С.В. Михалков "Мой щенок"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить выразительному чтению, воспитывать любовь к животным, учить заботиться о них, развивать устную речь учащихся, творческие способности.

Оборудование: книги С.В. Михалкова, иллюстрации к стихотворению «Мой щенок», видеозапись с породами собак (собственной съёмки), палас с игрушками-собаками, косточки для рефлексии, учебники «Капельки солнца» 1 класс.

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Улыбнитесь мне, друг другу, гостям. Садитесь, проверьте осанку.

2. - Начнём урок с языковой разминки.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали?
Раз, два, три, четыре, пять.

- Прочитаем хором.

- Шёпотом.

- Скороговоркой.

- Как называется стихотворение? («Котята»)

- Кто автор этого произведения? (С.В. Михалков)

Вывешивается портрет.

- С.В. Михалков написал много произведений для детей.

- Я подготовила для вас викторину.

(учитель читает отрывки из стихотворений: «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Прививка», «Два барана», а ученики говорят название стихотворения.)

3. Знакомство с темой урока.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.В. Михалкова.

- Отгадайте по описанию ученика, кто будет главным героем стихотворения. (подготовленный ученик рассказывает о собаке, не называя её.)

- Догадались, о ком идёт речь? (собака)

- Давайте посмотрим видеофильм, где вы увидите как разнообразны породы собак

- Как называется детёныш у собаки? (щенок)

- Тема нашего урока «С.В. Михалков «Мой щенок».

- Прочитайте пословицу на доске и объясните её:

СОБАКА ЧЕЛОВЕКУ – НЕИЗМЕННЫЙ ДРУГ.

- Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить. А то может получиться так, как в сказке «Тимка обиделся».

- Хотите посмотреть сказку?

- Пойдёмте в наш театр на лужайке. Ваши товарищи подготовили для вас сюрприз.

(Дети садятся, ложатся на ковре и смотрят спектакль).

4. Анализ спектакля:

- Почему Тимка обиделся на ребят?

- Чему учит нас эта сказка

Вывод: Любить животных – это кормить его, гулять с ним. Убирать за ним. Не обижать его.

Работа над стихотворением.

- А сейчас откройте учебник. Прежде чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение нескольких слов и выражений.

  • КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.
  • Жбан
  • ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ
  • ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА
  • ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ

Учитель читает стихотворение.

- Как девочка относится к своему щенку?

Чтение стихотворения «цепочкой».

- У нашей героини нет имени. Я его придумала. Чтобы его отгадать, вы должны ответить на 5 вопросов и заполнить пустые клеточки или по-другому отгадать кроссворд.

  1. Какой рой летел за щенком?
  2. Как называется сосуд, который перевернул щенок?
  3. Как лежал щенок после укуса пчёл?
  4. Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называется?
  5. Что делал щенок, чтобы разбудить семью?
  • Пчелиный
  • Жбан
  • Пластом
  • Лаял (Настя)

РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕКСТА.

- Как нужно читать первую строчку? (с тревогой)

- Как надо читать о том, что делал щенок утром? (спокойно, с удивлением)

- Зачитайте, чего боялась девочка?

- Как надо читать? (грусть, тревога)

- Прочитайте, что сказала мать?

- Прочитайте. Как появился щенок? (неожиданно)

- Как он выглядел?

- Прочитайте с гордостью последние строчки.

ФИЗМИНУТКА

- У вас на партах сидят игрушечные собаки, поиграйте с ними, погладьте, почешите животик, за ушком, обнимите их.

5. Выборочное чтение к иллюстрациям.

Учитель показывает иллюстрации, а ученики читают нужный отрывок с выражением.

6. Творческая работа.

- А теперь давайте придумаем продолжение к этому стихотворению, как девочка лечила щенка.

………………глазки
……..лекарство ……….. щенок
………………..ласки
………………….не одинок.

Мажу нос и мою глазки.
Пьёт лекарство мой щенок.
Не прожить ему без ласки
Он со мной не одинок.

7. Развитие памяти.

- Выучите наизусть и расскажите последние 6 строчек.

8. Итог урока.

- Произведение какого писателя мы сегодня изучали?

- Над чем заставил вас задуматься этот урок?

9. Рефлексия.

- Давайте покормим наших друзей. У вас на партах лежит по три косточке: красная, жёлтая, коричневая.

- Возьмите красную, если вам понравилось на уроке, вам было хорошо, интересно.

- Жёлтую, если вас устраивало на уроке не всё.

- Коричневая, если у вас осталось плохое впечатление от урока.