Урок математики во 2-м классе по теме "Умножение и деление на 4" (по программе "Начальная школа XXI в.")

Разделы: Начальная школа


Тема: Умножение и деление на 4.

Цели урока.

  • Образовательные:
  • закреплять знания таблицы умножения и деления на 2–4;
  • отрабатывать умения составлять задачи по рисунку;
  • закреплять умения решать задачи на умножение и деление;
  • совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивающие:
  • развитие интереса к предмету через творческие задания;
  • развитие логического мышления.
  • Воспитательные:
  • сформировать представление учащихся о значении витаминов и минеральных веществ в овощах и фруктах для человека;
  • воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, (автор  В.Н.Рудницкая,  Т.В.Юдачева), сказочные герои Зелибоба, Кубик, Бусинка, карточки с  логической задачей, головоломкой, примерами на умножение и деление, свежие овощи, фрукты, картинки овощей, фруктов, занимательный материал об овощах и фруктах в таблицах.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма проведения: нетрадиционная: презентация «Овощи и фрукты – витаминные продукты»

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

–   Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок.
Поприветствуем наших гостей.

II. Целевая установка

–  Сегодня мы закрепляем тему «Умножение и деление на 4». С нами на уроке друзья – Зелибоба, Бусинка, Кубик. Форма проведения урока не совсем обычная. Какая, вы узнаете, посчитав правильно устно. Двое учащихся выполнят индивидуальные задания на доске. Если посчитают верно, то смогут прочитать зашифрованные слова.

III. Устный счет

–  Итак, начинаем устный счет. Заменим правильные ответы буквами и тоже прочитаем зашифрованное слово.

(Дети показывают ответы на веере.)

–   Найдите сумму чисел   7 и 4.     В
–   Разность чисел  15 и 7.               И
–   Четверть числа  24.                     Т
–   Умножьте  4 на 9.                        А
–   Разделите  20 на 4.                      М
–   Треть числа 24.                            И
–   Умножьте  4 на 4.                        Н
–   Разделите 32 на 8.                       Ы

На доске:

1 ученик

21: 3 = 7        Ф
7 * 2 = 14      Р
4 * 9 = 36      У
12 : 3 = 4       К
3 * 3 = 9        Т
0 * 4 = 0        Ы

2 ученик

7 + 8 = 15       О
4 * 6 = 24       В
5 * 3 = 15       О
36 : 4 = 9        Щ
3 * 6 = 18       И

IV. Работа над темой

– Урок математики пройдет в форме презентации «Овощи и фрукты – витаминные продукты». Мы познакомим наших друзей Зелибобу, Бусинку, Кубика с разнообразием овощей, фруктов и значением витаминов в жизни человека.

1. Решение примеров на карточках

I ряд (карточки в форме груши и яблок)

 3 * 4 =                                             28 : 4 =
 4 * 6 =                                               3 * 9 = 
36 : 4 =                                             32 : 4 =
20 : 4 =                                               3 * 5 =
 4 * 4 =                                              16 : 4 =

II и  III ряд решают примеры на карточках (по «цепочке») и угадывают название овоща –  КАПУСТА

24 : 4 = 6          К
4 * 5 = 20         А
2 * 8 = 16         П
3 * 6 = 18         У
36 : 4 = 9          С
  4 : 4 = 1          Т
17 + 3 = 20       А

Затем учитель и дети говорят о пользе яблок, груш, капусты.
На доске висит таблица – информационная справка о значении данных овощей, фруктов и картинки с содержащимися в них витаминами. (Информационная справка взята из методического пособия «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева стр. 62–63, 66–69).

Учитель: Дорогие Зелибоба, Кубик, Бусинка!
Обязательно ешьте яблоки, груши. А из капусты можно приготовить салаты. Родители моих ребят поделились своими рецептами. Вы так же можете их приготовить и попробовать. На празднике « Осенний хоровод» Паша и Максим угощали всех пирогами.
Мамы написали рецепты этих вкусных пирогов.
Кто какими блюдами заинтересовался может взять рецепт домой.
А пока продолжаем урок математики.

2.  Составление задачи по рисунку № 203

– Открываем учебник на стр. 68 № 203. Составляем задачу. Заяц сорвал с грядки 5 морковок,  потом еще 6. Всю морковку он решил подарить Зелибобе, Кубику, Бусинке. Сколько морковок Заяц подарил друзьям?

