Урок-путешествие в 3-м классе по теме: "Хакасские народные сказки"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщение знаний о прочитанных сказках.
  2. Развитие у детей интереса к чтению хакасских народных сказок, творческих способностей, воображения, смекалки.
  3. Воспитывать дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение.

Оформление игры:

  1. Красочное название игры.
  2. Карта-маршрут путешествия. Продвижение команд-участниц по маршруту фиксируются на карте фишками (для каждой команды фишка определённого цвета).
  3. Плакаты, картины по мотивам хакасских народных сказок.
  4. Макеты (руль, фишки-машинки и т. д.)
  5. Атрибуты для команд (эмблема, цвет которой соответствуют цвету фишек-машин).
  6. Оформление конкурсов игры-путешествия.
  7. Музыкальное сопровождение игры.
  8. Столы команд оформить как машины - руль, фары и т. д.
  9. Фишки- баллы (могут быть в виде машинок или квадратов).

Действующие лица:

  1. Проводник – учитель.
  2. Помощник – старшие ребята (вожатые).

Ход игры

Вступление.

- Здравствуйте дорогие путешественники!

- Вы много читали и знаете, как интересны и необычны хакасские народные сказки. В них отражена мудрость наших предков.

- Сегодня мы будем путешествовать в страну хакасских Сказок. В этой стране бывает и ужасно холодно, и ужасно жарко. А живут в этой стране маленькие и большие, добрые и злые, весёлые и грустные люди и звери. Однако путешествовать по стране Сказок не просто.

- У нас впереди нелёгкий путь. В дороге нам придётся пройти множество трудностей. Вы готовы?

- Вперёд! Желаю счастливого пути!

Маршруты путешествия:

1. Старт.

- Путешествовать мы будем на двух машинах.

Помощник: Нам нужны отличительные знаки нашего путешествия.

Проводник: Давайте сделаем.

Каждому игроку даются по одному знаку (узкая полоска бумаги), и они красками разрисовывают их.

- Придумайте название своим машинам, (пишутся на фишках). Занять свои места!

Помощник: Держим путь в республику Курганию! Лево руля! Будьте внимательны!

2. «Республика Кургания».

Конкурс «Расшифруй сказку». Помощник: Делаем остановку!

Проводник: В чём дело?

Помощник: Мы не можем двигаться дальше.

Проводник: Нашим путешественникам предстоит пройти первое испытание.

Помощник: Вы согласны!

Каждая команда получает по альбомному листу неровной формы, который похож на каменную плиту с древним рисунком. Рисунком зашифрована сказка. Команды должны расшифровать рисунок и назвать сказки. Победившей команде вручается фишка-балл (на машинке указано 1 балл).

3. Игровое поле.

Хакасская народная игра.

Проводник: Да, друзья мои, придется поиграть. А какие игры вы знаете?

Приложение 1

4. «Зоологическая страна».

Проводник: У местных жителей беда. Они перепутали карточки с названиями сказок и сами сказки.

Помощник: Поможем, друзья, товарищам в беде?

Конкурс «Следствие ведут знатоки».

Каждой команде выдаётся по три карточки с названием сказок и три карточки с отрывками из них. Команды должны правильно совместить карточки с названиями сказок и отрывками из них.

Победившей команде фишка-балл.

Приложение 2

Проводник: Лево руля! Внимание! Мы въезжаем в зону сильного ветра! На пути страна Заколдованных богатырей.

5. Страна Заколдованных богатырей.

Помощник: Путь в страну Заколдованных богатырей, лежит через реку, Сух Эзи, в которой живёт злой, водяной дух Сух Эзи.

Проводник: Он заколдовал богатырей, и они теперь не знают, как их зовут и из каких они сказок.

Помощник: Давайте поможем отгадать их имена и сказку.

Игрок одной команды выступает в роли заколдованного богатыря. Проводник задаёт ему три вопроса, но на вопросы никто не отвечает, по ним команда должна отгадать имя богатыря и сказку. На размышление 1 минута (то же и со второй командой).

Проводник: Право руля!

Приложение 3

6. «Сильный ветер»

Проводник: Право руля! Внимание! Впереди сильный ветер! Чтобы его переждать нужно, поиграть!

Приложение 1

7. «Безымянная страна».

Помощник: Впереди Безымянная страна!

- Друзья мои! У этой страны нет имени. Давайте придумаем название этой стране, но она должна носить имя одного из главных героев хакасских народных сказок.

Каждой команде даётся «страна» – лист бумаги, дети придумывают название, а затем зачитывают.

8. «Страна Небылиц».

Помощник: Лево руля! Смелее путешественники! Перед нами расстилается страна Небылиц.

Одновременно для всех команд зачитывается небылица, в которой спрятаны названия сказок.

По ходу чтения команды должны записать названия сказок на листе бумаги.

Победившей команде фишку-балл.

Приложение 4

9. «Творческая страна».

Помощник: Нам нужно сочинить сказку, используя данные слова, но за короткий промежуток времени.

Проводник: Давайте сделаем.

Приложение 5

10. Загадочная страна.

Помощник: Впереди Загадочная страна. Будьте очень внимательны!

Каждая команда получает шахматное поле, на котором зашифровано название сказки. Начиная с клеточки с буквами «КА» команды должны последовательно соединить ходом шахматного коня, другие буквы так, чтобы получилось название сказки. Нужно пройти все клетки, заходя в каждую только один раз. Сделать за 5 минут.

Приложение 6

11. «Сказочное море».

Подвижная игра «Льдинки».

На полу раскладываются бумажные листы неровной формы (льдинки). Игроки должны быстро попрыгать туда и обратно не наступая, мимо (не обрываясь в воду) и называть героев хакасских сказок. Игрок, наступивший мимо, считается «утонувшим» и выбывает из игры. Побеждает команда, быстрее преодолевшая «Сказочное море» и в которой будет меньше «утонувших».

12. «Страна сказок».

Помощник: Ура! Впереди Сказочная страна!

Проводник: Она прекрасна! Молодцы! Мы дошли! Мы доказали, что никакие трудности нам не страшны!

В сказочной стране ещё много сказок, которые нам предстоит прочитать. Ваше путешествие ещё только начинается, и впереди целая жизнь. Поэтому Команда, набравшая большее количество баллов получает сказочные сувениры и книги с хакасскими народными сказками.

Конечный пункт нашего путешествия. Какие хакасские народные сказки нам пришлось вспомнить, чтобы пройти сложный путь нашего путешествия?

Литература:

Сборник Хакасских народных сказок. Перевод Б. И. Балтера, Хакиздат, г. Абакан.