За четыре столетия существования педагогической науки многие ее ценности переменились. Появились не только новые цели, но новые средства образования. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.
Современная методика преподавания предлагает разнообразные формы урока, в основе которых нетрадиционные формы работы, в том числе групповая и коллективная деятельность.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.
В методике этих уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Опыт учителей – новаторов показывает, что при организации нетрадиционной деятельности на уроке создаются наиболее благоприятные возможности для интерпретации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника.
В этом плане интересна организация групповой формы обучения. Она предполагает постановку единой познавательной задачи для решения которой необходимо объединение всех ее членов и их тесное взаимодействие. Кроме развития коммуникабельности, ее особенность в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей, т.е. “обучающую” работу ведет не только учитель, но и учащиеся.
Групповую деятельность можно применять при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока, на уроках решения задач. Опыт педагогов показывает, что на таких уроках лучше организовывать небольшие группы: работа в парах или четверкой. На уроках – пресс-конференциях, уроках – соревнованиях можно организовать группы по шесть человек, в зависимости от наполняемости класса. Важно, что бы каждый учащийся был включен в активную деятельность.
В соответствии с целями урок – соревнование может быть уроком на котором обучают решению задач, или урок на котором закрепляют умения и навыки этой работы. При этом необходимо учитывать, что занимательная форма урока не должна заслонять серьезного отношения к его содержанию. Поэтому в структуру урока следует включать обычные его элементы: решение качественных задач, самостоятельную работу учащихся и фронтальное выполнение заданий. Уроки – соревнования, кроме образовательных задач, способствуют формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, учат учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления, т.е. решают задачи развивающего обучения.
Проведение такой формы урока разнообразит процесс обучения, делает его более увлекательным, дает возможность удовлетворить интересы школьников, повышает у них чувство ответственности за главное дело своей жизни – учение.
Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностями, личностью самого учителя. Так, если в средних классах наиболее продуктивно проходят уроки-соревнования, то в старшем звене можно использовать уроки конференции, уроки пресс-конференции. Уроки этого типа предполагают предварительную подготовку, в ходе которой учащиеся получают творческие задания. Это может быть подготовка сообщения, доклада, презентации. В ходе этой работы учащиеся, самостоятельно работают с дополнительной литературой; учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать; пользоваться современными средствами работы с информацией. В ходе такой работы развивается самостоятельность, творческое мышление.
На таких уроках можно достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществлять контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие в уроке учителя.
Процесс постоянного поиска новых форм и приемов, позволяет слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Урок пресс-конференция “Применение постоянного тока”
Цель урока: повторить и обобщить тему “Законы постоянного тока”, рассмотреть практическое применение постоянного тока.
Техническое оснащение: компьютеры.
Демонстрации: выставка источников постоянного тока: аккумуляторов, гальванических элементов, конденсаторов; таблицы “Гальванические элементы”, “Аккумуляторы”; презентации учащихся; учителя.
Предварительная работа: учащиеся разделились на три группы (число группы определено по числу учащихся в классе); каждая группа представляет редакцию газеты – учащиеся заранее выбирают редактора газеты, придумывают название газеты; каждой группе дается задание подготовить сообщение или презентацию по теме “Применение постоянного тока”; на уроке редактор газеты выступает в роли докладчика, все остальные члены группы в роли корреспондентов газеты.
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя:
Ребята, мы с вами изучили законы постоянного тока и цель нашего урока повторить и обобщить изученный материал, а главное показать его значимость для практического применения. Ведь если нет практического применения законов, то нет и особого интереса их изучать. Говорить о практическом применении постоянного тока можно очень много, но нам сегодня нужно выделить главные существенные направления.
Мы с вами уже определили, что о существовании постоянного тока можно прежде всего по источникам тока, которые используются в цепи, поэтому мы сегодня многократно об этом будем говорить. И так начнем.
3. Пресс– конференция:
I.Выступление 1 докладчика
Вопросы корреспондентов газет
II. Выступление 2 докладчика
Вопросы корреспондентов газет
III. Выступление 3 докладчика
Вопросы корреспондентов газет
Примерные вопросы корреспондентов:
1)Какие законы постоянного тока применяются в этом устройстве?
2) Каковы преимущества данного источника тока?
3) Каковы недостатки данного источника тока?
4) В чем преимущества постоянного электрического тока?
5) Какие меры безопасности нужно применять при использовании аккумуляторов?
6) Как используется постоянный электрический ток в электро-, радиотехнике? и т.п.
4. Выпуск экспресс– газеты.
5. Обобщение материала с использованием презентации учителя.
6.Подведение итогов.