Цели урока:
- Продолжить обучение написанию гласных в корне слова.
- Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
- Формировать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова.
- Учить находить признаки животных леса.
- Продолжить формирование элементов экологической культуры.
Оборудование: картинки или фотографии с изображением животных леса, Репродукции картин «Утро в сосновом лесу», «Лес», «Лес зимой », «Следы на снегу»; блок – схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова», карточки с написанными гласными буквами, карточки – тесты «Минутка», схема звука – буквенного анализа слов, цветок настроения. Иллюстрация кормушки и птицы (снегири, синицы, воробьи.)
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверить готовность к уроку. Каждый ребенок на цветок настроения прикрепляет фишку, таким образом, сигнализируя о настроение в начале урока.
2. Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение « Две буквы ». (Л.Дружининой).
Буква А и буква О
Обижаются давно:
- Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Букве А стоять здесь стыдно,
Ей и больно и обидно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из – под пера
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами.
Изуродует он слово –
Пишет через А – карова.
То какая – то «трова»,
То какие – то «драва».
Буква А и буква О
Обижаются давно:
- Скачем мы без всяких правил
Как Петруша нас заставил
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги!
- О какой орфограмме нам хотят напомнить буква? Что вам известно о правописании безударных гласных в корне слова?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем распознавать безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне, правильно их писать, а помогать нам будут животные леса.
4. Минутка чистописания.
На доске запись: У пеньков опять пять опят. (Чтение хором.)
(Пальчиковая гимнастика.)
У пень ков опять пять опят (Вращение кистями рук.)
Скороговорку вы сказали по порядку, (Растираем руки.)
Теперь всех приглашаем на зарядку. (Сжимаем руки в кулачки и разжимаем.)
Мелкие шажки – раз, два, три. (Пальчиками выполняем шаги.)
Легкие прыжки – раз, два, три. (Пальчики выполняют прыжки.)
Вот и вся зарядка – раз, два, три. (Растираем руки.)
Мягкая посадка – раз, два, три. (Пальчики опускаются плавно на стол.)
(Дети говорят хором.)
- Тетрадь правильно кладу,
За посадкой я слежу
С чистотою я дружу
На отлично напишу.
Запишите число, классная работа.
О о А а
Не шуми в лесу. И ты увидишь тишину.
- Как вы понимаете это высказывание? Какую тишину можно увидеть в лесу?
5. Словарная работа.
Давайте войдем в лес и понаблюдаем за его обитателями.
- Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки.
Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку с изображением этого животного. Затем отгадку запишите в тетрадь.
Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?(Медведь.)
- По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосет лапу и живет в лесу.) На доске вывешивается картина с изображением медведя.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лисица.)
- Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живет в лесу и любит лакомиться курами). Вывешивается изображение лисицы.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.(Заяц.)
- Назовите признаки этого животного. (Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.) Вывешивается изображение зайца.
- Как, одним словом можно назвать и лисицу и зайца и медведя? (Животные.)
- От какого слова оно образовано? (От слова «живой».)
- Значит медведь, лисица, заяц – живая природа. К какой группе животных мы можем их отнести? (Это – звери.)
- Что вы можете сказать о словах – ответах? (Это словарные слова. Написание безударной гласной в корне проверить нельзя, значит нужно запомнить.)
- Запишите в тетрадь словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Вывешивается репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». (Короткая беседа об изображенных объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)
- Составьте предложения с 2-3 словарными словами так, чтобы получился короткий рассказ, и запишите его в тетрадь. Заслушивается 2-3 рассказа.
6. Сопоставление ударных и безударных гласных в корне слова.
Вывешивается картина «Лес зимой».
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Назовите признаки зимы в неживой природе. (Осадки в виде снега, низкие температуры ночью и днем, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лед на реке.)
- Посмотрите на репродукцию картины. Как можно ее назвать? («Лес зимой».)
- По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы.)
- Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег – книгой зимы. Как вы думаете почему?
Вывешивается картина «Следы на снегу».
- Что изображено на ней? (Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.)
