Цель урока: Повторение и систематизация материала в игровой форме по теме «Давление жидкостей и газов» (остальные цели учитель ставит в зависимости от класса и его подготовленности по данной теме).
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Сказка – путешествие.
Этапы сказки:
-
Цветочная поляна (теоретические вопросы по теме);
-
Ночлег у реки (приборы для измерения давления);
-
Путешествие через реку (решение задач на определение грузоподъемности плота и воздушного шара);
-
Лес чудес (вопросы - опыты);
-
Подземелье (пословицы, поговорки и загадки по данной теме).
3. Подведение итогов.
Оформление, оборудование урока и ТСО:
Урок помогают вести члены кружка «Занимательная физика».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим тему: «Давление жидкостей и газов». Урок проведем в форме мысленного путешествия с героями сказки – жителями королевства «Физика» - Молекулы Премудрой и Водородом Природным сыном. Сказку и стихи для нее сочинили учащиеся, посещающие кружок «Занимательная физика». Ваша задача активно участвовать в путешествии и набирать жетоны, которые помогут оценить знания по этой теме. (За ответы учащиеся получают жетоны).
Стих читает одна из учениц:
Я, как на физику приду -
Словно в сказку попаду!
Чего здесь только не бывает:
В небесах шары летают!
В море гвоздь пошел на дно,
Но не тонет в нем бревно.
Ночью солнце исчезает,
В космос спутники пускают.
На пруду блестят коньки - солнышка сияние,
Узнаем, что у воды есть три состояния.
Если брат скатился с горки, смотрит с восхищением,
Узнаем – его катала сила притяжения.
На плите горит огонь – светит всем в окно,
От него, я точно знаю, будет всем тепло!
Я, как на физику приду - сразу в сказку попаду!
(Ю. Шмелева 7а; Т. Федотова 8б)
Учитель: В незапамятные времена в королевстве «Физика» жили-были король с королевой. И была у них дочь- Молекула Премудрая: красавица писаная, а уж рукодельница! Все умела. Но больше всего науку физику она любила. У принцессы даже комната была, где она целыми днями физические опыты ставила, и стихи про свое любимое королевство сочиняла:
В королевстве «Физика» живут явления природы,
Молекулы и атомы - азота, водорода,
Мощность и энергия, Паскали и Ньютоны,
Тел взаимодействия и работы тонны!
В королевстве «Физика» царствует природа,
Скорость и движения различной породы,
Сила тяготения, законы Архимеда,
А также наблюдения и в опытах победа! (Е. Работкина 7а)
Все шло своим чередом. Но однажды Гидравлическая Ведьма из соседнего королевства «Гидростатических парадоксов» разгневалась на Молекулу Премудрую и послала в королевство «Физика» Черный Вихрь из жидкостей и газов. Разбушевался Черный Вихрь в королевстве «Физика» и унес с собой Молекулу Премудрую. Кликнул король клич: «Кто спасет мою дочь – тому ее в жены отдам». Нашелся храбрец. Звали его – Водород Природный сын. Собрался он в дорогу. И пошел, куда глаза глядят. Идет Водород, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?» Поведал Водород о случившемся. А старушка говорит: «Нелегко тебе придется. Ведь спасти Молекулу Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает, особенно тему «Давление жидкостей и газов». Можешь взять себе в помощники ребят из седьмого класса. Они все знают по этой теме, ведь они ее только что изучили. Дам я тебе маршрутный лист, по которому ты придешь в королевство Гидростатических Парадоксов. Там твоя невеста».
Поможем Водороду!
Быстро наш храбрец до цветочной поляны добрался. А там его первое задание ожидало – собрать букет для Молекулы Премудрой.
(На доске три стебелька от цветов, а на столе - лепестки с вопросами. Учитель задает вопросы, а после ответов учащихся, лепестки присоединяются к стебелькам)
Примерные вопросы:
- Чем обусловлено давление в газах?
- В каких единицах измеряется давление? Чему равен один Паскаль (из какой формулы это видно)?
- В каком состоянии газ производит большее давление – в холодном или горячем? Почему?
- Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах?
- Как читается закон Паскаля? Почему он справедлив только для жидкостей и газов?
- От каких величин зависит давление жидкостей?
- По какой формуле рассчитывается давление жидкостей? Зависит ли давление от формы сосуда?
- Что за сосуды здесь представлены? Каковы их основные свойства? (Сообщающиеся сосуды).
- Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести?
- Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь во все стороны, не покидают Землю?
- Какой ученый впервые измерил атмосферное давление? С помощью какого опыта?
- Как и почему с высотой изменяется атмосферное давление?
- От чего зависит сила Архимеда? С помощью какой формулы можно ее рассчитать?
- В каких случаях тело тонет в жидкостях, плавает и всплывает?
Пока набирали букет – ночь настала. Собрался Водород Природный сын спать ложиться, да призадумался: «как бы узнать какая завтра погода будет: ясная или пасмурная? Идти- то придется целый день».
Поможем Водороду!
Задание второе
Выбрать прибор, с помощью которого можно определить погоду на завтра. (На столе барометр-анероид, манометры).
Для чего предназначены манометры?
А наутро Водорода Природного сына новая задача ожидала. Река широкая пред ним предстала. На берегу реки он увидел плот небольшой и воздушный шар с корзиной.
Задание третье
Какое из этих средств передвижения выбрать Водороду? Ведь богатырь он знатный – массой в 100 кг. Поможем рассчитать грузоподъемность плота и подъемную силу воздушного шара (учащиеся решают две задачи по вариантам, и два человека - на скрытой части доски).
1 вариант. Выдержит ли Водорода – богатыря плот, изготовленный из дубовых досок, объем которых 1 м3 , если масса Водорода-богатыря 100 кг? |
2 вариант. Поднимет
ли Водорода – богатыря воздушный шар объемом 10м3 , заполненный гелием, если масса Водорода-богатыря 100кг? |
Переправился Водород Природный сын благополучно через широкую реку и попал в красивейший «Лес чудес», в котором живут чародеи волшебники. Предлагают они Водороду опыты- вопросы занимательные, но ответов вопросы требуют серьезных и обдуманных, которые на законы физики опираются.
Задание четвертое
(Лаборанты - помощники показывают опыты с имеющимся по данной теме оборудованием, а учитель сопровождает их вопросами и комментариями).
1. Задача – стих (сопровождается опытом): в стеклянную чашу с водой кидают деревянный брусок, гвоздь, скрепку, свечу
Почему обычно бревна плавают на речке?
Почему они не тонут, а горят в домашней печке?
А ведь гвоздь конечно легче здоровенного бревна.
Почему же он утонет? Тонут гвозди издавна!
Скрепка – тонет, свечка – нет (а она то тяжелей)
Есть ли нужный нам ответ? Догадайтесь поскорей!
(Е. Работкина 7а)
2. Опыт «сухим из воды».
3. Опыт с мыльными пузырями.
4. Опыт «яйцо в бутылке».
5. Опыт с картошкой и растворами соли в воде.
Увидала злая Ведьма Гидравлическая, что близок конец ее колдовству и отправила Черного Вихря навстречу Водороду. Подхватил Вихрь Водорода и в темницу упрятал. Спасти его оттуда могут только пословицы, поговорки и загадки, связанные с темой урока.
Задание пятое
(Учащиеся зачитывают, приготовленные в качестве домашнего задания пословицы, поговорки и загадки).
Примеры:
- Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы, чтоб давление измерять?
На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед нам погоду узнает.- Всем поведает, хоть и без языка,
когда будет ясно, когда облака.- Сей особенный предмет вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет.
(Барометр)
- Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка и улетел под облака.
(Воздушный шарик)
- В воде не тонет и в огне не горит
- Вода по воде плавает.
(Лед)
- Масло с водой не смешаешь.
- Масло всегда поверху плавает.
- Как камень в воду канул.
- Большому кораблю большое плаванье.
Мы своими знаниями развеяли чары Ведьмы Гидравлической и победили злые силы королевства Гидростатических парадоксов, помогли освободить Молекулу Премудрую!
(Подведение итогов. По количеству набранных жетонов выставляются оценки).
После данного урока Екатерине Работкиной - ученице 7 класса захотелось написать сказку в стихах. Предлагаю её версию.
Сказка о Молекуле Премудрой и Водороде Природном сыне.
В одном королевстве жил – был король,
А также принцесса – прекрасная дочь!
А звали принцессу – Молекула Мудрая.
Любила она свое королевство!Всегда прелестна! И нежно напудрена!
Обожала физику с детства!
А в темном глубоком закоулке дворца
Скрывалась комната от чужого лица.
Там разные банки-склянки лежали:
Мензурки, пробирки, ртуть и азот.
