На личном опыте работы сначала в общеобразовательной школе, а последние шесть лет в Преображенском кадетском корпусе в должности учителя по физической культуре и педагога дополнительного образования по баскетболу мною была разработана данная программа начального обучения игры в баскетбол.
Набор учащихся в кадетский корпус начинается с 5 класса. После проведения тестирования в начале учебного года становится очевидным разность в уровне физической подготовленности кадетов. В одном классе оказываются ребята, имеющие совершенно разные уровни физической подготовленности. Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности – является важнейшим требованием к уроку. Выполнение этого невозможно без индивидуальных и индивидуально-групповых форм обучения.
На первых уроках становится видно, что многие ребята не умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. И решить эти проблемы, на мой взгляд, успешно помогает обучение спортивным играм и в частности баскетболу.
Баскетбол является прекрасным средством развития физических качеств у подростков, формирования их осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональной подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направление мяча и т.д.
Быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания – все эти качества успешно развиваются под влиянием занятий спортивными играми и в частности баскетболом.
Уроки по баскетболу проходят в спортивном зале 18х9м. В зале установлено 6 щитов с кольцами: 2 игровых и 4 тренировочных.
Количество учащихся в классе 20 – 24 кадета.
Для организации учебного процесса в зале были сделаны разметки для игры в мини-баскетболе (диаметр игрового круга – 2,6м, расстояние до штрафного кольца – 3,2м и дугой радиусом – 1,3м), волейбол, а так же дополнительные разметки для обучения броскам в баскетболе и передвижений.
Планирование и контроль
При разработке тематического планирования за основу была взята комплексная программа физического воспитания под редакцией доктора пед. наук В.И. Ляха (2005г.)
На освоение материала по предмету «физическая культура» в нашем кадетском корпусе отводится 102 часа в учебном году. Из них 27 часов я отвожу разделу – баскетбол: 15 часов – I четверть, 12 часов – IV четверть.
5 класс.
I. четверть.
Задачи:
- Обучить стойке баскетболиста и передвижению в стойке без мяча;
- Учить ведению мяча на месте и в движении «змейкой»;
- Учить приемам и передачам мяча двумя от груди;
- Учить бросать двумя от груди и броскам после ведения и остановки прыжком;
- Развивать скоростные качества и ловкость.
Поурочное планирование:
- Рассказать и разучить стойку баскетболиста. Провести беговые упражнения с передвижениями спиной, боком, прямо в стойке баскетболиста. Показать и учить ведению мяча на месте с элементами переводов мяча и жонглированием (в две шеренги напротив). Учить приему и передаче мяча двумя от груди в парах на месте; то же после ведения с забеганием. Провести эстафету с ведением мяча в колоннах (передача под ногами).
- Совершенствуя передвижения в стойке провести беговые упражнения, провести единоборство в парах с осаливанием колен, стоп соперника. Повторить передачи мяча в парах с ведением и забеганием (с мячом: второй на месте выполняет упражнения по заданию; без мяча: второй на месте выполняет переводы и жонглирование). Провести передачи мяча в тройках (2х1) на встречу с забеганием на быстроту выполнения кол-ва раз. Провести подвижную игру «Передал – садись» с ведением.
- Провести беговые упражнения. Учить остановке в два шага; прыжком. Провести передачи мяча после ведения с выполнением заданий (маятник, ведение правым, левым боком, касания линий, остановка прыжком) во встречных колоннах. Провести эстафету с ведением и переводами мяча у стойки («восьмерка»)под ногами в колоннах.
- Провести беговые упражнения с выполнением остановок в 2 шага и прыжком. Учить стойке защитника спиной вперед приставным шагом в движении «змейкой». Совершенствовать ведение мяча на месте с переводами (игра «Зеркало» - повтори за мной).Учить ведению мяча в движении дальней рукой от стойки при выполнении «змейки» в колоннах (2 – 3 мяча) Провести подвижную игру: «Передал – садись» с ведением «змейкой».
- Провести беговые упражнения с выполнением: остановок прыжком, передвижения в стойке защитника «змейкой». Повторить единоборство в парах с осаливанием колен, стоп соперника. Провести передачи мяча после ведения (с переводами: маятник, восьмерка, вращение после остановки в 2 шага, ведение челноком) во встречных колоннах. Разучить и провести игру: «Мяч своему» по времени на количество передач (в 3 команды).
