын” в Братском драматическом театре).

Рефлексия
Учащимся предлагается создать кластер “А. Вампилов” (работа в группах).

Приложение