- Одинаковы ли все следы? (Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)
- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.
- Как изменилась жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)
- Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)
- Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.
Снег называют книгой з..мы. Вот оставил сл..ды заяц. Тут ш..гала л..сиха. По п..ляне прошла л..сица.
- Как вы заметили, в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги.
- Сколько слогов в слове ЗИМА? (Два слога, 1 – ый – безударный, а 2 – ой – ударный.)
- Если в слове ЗИМА ударная гласная А, то, как называется пропущенная гласная? (Безударная.)
- Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е – И.)
- Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)
- Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.
7.Новый материал (Работа по алгоритму.)
- Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.
ШАГ 1. Безударный – это гласный или нет?
(Да.) Идем по стрелки вниз.
ШАГ 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?
(Да.) Идем по стрелке вниз.
ШАГ 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово – ЗИМЫ (множественное число.) Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.
Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл..ды, ш..гала, л..сиха, п..ляне, л..сица. (Устно.)
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, поставьте знак ударения в них.
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
8. Звукобуквенный анализ слова.
(Работа ведется по схеме для звука – буквенного анализа слов).
(Приложение: таблица 1 на столе у детей).
Зима, зи – ма, 2 слога, [ з и м а ] :
[ з ] – согласный, мягкий парный ( [з] ), звонкий парный ( [с] ); буква ,, зэ “ ;
[ и ] – гласный, безударный; буква ,, и “ ;
[ м ] – согласный, твердый парный ( [ м, ] ), звонкий непарный; буква ,, эм “;
[ а ] – гласный, ударный; буква ,, а “;
зима – 4 буквы, 4 звука, 2 гласных звука, 2 согласных звука.
9. Закрепление изученного материала.
Игра « Определи безударную гласную ».
Показываются карточки со словом. А дети показывают карточку с гласной буквой, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.
Но/аРА ТРо/аПА Ле/иСНОЙ
ЗВе/иРЯТА Ли/еСЯТА Ло/аСЯТА
Во/аЛЧАТА За/оЙЧАТА Ка/оРМУШКА
- Какое слово по смыслу лишнее? (Кормушка, так как она нужна для птиц, а остальные слова по смыслу связаны с животным миром.)
- Ребята кто из вас изготовил осенью кормушки для птиц и зачем? (Подкармливая птиц, мы сохраняем им жизнь в холодные зимние дни, а с приходом весны птицы защищают наши сады, леса, огороды от вредных насекомых.)
Вывешивается кормушка.
- Чтобы на нашу кормушку прилетело, как можно больше птиц решите карточку – тест, где в словах нужно вставить пропущенные буквы.
За каждую решенную правильно карточку на кормушку прилетит птица:
- 1 – ряд – синицы
- 2 – ряд – снегири
- 3 – ряд – воробьи
Чей ряд не разу не ошибется.
10. Самостоятельная работа.
Привожу примеры 4 вариантов карточек – тестов.
В..ода | Б..льшой | С..лить | Х..дить |
Гр..чи | Ст..льной | Д..лекий | С..сной |
Н..ра | Тр..ва | М..сты | Стр..шила |
Ст..да | Тр..пинка | М..рской | С..довник |
Хв..лить | Д..рить | Ст..рик | Д..машний |
Вывешиваются правильные ответы. Проводится взаимопроверка. Выставляют друг другу оценку. Кто получил пятерку, прикрепляют птичку на кормушку. Считаем, сколько сразу прилетело птиц на кормушку. Теперь крепят те, кто написал на четыре. Ваши птички прилетели позже. Считаем сколько птиц, и каких. Не огорчайтесь те, у кого птички не прилетели сегодня на кормушку. Вам необходимо повторить правило.
11. Итог урока.
- Какое правило необходимо повторить ребятам?
- Как проверить написание безударной гласной?
- Приведите примеры.
- Отметьте фишками, какое настроение у вас в конце урока.
- Что подняло у вас настроение?
- Что вас огорчило?
12. Домашнее задание.
Страница 79 упражнение 2. Учебник русского языка С. В. Иванова часть первая.