Интегрированный урок ИЗО и музыки в 6-м классе по программе "ИНОС" по теме "Путешествие в мир прекрасного. Времена года. Осень"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цели и задачи:

- Воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.

- Развивать чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.

- Организовать творческий процесс:

а) услышал -> почувствовал -> подумал -> обсудил

б) услышал -> почувствовал -> увидел -> нарисовал.

Материал к уроку:

• модель паровозика;

• таблички - станции;

• портрет П.И.Чайковского;

• видеокассета “Времена года”;

• аудиокассета: П.И.Чайковский “Времена года”;

• фонограмма песни;

• рисунки детей об осени;

• листы - заготовки для рисования;

• “бочка” с вопросами;

• таблицы – анаграммы.

Оборудование ТСО:

Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон

План урока:

I.Организационный момент.

II.Творчество П.И. Чайковского. “Времена года”.

III.Анаграммы: - импровизация

- скульптура.

IV.Самостоятельная работа детей “Фантазия осени”

V.Заморочки из бочки.

VI.Итог урока.

VII.Вокально-хоровая работа. Исполнение песни об осени.

I. Организационный момент

Здравствуйте! У нас сегодня на уроке присутствуют гости и мы проводим интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Мы отправляемся в путешествие, в мир прекрасного.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, изобразительное искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года - Осень.

II. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся –

“Музыкально - литературная”.

***

Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие.
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие.
Всё в таинственном молчанье
Холм оделся темнотой.
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.

Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

- Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

- Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

- А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

- Цикл “Времена года” (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами).

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.

У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила.

И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.

Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого “Осенняя песнь”.

“Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.....”

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Сейчас я вам включу “Осеннюю песнь”. Послушайте.

Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.

П.И. Чайковский “Времена года” Октябрь.

- Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка?

(ответы детей)

- Что вы представили себе? Какую картину природы?

(ответы детей)

Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

- Обратите внимание, куда движется мелодия и что с ней происходит? На что это похоже?

(ответы детей: - Листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

- Что изменилось в мелодии?

(ответы детей: - Поменялся лад)

- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями “Листья желтые над городом кружатся”, “Осенний листопад”, “Краски осени”, “Золото осени”.

И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

“Унылая пора!
Очей очарованья!
Приятна мне твоя
Прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса”.

III. И мы движемся дальше ......

станция “Анаграмма”.

Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:

а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.

(импровизация)

б) это объемно-просранственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

(скульптура)

IV. Следующая наша станция - “Изобразительная”.

Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло.

Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?

Художник рисует осень
И словно прощенья просит
У грустной поры прощаний
За искренний свой пейзаж.

Задумавшись над палитрой,
Он вдруг улыбнется хитро
И снова за кисть берется,
Берется за карандаш.

И катятся по дорожкам
Лимоны и апельсины –
Так видит художник листья,
И кисть колдует всласть.

Мне весело и тревожно –
И это необъяснимо
И хочется мне с картины
Опавшие листья украсть.

Сергей Чалов.

- Ребята, а как бы вы изобразили осень?

(ответы детей)

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

- Перед вами лежат листочки с различными фрагментами. Давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

Самостоятельная работа детей (видеокассета “Времена года”)

Анализ рисунков.

V. Путешествие наше продолжается и следующая станция –

“Заморочки из бочки”.

- Перед вами “бочка”, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1) Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

а) дискотека;

б) карнавал;

в) балет.

2) Автором какой картины является Шишкин?

а) “Опять двойка”;

б) “Рожь колосистая”;

в) “Мадонна с младенцем”.

3) Что из ниже перечисленного относится к народным промыслам?

а) пейзаж;

б) гжель;

в) портрет.

4) Как называется балет П.И.Чайковского?

а) “Щелкунчик”;

б) “Деревянный принц”;

в) “Буратино”.

5) Картина, которую написал Малевич?

а) Желтый круг;

б) Черный квадрат;

в) Белый треугольник.

6) Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

а) костюмом;

б) обувью;

в) отсутствием в руке дирижерской палочки.

7) С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта;

б) с эскиза;

в) с физкультминутки.

8) Как называется торжественная государственная песня?

а) ода;

б) гимн;

в) кантата.

9) Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?

а) былины;

б) сказки;

в) загадки.

10) Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр;

б) Макдоналдс;

в) картинная галерея.

VI. И последняя наша станция - “Итоговая”.

Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского - как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека. Вспомнили цикл “Времена года”, где каждая часть - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.

2) Разгадали анаграммы.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

4) Ответили на вопросы в конкурсе “Заморочки из бочки”.

Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня “МОЛОДЦЫ”.

VII. Наш урок мы завершаем “Осенней песенкой”, автором которой является ученица вашего класса.

Осенняя песенка.

1. Жаркого лета время прошло
И безвозвратно безделье ушло.
Снова все вместе в школу пойдем,
В бой за оценкой к доске подойдем.
Клены нам машут, приветствуют нас
Кто-то сегодня пошел в 1 класс.
Будут уроки, будут звонки.
Надо учиться, ученики!

2. А по дороге видим красу:
Гроздья рябины видны за версту,
Листья несмело кружат на ветру,
Ковром застилая сухую траву.
Ели и сосны, клены, дубы
Вдоль по аллеям посажены вы.
Только сменили летний наряд,
Звездами листья на ветках горят.

Благодарим за урок.

До свидания!