Тема: изображение картин природы посредством музыки и изобразительного искусства.
Цель: обобщить и закрепить изученное по теме “Изобразительность в музыке”, научиться через музыку “видеть” картины природы.
Задачи: научиться слушать и понимать музыку; “рисовать” ее в своем воображении.
Оборудование: CD-диски с музыкальными записями, фортепиано, компьютер, мультимедиапроектор, картины на электронном носителе (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть
Вход учащихся под музыку Антонио Вивальди “Тройка” из цикла “Времена года”. Приветствие – распевка.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
II. Основная часть
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка что-то выражает или изображает. Скажите, что может выражать и изображать музыка?
Дети: Характер человека; спокойных и непосед; дождь; гром; звонок; стук колес поезда и т.д.
Учитель: А также музыка может рисовать картины природы, времена года… Послушайте пьесу и определите по характеру музыки, какое время года изобразил композитор Вивальди в своей музыке.
Звучит пьеса А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”.
Учитель: Как вы думаете, какого характера данная пьеса?
Дети: Спокойная; поэтичная; задумчивая; волшебная и т.д.
Учитель: А в какое время года, изображенное в пьесе, к нам приходит волшебство, чудо?
Дети: Зимой!
Учитель: С приходом зимы природа преображается! Какие приметы зимы вы, ребята, можете назвать?
Дети: Снег; деревья в инее; сосульки; ледяные горки; мороз; звери впадают в зимнюю спячку.
Учитель: Снег, мороз, сосульки – все это создает необыкновенную красоту окружающей нас природы в зимнюю пору, которую старались передать в своих творениях художники! Посмотрите, как это у них получилось!
Демонстрация изображений зимнего пейзажа И.И. Шишкина, К. Ф. Юона (Приложение 1).
Учитель: Ребята, что вы видите на картине?
Дети: Снег в полях, на деревьях; на картине Юона – дети.
Учитель: Какие краски использовали художники?
Дети: Голубой; синий; фиолетовый; белый.
Учитель: Эти тона называются холодными – они чаще встречаются у художников, которые хотят передать состояние природы в зимнее время года. Ребята, какие чувства вызывают у вас картины?
Дети: Чувство спокойствия; радости.
Учитель: Давайте сейчас песней “Пришла зима” расскажем о том, что вам больше всего нравится зимой!
Работа над голосовыми связками. Распевки. Повторение песни по куплетам. Исполнение песни.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем в снежки прямо на уроке!
Приготовлены по 1 шарику из ваты для каждого ученика. При словах “снег, снег” – два раза подкинуть шарик в ладошке.
В еловых лапах – снег, снег;
Пни в пушистых шапках – снег, снег;
Заискрилось поле – снег, снег;
Белое раздолье – снег, снег;
По лугам – полянам – снег, снег;
На катке стеклянном – снег, снег;
Летит, кружится – снег, снег;
Нам румянит щеки – снег, снег;
Вьется белым роем – снег, снег;
А мы крепость строим – снег, снег;
Вихри, будто кони – снег, снег;
Ловим мы в ладони – снег, снег.
Стихотворение из поурочных планов по программе Д.Б. Кабалевского, автор-составитель Т.С. Максимова, издательство “Учитель”, 2003.
Учитель: Ребята, я думаю, что картины зимнего пейзажа и музыка А. Вивальди вдохновили вас на творчество, и сейчас вы сами изобразите все, что у вас ассоциируется с зимой. Рисовать вы будете под музыку, которая поможет вам создать нужное настроение.
Дети: Нарисовали акварелью рисунки и показали их друг другу.
III. Итог урока
Учитель: Ребята, у вас получились прекрасные пейзажи, в которых вы изобразили зимнее время года! Кроме красок и вашего старания, что еще помогло вам создать такие красивые рисунки?
Дети: Музыка.
Учитель: Правильно! Сегодня на уроке звучала музыка Антонио Вивальди из цикла “Времена года”. Итак, ребята, давайте подумаем, что выражает и изображает музыка?
Дети: Времена года; картины природы; чувства, мысли человека и все то, что нас окружает.
IV. Заключительная часть
Выход учащихся под музыку Антонио Вивальди “Тройка” из цикла “Времена года”.