Цели и задачи:
- Воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.
- Развивать чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
- Организовать творческий процесс:
а) услышал -> почувствовал -> подумал -> обсудил
б) услышал -> почувствовал -> увидел -> нарисовал.
Материал к уроку:
• модель паровозика;
• таблички - станции;
• портрет П.И.Чайковского;
• видеокассета “Времена года”;
• аудиокассета: П.И.Чайковский “Времена года”;
• фонограмма песни;
• рисунки детей об осени;
• листы - заготовки для рисования;
• “бочка” с вопросами;
• таблицы – анаграммы.
Оборудование ТСО:
Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон
План урока:
I.Организационный момент.
II.Творчество П.И. Чайковского. “Времена года”.
III.Анаграммы: - импровизация
- скульптура.
IV.Самостоятельная работа детей “Фантазия осени”
V.Заморочки из бочки.
VI.Итог урока.
VII.Вокально-хоровая работа. Исполнение песни об осени.
I. Организационный момент
Здравствуйте! У нас сегодня на уроке присутствуют гости и мы проводим интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Мы отправляемся в путешествие, в мир прекрасного.
Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, изобразительное искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года - Осень.
II. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся –
“Музыкально - литературная”.
***
Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие.
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие.
Всё в таинственном молчанье
Холм оделся темнотой.
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.
- Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.
- Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.
- А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?
- Цикл “Времена года” (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами).
П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.
У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила.
И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.
Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.
Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого “Осенняя песнь”.
“Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.....”
Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной.
Сейчас я вам включу “Осеннюю песнь”. Послушайте.
Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.
П.И. Чайковский “Времена года” Октябрь.
- Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка?
(ответы детей)
- Что вы представили себе? Какую картину природы?
(ответы детей)
Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.
С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.
- Обратите внимание, куда движется мелодия и что с ней происходит? На что это похоже?
(ответы детей: - Листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)
- Что изменилось в мелодии?
(ответы детей: - Поменялся лад)
- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.
Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.
Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями “Листья желтые над городом кружатся”, “Осенний листопад”, “Краски осени”, “Золото осени”.
И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:
“Унылая пора!
Очей очарованья!
Приятна мне твоя
Прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса”.
III. И мы движемся дальше ......
станция “Анаграмма”.
Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:
а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.
(импровизация)
б) это объемно-просранственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.
(скульптура)
IV. Следующая наша станция - “Изобразительная”.
Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло.
Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.
Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?
Художник рисует осень
И словно прощенья просит
У грустной поры прощаний
За искренний свой пейзаж.Задумавшись над палитрой,
Он вдруг улыбнется хитро
И снова за кисть берется,
Берется за карандаш.И катятся по дорожкам
Лимоны и апельсины –
Так видит художник листья,
И кисть колдует всласть.Мне весело и тревожно –
И это необъяснимо
И хочется мне с картины
Опавшие листья украсть.
Сергей Чалов.
- Ребята, а как бы вы изобразили осень?
(ответы детей)
И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.
- Перед вами лежат листочки с различными фрагментами. Давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.
Самостоятельная работа детей (видеокассета “Времена года”)
Анализ рисунков.
V. Путешествие наше продолжается и следующая станция –
“Заморочки из бочки”.
- Перед вами “бочка”, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:
1) Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
а) дискотека;
б) карнавал;
в) балет.
2) Автором какой картины является Шишкин?
а) “Опять двойка”;
б) “Рожь колосистая”;
в) “Мадонна с младенцем”.
3) Что из ниже перечисленного относится к народным промыслам?
а) пейзаж;
б) гжель;
в) портрет.
4) Как называется балет П.И.Чайковского?
а) “Щелкунчик”;
б) “Деревянный принц”;
в) “Буратино”.
5) Картина, которую написал Малевич?
а) Желтый круг;
б) Черный квадрат;
в) Белый треугольник.
6) Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?
а) костюмом;
б) обувью;
в) отсутствием в руке дирижерской палочки.
7) С чего начинает художник работу над картиной?
а) с антракта;
б) с эскиза;
в) с физкультминутки.
8) Как называется торжественная государственная песня?
а) ода;
б) гимн;
в) кантата.
9) Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?
а) былины;
б) сказки;
в) загадки.
10) Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?
а) большой театр;
б) Макдоналдс;
в) картинная галерея.
VI. И последняя наша станция - “Итоговая”.
Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:
1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского - как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека. Вспомнили цикл “Времена года”, где каждая часть - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.
2) Разгадали анаграммы.
3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.
4) Ответили на вопросы в конкурсе “Заморочки из бочки”.
Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня “МОЛОДЦЫ”.
VII. Наш урок мы завершаем “Осенней песенкой”, автором которой является ученица вашего класса.
Осенняя песенка.
1. Жаркого лета время прошло
И безвозвратно безделье ушло.
Снова все вместе в школу пойдем,
В бой за оценкой к доске подойдем.
Клены нам машут, приветствуют нас
Кто-то сегодня пошел в 1 класс.
Будут уроки, будут звонки.
Надо учиться, ученики!2. А по дороге видим красу:
Гроздья рябины видны за версту,
Листья несмело кружат на ветру,
Ковром застилая сухую траву.
Ели и сосны, клены, дубы
Вдоль по аллеям посажены вы.
Только сменили летний наряд,
Звездами листья на ветках горят.
Благодарим за урок.
До свидания!