Задачи урока:
- формирование приёмов создания фронтальной композиции;
- повторение знаний учащихся о приёмах работы с бумагой;
- развитие пространственного мышления и воображения;
- развитие мелкой моторики рук, глазомера;
- ознакомление с системой самоанализа своей работы;
- воспитание аккуратности, трудолюбия.
- развитие интереса к предложенным книгам, привлечение учащихся к активному чтению.
Оборудование и материалы
- для учащихся: книги, картон, белая бумага, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетки, клеёнка;
- для учителя: CD “Сказки К.И.Чуковского” (читает автор), книги и портрет К.И.Чуковского, мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока
- Организация урока. Проверка готовности материалов и оборудования.
- Вводная беседа. Сообщение темы. Постановка учебных задач.
- Выбор материалов.
- Планирование предстоящей работы.
- Физминутка.
- Практическая деятельность по изготовлению изделия.
- Выставка и анализ работ. Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест.
1. Организационный момент. Проверка готовности материалов и оборудования.
2. Вводная беседа. Сообщение темы, постановка учебных задач.
- В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины - России, и который заслужил у ребят почётное звание "дедушка". Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем нам радость, человек, которому 1 апреля 2007 года исполнилось 125 лет. Имя этого человека - Корней Иванович Чуковский. Не только вы, ребята, но и ваши родители не представляют своего детства без "Мухи-Цокотухи", "Айболита", "Тараканища"…(показ слайда на мультимедиа).
А настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Вы догадались, откуда взялся его литературный псевдоним “Корней Чуковский”?
- Посмотрите, на экране мультимедиа записана тема сегодняшнего урока.
(Тема урока: иллюстрирование с помощью бумаги произведений К.И.Чуковского)
- Как вы думаете, в чём же будет сегодня заключаться наша работа? (наверное, мы сегодня будем выполнять иллюстрации к произведениям К.И.Чуковского).
- Что такое иллюстрация? (рисунок в книге или журнале).
- А кто изображает иллюстрации в книгах, которые мы читаем? (художник - иллюстратор).
- Почему так важны иллюстрации в детских книгах? (потому, что маленьким детям многое трудно представить, а рисунки помогают понимать прочитанное).
- Давайте прочитаем, как в толковом словаре описано значение слов “иллюстрация” и “иллюстратор” (показ слайда на мультимедиа).
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ – рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание.
- ИЛЛЮСТРАТОР – художник, выполняющий рисунки к тексту.
- Давайте вместе попробуем вспомнить сказки К.И.Чуковского по иллюстрациям из книг. (Показ на мультимедиа слайдов с иллюстрациями к сказкам: “ПУТАНИЦА”, “ТАРАКАНИЩЕ”, “МУХА-ЦОКОТУХА”, “МОЙДОДЫР”, “ЧУДО-ДЕРЕВО”, “КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ”, “АЙБОЛИТ”, “ТЕЛЕФОН”).
3. Выбор материалов.
- Какой материал мы можем использовать на уроке? (бумагу, ткань, пластилин)
- Почему для работы лучше использовать бумагу? (у неё яркие цвета, можно использовать разные виды бумаги, её легко сгибать, резать, клеить).
- Какие цвета можно использовать? (стихи Чуковского яркие, радостные, поэтому и цвета выберем яркие, ведь мы хотим создать красочные иллюстрации, чтобы они нравились детям).
- В какой технике лучше выполнять эту работу? (в технике “Аппликация”, т.к. каждый ученик может выполнить часть работы, а потом мы вместе сможем из частей собрать целую композицию).
4. Планирование предстоящей работы.
- С чего необходимо начать работу? (с эскиза или наброска)
- Каким будет следующий этап? (необходимо выбрать бумагу определённого цвета)
- Как лучше планировать совместные действия? (надо распределить работу между всеми участниками группы).
- Какой будет последний этап работы? (надо будет из частей собрать одну композицию к прочитанному отрывку и наклеить ее части на большой лист бумаги).
Далее работа проходит так: один ученик из группы негромко читает отрывок вслух, а остальные члены группы внимательно слушают. После прочтения учащиеся обсуждают, как можно проиллюстрировать этот отрывок. Дети, хорошо умеющие рисовать, помогают выполнить эскизы, остальные аккуратно вырезают нарисованное. Я стараюсь подобрать участников группы так, чтобы в ней оказались “генераторы идей”, хорошо рисующие дети (хотя бы по 1-2 человека), чтобы работа в группах шла примерно в одном темпе, и чтобы качество общей работы было примерно одинаковым.
5. Физминутка (отрывок из стихотворения К.И. Чуковского “Тараканище”).
Ехали медведи (шаги на месте)
На велосипеде.
А за ними кот (поворот вокруг себя)
Задом наперёд,
А за ним комарики (взмахи руками вверх – вниз)
На воздушном шарике.
А за ними раки (приседания на месте)
На хромой собаке.
Волки на кобыле. (шаги на месте,
Львы в автомобиле. имитация вождения машины)
Зайчики (прыжки на левой ноге)
В трамвайчике.
Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)
Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)
Пряники жуют.
6. Практическая деятельность по изготовлению изделия.
- Перед предстоящей работой давайте вспомним правила работы с ножницами.
- Храни ножницы в указанном месте.
- При работе внимательно следи за направлением реза.
- Не работай тупыми ножницами.
- Не держи ножницы лезвиями вверх.
- Не режь на ходу.
- Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Какие ещё правила необходимо соблюдать на уроке?
- Работать на клеёнке
- Лишний клей вытирать салфеткой
- Вы можете приступать к работе. Желаю творческих успехов!
(Учащиеся по группам выполняют аппликацию из различных видов бумаги к отрывкам из произведений К.И.Чуковского “Телефон”, “Муха-Цокотуха”, “Чудо-дерево”. Тексты произведений раздаются детям перед началом работы. Во время выполнения практической части учитель включает диск “Сказки К.И.Чуковского”).
(Тексты произведений даны в ПРИЛОЖЕНИИ).
7. Выставка и анализ работ. Подведение итогов урока.
- Какие из представленных работ кажутся наиболее интересными?
- Почему?
- Достигнута ли цель, поставленная на уроке?
8. Уборка рабочих мест.
- Вот закончился урок.
Всё убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.
Урок прошёл на творческом подъёме. Учащиеся предложили продолжить подобную работу с произведениями других авторов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ЧУДО-ДЕРЕВО
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,А чулки да башмаки,
Словно яблоки!Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши*,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки,А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
* гамаши – род верхних тёплых чулок, закрывающих ногу от верхней части ступни до колена
ТЕЛЕФОН
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
МУХА-ЦОКОТУХА
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы.
Я вас чаем угощу!”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Иллюстрации детей к сказкам К.И.Чуковского