Цели:
- Закрепление свойств степени с одинаковым основанием.
- Развитие логического мышления.
- Развитие познавательной активности.
- Привитие интереса к изучению математики.
- Расширение кругозора.
Оборудование:
- Плакат с изображением ели, ветви которой украшены белыми шарами, в которых записаны числа.
- Репродукции с изображением зимнего пейзажа.
- Слайды с рисунками.
- Карточки в виде санок.
- Карточки в виде елочных игрушек.
- Призы – снежинки.
Девиз урока: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о теме урока, о целях и задачах.
2. Повторение пройденного материала.
Ответить на вопросы:
- Понятие степени с натуральным показателем.
- Определение основания степени.
- Определение показателя степени.
- Свойства умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями.
- Определение одночлена.
- Понятие степени одночлена.
(За каждый ответ выдается приз – «Снежинка»)
3. Слово учителя. Сегодня 14 декабря. А вы знаете, ребята, как этот день называется по народному календарю? Вы узнаете это, если выполните первое задание. и результат замените буквой на «снежинке». Первая буква этого слова находится внутри снежинки.
Учащиеся выполняют первое задание: найти значение выражений.
Решение записывается в тетрадях. После решения всех примеров получается слово «Грамотник». За правильное решение выдается приз: «снежинка».
Комментарий учителя: день 14 декабря (по старому стилю 1 декабря) в народе называют днем Пророка Наума. Поселяне считали, что святой Наум покровительствует умственным занятиям и называли этот день «Грамотник». С 1 декабря крестьяне начинали учить своих детей грамоте. В народе говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит». Поэтому эта пословица взята девизом нашего урока.
4. Сейчас зима. А какая зима на селе без катания на санках с горки? У нас санки с секретом. Они поедут, если найдем значение выражения.
Учащиеся выполняют задание. Первый, кто правильно выполнил задание, записывает ответ на доске и получает приз.
Найти значение выражения
Получившийся ответ – 1428, выделяется на доске.
5. Самостоятельное решение упражнений.
Учитель предлагает «прокатиться на санках» - решить упражнения, записанные на карточках в виде санок. Правильность решения проверяется самостоятельно по заранее приготовленному листку-консультанту. (За правильно выполненное задание выдается приз.)
Задания
- Найти значение одночлена 5 у3 при у = 8.
- Найти значение одночлена -1,5 а2 при а = -20.
- Найти значение одночлена 4 а3 при а = 3.
- Найти значение одночлена 3 у4 при у = -10.
- Найти значение одночлена 3,5 х2 при х = -10.
- Найти значение одночлена – 3аb при а = 25, b = -8.
- Найти значение одночлена 4ху2 при х = 15, у = -2.
- Найти значение одночлена ѕ а3 в2 при а = -2, в = -4.
(Карточки необходимо приготовить для всех учащихся.)
6. Устная работа. Задание: найти степень одночлена.
Необходимо прочесть зашифрованную записку.
Ваша задача определить степень каждого одночлена, записанного на табличке, и назвать, какие числа спрятаны на обратной стороне.
Учащиеся называют степень каждого одночлена. Получившиеся ответы записываются на доске. В первой группе получается число 1369, во второй – 2550. Выделяем эти числа.
Учащиеся отвечают на вопрос: какие из данных одночленов записаны в стандартном виде. (Отвечающим на вопросы – приз.)
Слово учителя. Хотите знать, почему мы выделили эти числа на доске? Тогда отвечайте, какое самое замечательное событие зимы? Конечно, Новый год! Каникулы! У нас наступает 2007 год, а во многих мусульманских странах по лунному календарю наступит 1428 год. По индийским солнечным календарям мусульманская часть населения будет встречать 1369 год, а приверженцы буддизма 2550 год.
7. На Новый год принято наряжать хвойное дерево, чаще ель. Считалось, что в ее вечнозеленых ветвях зимуют добрые духи. Вот и несли свои подношения елке. Отсюда и пошел обычай украшать в новогодний праздник душистое хвойное деревце.
В каком году в России была зажжена первая публичная елка, вы узнаете, если пройдете «лабиринт», выполнив только 4 задания, начиная с первого, результат которого есть начало следующего.
Ребята выполняют задания на умножение одночленов. Тем ребятам, которые первыми получили результат 1852, предлагается «пройти по лабиринту до конца и прийти в гости к «Нулику». За каждое правильно выполненное задание выдается приз.
Слово учителя. В 1882 году с Петербурге была зажжена первая публичная елка. Давайте и мы с вами украсим нашу «елку» для того, чтобы задобрить добрых духов, чтобы удача не покидала нас весь следующий год.
8. Задание «Украсить елку». На карточках – игрушках написаны задания. Необходимо выполнить это задание, подойти к «елке», найти ответ и прикрепить свою «игрушку», получает приз.
Упражнения записаны на обратной стороне «игрушки».
Задания на карточках – игрушках
(Карточки необходимо приготовить для всех учащихся.)
9. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Подсчитываются «призы».
За 2-3 приза – отметка «3».
За 4-5 призов – отметка «4».
За 5 и более – отметка «5».
Учитель благодарит за урок.