- Провести беговые упражнения; передвижения в упорах «Тараканчики» и в парах. Совершенствовать передачи после ведения во встречных колоннах (урок № 5). Провести передачи мяча в тройках с забеганием на свободное место, по треугольнику. Учить броску с короткой дистанции двумя от груди в колоннах с подбором и забеганием в свою. Провести тоже в форме эстафеты на 2 кольца (по две колонны).
- Провести беговые упражнения с выполнением передвижений в стойке баскетболиста; защитника, с ускорениями. Совершенствуя технику ведения мяча в движении вокруг стоек дальней рукой «змейкой», провести контрольный зачет. Учить броскам двумя от груди с короткой дистанции от щита сбоку в колоннах с забеганием в другую. Провести игру: «Мяч капитану» с ограничением в ведении.
- Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча в 4 колоннах по «восьмерке» с забеганием. Совершенствовать передачи мяча во встречных колоннах (по 2) с забеганием, то же в 4 колоннах с передачей по диагонали и забеганием в колонну напротив. (Приложение № 3 схема № 1, 2.) Совершенствовать броски двумя от груди от щита с боку на 3 щитах с передачей в свою и забеганием в другую группу.
- Провести беговые упражнения с выполнением: остановок прыжком, передвижений «змейкой» в стойке защитника. Совершенствовать передачи после ведения во встречных колоннах: по уроку № 5; после остановки прыжком. Совершенствуя передачи на месте во встречных колоннах (2х1)с забеганием, провести контрольный зачет. Провести игру «Мяч своему».
- Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по «восьмерке» с забеганием. Провести передвижения в упорах в парах с отжиманиями. Совершенствовать броски двумя от груди от щита с боку на 3-х щитах с забеганием (урок № 8). То же в форме соревнований на количество бросков. Учить броскам двумя от груди от щита после ведения и остановки прыжком (в колоннах по 3 мяча; с заданием на возвращении) справа и слева от щита.
- Провести беговые упражнения по уроку № 9. Совершенствовать ведение с переводами (под ногой; по «восьмёрке»; с изменением высоты отскока перекладывая кубики) и передач мяча во встречных колоннах. Совершенствовать броски двумя от груди от щита после ведения «змейкой» и остановки прыжком в колоннах. Провести контрольный зачет по броскам двумя от груди от щита с короткой дистанции.
- Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по «восьмерке». Совершенствовать броски двумя от щита после ведения и остановки прыжком в колоннах на подборе справа и слева от щита. (Приложение № 3, схема № 12) Тоже в форме соревнований по броскам за 3 минуты справа, слева от щита. Провести передвижения в упорах в парах с отжиманиями через 3 шага.
- Провести беговые упражнения с передвижениями в баскетбольной стойке. Совершенствовать броски двумя от груди с места в 2 колонны с подбором в свою и передачей в другую (3 мяча; по краям штрафной линии мини-баскетбола). Совершенствовать броски после ведения и остановки прыжком.(см урок № 12) Провести игру по мини-баскетболу с ограничением при ведении мяча.
- Провести беговые упражнения с ускорениями в парах лицом, спиной в стойке защитника. Совершенствовать броски после ведения и остановки прыжком, провести контрольный зачет. Совершенствуя передачи мяча провести игру «Не давай мяч водящему» (3х1 или 4х1-2). Совершенствовать ведение с переводами (урок № 11) и передач мяча во встречных колоннах.
- Провести беговые упражнения с ведением и передачей мяча по «восьмерке» в колоннах. Совершенствовать броски двумя от груди с места в 2 колонны по уроку № 13. Провести игру по мини-баскетболу с ограничениями при ведении мяча.
Контрольные упражнения. (мяч № 5)
- Ведение мяча в движении "змейкой" вокруг стоек со сменой рук(определение визуальное).
- Броски двумя от груди от щита сбоку с расстояния 2-х метров (1 позиция). 6 попыток (3 + 3): 3 попадания - 5 бал; 2 попадания - 46.; 1 попадание - 3 б.
- Прием и передача мяча двумя от груди во встречных колоннах с забеганием (определение визуальное).
- Броски двумя от груди от щита после ведения и остановки прыжком (в 2 шага) из 5 попыток. 3 попадания - 5 6.; 2 попадания - 46.; 1 - 0 попаданий - 3 6.