Принцесса любила ту комнату очень,
Сидела весь день там без лишних забот.
И знала Молекула физику славно,
И опыты были счастливой забавой.В далеком лесу на краю государства
Жила в темном замке Гидравлическая Ведьма.
И нет против Ведьмы никакого лекарства,
Страдало от ведьмы все государство!И вот невзлюбила Молекулу Ведьма.
Ей зависть забыть бы!
Но она бы все мстила!
Принцессе Премудрой за богатство и смелость,
Красоту и характер навредить ей хотелось.Черный Вихрь к колдунье на помощь пришел,
И разговор у них страшный тут же зашел:
«Ты Черный Вихрь колдуньи – ведуньи,
Схвати ту принцессу и долго не думай,
И дыма завесу оставь за собой,
Тебя одарю я за этот разбой!»*****
В то время Принцесса сидела спокойно,
Прекрасные очи смотрели на опыт.
Ловко взяла Принцесса пробирку
И черное что-то увидела в маленькой дырке
Вдруг вылетел Вихрь из невинной стекляшки,
И стало всем страшно, даже невинной букашке!
И мрачным крылом под ночною завесой
Схватил он любимую всеми Принцессу.
Мелькнул он с Премудрой и тут же исчез
Сквозь звездное небо унес к Ведьме в лес.*****
Следующим утром славный король
В глубоких раздумьях посиживал в троне.
В горе было все королевство,
Даже собакам было нелестно!
И встал тут король, отдавая приказ:
«Быстрей бы Принцессу мою кто-то спас!
Полцарства ему подарю!
Если найдется такой смельчак,
То замуж отдам, пусть даже будет бедняк!»*****
В убогой деревне с названьем Инерция
Жил парень отличный, смелый и умный.
Решил отыскать он Принцессу Молекулу.
Собрался в дорогу и знания мудрые
С собой прихватил!
Так же, как наша Принцесса он физику очень любил!*****
Вот по дороге старушка бредет
Дорогу узнать к ней наш парень идет.
А старая бабка ему отвечает:
«Чтоб Мудрую вытащить из лап злой колдуньи
физику знать надо - тут мало везенья.
Не следуй туда, куда ноги ведут.
Вот тебе лист маршрутный, мой друг».
Попрощался со старушкой Природный Водород,
И вот в путь дорожку уже он идет.
Навстречу ему Поляна Прекрасная,
Цветов там не счесть - все они разные!
А рядом на дереве табличка висит:
«Кто физику знает, только тот отгадает
и букет Принцессе принесет!»Собрал Водород для Принцессы цветов,
(вопросы на лепестках ромашки на повторение теории по данной теме)
Да видит – темнеет, а ночлег не готов!
Поставил палатку возле реки
И крепко заснул, прижимая к груди ноготки.Проснулся Водород и к речке умыться пошел наперед.
Вдруг видит, а берег там не пустой,
На нем плот лежит и шар небольшой!
Подумал герой наш:
«Погода какая? Солнце ли будет, иль дождь
пролетая, оставит свой след, людей удивляя?»
(Загадки про барометр)
«На чем же мне речку преодолеть?
Придется задачку решить, а потом посмотреть.
(Задача на грузоподъемность и подъемную силу)Когда Водород чрез реку переплыл -
Пред ним, как сказка чудесный лес объятья раскрыл.
Зеленые елки, сосна за сосной,
И все так цветуще этой весной!
И тут же из леса Волшебник выходит
И с таинственным видом Водорода уводит.
Опыты Волшебник показывать будет,
Как, зачем и почему не каждый рассудит.
(Опыты к вопросам)*****
У Ведьмы в то время исказилось лицо,
Герой наш все ближе и ближе к дворцу.
И Вихря она наслала на нашего молодца!
И унес Вихрь его!
Унес в подземелье, где сыро, темно,
Где плесень со светом сто лет не знакомы.
Лишь пословицы и поговорки отбросят темень и сырость на задворки.
(Дети зачитывают пословицы и поговорки на тему урока, которые должны были подобрать дома)
Увидела Ведьма, что силы ее на исходе,
И что все ближе и ближе Водород к Принцессе подходит.
Скрылась она в облаке черном
С грозою и молнией в страшном позоре!*****
Водород же Принцессу из оков освободил,
Отвел к королю и король их женил!
Вот и этой счастливой сказке конец.
А физику, друг, ты учил! Молодец!