Учитель: Морковь богата витамином К. Витамин К необходим для нормального функционирования печени.
В моркови содержится каротин, из которого в организме может образовываться витамин А. Витамин А участвует во всех обменных процессах, регулирует процессы роста, функционирование органа зрения. Салаты из моркови нужно заправлять растительным маслом или сметаной.
Решение задачи записывается в тетрадь.

V. Физминутка

– Мы считали. (2 р.)
Мы немножечко устали.
Встанем мы и отдохнем,
Сделаем зарядку.

Учитель:

Сколько букв в слове «тыква»,
Столько раз попрыгайте.  1, 2, 3, 4, 5!
Сколько букв в слове «свекла»,
Столько раз в ладоши хлопни. 1, 2, 3, 4, 5, 6!

Чем полезна тыква? А свекла? (Дети отвечают)

Учитель:

Ешьте тыкву, ешьте свеклу на обед и ужин,
Так же брюкву, перец, лук,
Помидоры, патиссоны,
Топинамбур и чеснок.
Будете всегда здоровы!

– Кто ел топинамбур (земляная груша)?
– Что можно приготовить из патиссонов?
(У нас есть рецепты блюд из патиссонов.)

– Садитесь. Продолжаем работу в тетради. 

VI. Составление по рисунку задачи, которая решается делением

Учитель: Ребята, а вы любите бананы? Зелибобе они очень нравятся. Бананы – это травянистое растение. В них много углеводов, каротина, минеральных веществ. Составим задачу про бананы. (№ 205 стр.68 по учебнику)

VII. Решение задачи с комментированием

Задача. Зелибоба, Кубик и Бусинка купили 27 апельсинов. Они решили разделить их поровну. Сколько апельсинов достанется каждому?

– Можно ли сразу съесть столько апельсинов одному человеку? Зелибоба решил, что можно. А вы как считаете? Полезный ли фрукт – апельсин?

(Индивидуальные задания на карточках.)

Головоломка. Подставьте в пустые квадраты числа так, чтобы у вас решались все примеры по направлению стрелок. Для подсказки одно число уже стоит на своем месте.

Подставив правильно числа, решив все примеры, ты угадаешь название овоща.

36 – Е                         32 – Т                           8 – Р
28 – А                         16 – К                         23 – Ф
  4 – О                         12 – Ь                         20 – Л

(Учитель после проверки головоломки спрашивает у учащихся о пользе овоща, о блюдах из картофеля.)

Задача. Весной Зелибоба на участке посадил 4 ряда кустов смородины по 6 кустов в ряду и 7 кустов крыжовника. Сколько ягодных кустов посадили?

Вопрос Зелибобы: В каких ягодах, фруктах, овощах содержится больше витамина С?

– Витамин С закаливает организм, помогает бороться с болезнями.

VIII. Решение логической задачи с комментированием

– Ребята, а вы любите помидоры и кабачки? Они тоже полезны.

(Учитель говорит о ценности витаминов в данных овощах, а затем читает логическую задачу. Эта задача есть у ребят на карточке.)

Зелибоба, Бусинка, Кубик отправились в магазин «Пятерочка» за свежими овощами. Они купили: перец, помидоры, баклажаны, кабачки патиссоны, репу. При чем у каждого в корзине оказались по 2 вида овощей. Какие овощи были у каждого в корзине, если известно, что у Зелибобы не было кабачков и патиссонов, а у Бусинки, наоборот, оказались в корзине одни из них. Второй овощ Бусинки по арабски – бадингион, на хинди – баданжан, баингдан.
У Кубика рядом с помидорами не лежала репа.
Подсказка: 2 овощ, купленный Кубиком начинается и заканчивается на одну и ту же букву. С этим овощем уж очень вкусны оладьи.

После решения задачи учитель обращает внимание учащихся на витаминные овощи – репу, перец.

 IX.  Итог урока. Объявление отметок учащимся

– Наш урок заканчивается, вы молодцы, ребята. Я думаю, что наши друзья – Зелибоба, Кубик и Бусинка узнали много интересного об овощах и фруктах. Они – основные источники витаминов и минеральных веществ. Не забудьте взять рецепт салата, который вам понравился, дома с мамой его приготовите. О пользе овощей, фруктов своим друзьям мы расскажем еще на уроке окружающего мира.
Всем спасибо за отличную работ!

 X. Домашнее задание

 – Придумать задачу про овощи, фрукты или зашифровать примеры.

XI. Вкусная минутка

Дети моют руки, пьют сок, едят яблоки, груши. Гостей угощают соком.