IV. четверть.
Задачи:
- Совершенствовать передвижения в стойке баскетболиста, в стойке защитника;
- Совершенствовать ведение мяча с изменением направлений движения, высоты отскока и переводом в другую руку, а так же передача одной от плеча;
- Учить ведению мяча с выполнением повотов – разворотов через спину и переводом в другую руку;
- Продолжить обучение броскам в движении после ведения в 2 шага; продолжить обучение технике штрафного броска одной от плеча;
- Учить броскам одной от плеча от щита сбоку с короткой дистанции;
- Учить броску одной от плеча в движении в 2 шага с 1 ведением сбоку от щита;
- Развивать скоростные качества и ловкость.
Поурочное планирование:
- Беговые упражнения. Перемещения в стойке баскетболиста, в стойке защитника (змейкой). Совершенствовать ведение мяча с изменением высоты отскока и передача после остановки, в движении в 2 шага, во встречных колоннах. Эстафета с ведением в колоннах. (У стойки – "восьмерка"). Обучение броскам одной от плеча от щита по тройкам; броскам в колоннах с забеганием. (Эстафета).
- Беговые упражнения. Перемещение в стойке защитника (змейкой). Совершенствовать ведение и передачи в колоннах по "восьмерке". Закреплять броски одной от плеча по тройкам (и в виде эстафеты). Обучение броскам в движении после ведения в 2 шага (и в виде эстафеты).
- Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра с ограничением ведения (до 3).
- Беговые упражнения. Осаливание ног (колен, стоп) в парах (в стойке баскетболиста). Совершенствование ведения мяча змейкой (с обводом стоек) в колоннах. То же в виде эстафеты и передачей мяча под ногами. Закрепление бросков в движении после ведения (с отметки 1 у щита до ошибки). Тоже в виде эстафеты.
- Беговые упражнения. Ведение и передача мяча в колоннах по "восьмерке". Совершенствовать броски одной от плеча в двух колоннах с забеганием и передачей после подбора в соседнюю. То же в виде эстафеты. Совершенствование бросков в движении после обводки стоек "змейкой". То же в виде стоек.
- Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра с ограничением ведения: до 3 ведений, после ведения не бросать.
- Беговые упражнения. Передвижения в стойке защитника змейкой. Обучение ведению приставным шагом с выполнением повота по коридору змейкой в двух колоннах. Эстафета с ведением и перестановкой предметов (изменение высоты отскока в колоннах. Совершенствовать броски одной от плеча по тройкам (один на подборе).
- Беговые упражнения. Ведение приставным шагом с повотами по коридору в две колонны. Передачи мяча по тройкам с забеганием одной от плеча (два, один напротив). Передачи по тройкам двух мячей (по треугольнику). Совершенствование бросков в движении после ведения змейкой (обводки стоек). Броски с места одной от плеча от щита(зачет) (6-3-2-1)
- Беговые упражнения. Совершенствование бросков в движении с подбором в две колонны. Учебно-тренировочная игра по заданию: бросок после 5 передач и не более 3-х ведений.
- Беговые упражнения. Совершенствовать ведение и передачу мяча во встречных колоннах с изменением: высоты отскока, ведение приставным шагом, "гусиным" шагом. Совершенствовать передачи во встречных колоннах с забеганием во встречную. То же, но в 4 колоннах (2 на 2) с забеганием в боковую. Броски в движении после ведения (зачет).
- Беговые упражнения. Совершенствовать ведение приставным шагом с повотами в коридоре в две колонны. Совершенствовать броски в движении после ведения с выполнением 2-х повотов у стоек. Учебно-тренировочная игра в мини-баскетбол.
- Беговые упражнения. Совершенствовать броски одной от плеча в две колонны с передачей и забеганием в соседнюю.Учебно-тренировочная игра по правилам баскетбола.
Контрольные упражнения. (мяч № 5)
- Ведение мяча змейкой в шаге с выполнением пивотов — разворотов через спину и перевода мяча в другую руку — определяется визуально.
- Прием и передача мяча в движении после ведения двумя от груди во встречных колоннах с забеганием (определение визуальное).
- Броски одной от плеча от щита сбоку из 6 попыток (3 + 3): 3 попадания - 5 б.; 2 попадания – 4б.; 1 попадание - 3 б.
- Бросок в движении после одного ведения в шаге из 5 попыток: 3 попадания - 5 б.; 2 попадания - 4 б., 1 попадание - 3 б. (техника выполнения броска в 2 шага обязательна).
Приложения: