Цель:
- Обобщение знаний о прочитанных сказках.
- Развитие у детей интереса к чтению хакасских народных сказок, творческих способностей, воображения, смекалки.
- Воспитывать дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение.
Оформление игры:
- Красочное название игры.
- Карта-маршрут путешествия. Продвижение команд-участниц по маршруту фиксируются на карте фишками (для каждой команды фишка определённого цвета).
- Плакаты, картины по мотивам хакасских народных сказок.
- Макеты (руль, фишки-машинки и т. д.)
- Атрибуты для команд (эмблема, цвет которой соответствуют цвету фишек-машин).
- Оформление конкурсов игры-путешествия.
- Музыкальное сопровождение игры.
- Столы команд оформить как машины - руль, фары и т. д.
- Фишки- баллы (могут быть в виде машинок или квадратов).
Действующие лица:
- Проводник – учитель.
- Помощник – старшие ребята (вожатые).
Ход игры
Вступление.
- Здравствуйте дорогие путешественники!
- Вы много читали и знаете, как интересны и необычны хакасские народные сказки. В них отражена мудрость наших предков.
- Сегодня мы будем путешествовать в страну хакасских Сказок. В этой стране бывает и ужасно холодно, и ужасно жарко. А живут в этой стране маленькие и большие, добрые и злые, весёлые и грустные люди и звери. Однако путешествовать по стране Сказок не просто.
- У нас впереди нелёгкий путь. В дороге нам придётся пройти множество трудностей. Вы готовы?
- Вперёд! Желаю счастливого пути!
Маршруты путешествия:
1. Старт.
- Путешествовать мы будем на двух машинах.
Помощник: Нам нужны отличительные знаки нашего путешествия.
Проводник: Давайте сделаем.
Каждому игроку даются по одному знаку (узкая полоска бумаги), и они красками разрисовывают их.
- Придумайте название своим машинам, (пишутся на фишках). Занять свои места!
Помощник: Держим путь в республику Курганию! Лево руля! Будьте внимательны!
2. «Республика Кургания».
Конкурс «Расшифруй сказку». Помощник: Делаем остановку!
Проводник: В чём дело?
Помощник: Мы не можем двигаться дальше.
Проводник: Нашим путешественникам предстоит пройти первое испытание.
Помощник: Вы согласны!
Каждая команда получает по альбомному листу неровной формы, который похож на каменную плиту с древним рисунком. Рисунком зашифрована сказка. Команды должны расшифровать рисунок и назвать сказки. Победившей команде вручается фишка-балл (на машинке указано 1 балл).
3. Игровое поле.
Хакасская народная игра.
Проводник: Да, друзья мои, придется поиграть. А какие игры вы знаете?
4. «Зоологическая страна».
Проводник: У местных жителей беда. Они перепутали карточки с названиями сказок и сами сказки.
Помощник: Поможем, друзья, товарищам в беде?
Конкурс «Следствие ведут знатоки».
Каждой команде выдаётся по три карточки с названием сказок и три карточки с отрывками из них. Команды должны правильно совместить карточки с названиями сказок и отрывками из них.
Победившей команде фишка-балл.
Проводник: Лево руля! Внимание! Мы въезжаем в зону сильного ветра! На пути страна Заколдованных богатырей.
5. Страна Заколдованных богатырей.
Помощник: Путь в страну Заколдованных богатырей, лежит через реку, Сух Эзи, в которой живёт злой, водяной дух Сух Эзи.
Проводник: Он заколдовал богатырей, и они теперь не знают, как их зовут и из каких они сказок.
Помощник: Давайте поможем отгадать их имена и сказку.
Игрок одной команды выступает в роли заколдованного богатыря. Проводник задаёт ему три вопроса, но на вопросы никто не отвечает, по ним команда должна отгадать имя богатыря и сказку. На размышление 1 минута (то же и со второй командой).
Проводник: Право руля!
6. «Сильный ветер»
Проводник: Право руля! Внимание! Впереди сильный ветер! Чтобы его переждать нужно, поиграть!
7. «Безымянная страна».
Помощник: Впереди Безымянная страна!
- Друзья мои! У этой страны нет имени. Давайте придумаем название этой стране, но она должна носить имя одного из главных героев хакасских народных сказок.
Каждой команде даётся «страна» – лист бумаги, дети придумывают название, а затем зачитывают.
8. «Страна Небылиц».
Помощник: Лево руля! Смелее путешественники! Перед нами расстилается страна Небылиц.
Одновременно для всех команд зачитывается небылица, в которой спрятаны названия сказок.
По ходу чтения команды должны записать названия сказок на листе бумаги.
Победившей команде фишку-балл.
9. «Творческая страна».
Помощник: Нам нужно сочинить сказку, используя данные слова, но за короткий промежуток времени.
Проводник: Давайте сделаем.
10. Загадочная страна.
Помощник: Впереди Загадочная страна. Будьте очень внимательны!
Каждая команда получает шахматное поле, на котором зашифровано название сказки. Начиная с клеточки с буквами «КА» команды должны последовательно соединить ходом шахматного коня, другие буквы так, чтобы получилось название сказки. Нужно пройти все клетки, заходя в каждую только один раз. Сделать за 5 минут.
11. «Сказочное море».
Подвижная игра «Льдинки».
На полу раскладываются бумажные листы неровной формы (льдинки). Игроки должны быстро попрыгать туда и обратно не наступая, мимо (не обрываясь в воду) и называть героев хакасских сказок. Игрок, наступивший мимо, считается «утонувшим» и выбывает из игры. Побеждает команда, быстрее преодолевшая «Сказочное море» и в которой будет меньше «утонувших».
12. «Страна сказок».
Помощник: Ура! Впереди Сказочная страна!
Проводник: Она прекрасна! Молодцы! Мы дошли! Мы доказали, что никакие трудности нам не страшны!
В сказочной стране ещё много сказок, которые нам предстоит прочитать. Ваше путешествие ещё только начинается, и впереди целая жизнь. Поэтому Команда, набравшая большее количество баллов получает сказочные сувениры и книги с хакасскими народными сказками.
Конечный пункт нашего путешествия. Какие хакасские народные сказки нам пришлось вспомнить, чтобы пройти сложный путь нашего путешествия?
Литература:
Сборник Хакасских народных сказок. Перевод Б. И. Балтера, Хакиздат, г. Абакан.