Конспект урока по технологии во 2-м классе по теме "Иллюстрирование с помощью бумаги произведений К.И. Чуковского"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • формирование приёмов создания фронтальной композиции;
  • повторение знаний учащихся о приёмах работы с бумагой;
  • развитие пространственного мышления и воображения;
  • развитие мелкой моторики рук, глазомера;
  • ознакомление с системой самоанализа своей работы;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия.
  • развитие интереса к предложенным книгам, привлечение учащихся к активному чтению.

Оборудование и материалы

  • для учащихся: книги, картон, белая бумага, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетки, клеёнка;
  • для учителя: CD “Сказки К.И.Чуковского” (читает автор), книги и портрет К.И.Чуковского, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организация урока. Проверка готовности материалов и оборудования.
  2. Вводная беседа. Сообщение темы. Постановка учебных задач.
  3. Выбор материалов.
  4. Планирование предстоящей работы.
  5. Физминутка.
  6. Практическая деятельность по изготовлению изделия.
  7. Выставка и анализ работ. Подведение итогов.
  8. Уборка рабочих мест.

1. Организационный момент. Проверка готовности материалов и оборудования.

2. Вводная беседа. Сообщение темы, постановка учебных задач.

- В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины - России, и который заслужил у ребят почётное звание "дедушка". Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем нам радость, человек, которому 1 апреля 2007 года исполнилось 125 лет. Имя этого человека - Корней Иванович Чуковский. Не только вы, ребята, но и ваши родители не представляют своего детства без "Мухи-Цокотухи", "Айболита", "Тараканища"…(показ слайда на мультимедиа).

А настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Вы догадались, откуда взялся его литературный псевдоним “Корней Чуковский”?

- Посмотрите, на экране мультимедиа записана тема сегодняшнего урока.

(Тема урока: иллюстрирование с помощью бумаги произведений К.И.Чуковского)

- Как вы думаете, в чём же будет сегодня заключаться наша работа? (наверное, мы сегодня будем выполнять иллюстрации к произведениям К.И.Чуковского).

- Что такое иллюстрация? (рисунок в книге или журнале).

- А кто изображает иллюстрации в книгах, которые мы читаем? (художник - иллюстратор).

- Почему так важны иллюстрации в детских книгах? (потому, что маленьким детям многое трудно представить, а рисунки помогают понимать прочитанное).

- Давайте прочитаем, как в толковом словаре описано значение слов “иллюстрация” и “иллюстратор” (показ слайда на мультимедиа).

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ – рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание.
  • ИЛЛЮСТРАТОР – художник, выполняющий рисунки к тексту.

- Давайте вместе попробуем вспомнить сказки К.И.Чуковского по иллюстрациям из книг. (Показ на мультимедиа слайдов с иллюстрациями к сказкам: “ПУТАНИЦА”, “ТАРАКАНИЩЕ”, “МУХА-ЦОКОТУХА”, “МОЙДОДЫР”, “ЧУДО-ДЕРЕВО”, “КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ”, “АЙБОЛИТ”, “ТЕЛЕФОН”).

3. Выбор материалов.

- Какой материал мы можем использовать на уроке? (бумагу, ткань, пластилин)

- Почему для работы лучше использовать бумагу? (у неё яркие цвета, можно использовать разные виды бумаги, её легко сгибать, резать, клеить).

- Какие цвета можно использовать? (стихи Чуковского яркие, радостные, поэтому и цвета выберем яркие, ведь мы хотим создать красочные иллюстрации, чтобы они нравились детям).

- В какой технике лучше выполнять эту работу? (в технике “Аппликация”, т.к. каждый ученик может выполнить часть работы, а потом мы вместе сможем из частей собрать целую композицию).

4. Планирование предстоящей работы.

- С чего необходимо начать работу? (с эскиза или наброска)

- Каким будет следующий этап? (необходимо выбрать бумагу определённого цвета)

- Как лучше планировать совместные действия? (надо распределить работу между всеми участниками группы).

- Какой будет последний этап работы? (надо будет из частей собрать одну композицию к прочитанному отрывку и наклеить ее части на большой лист бумаги).

Далее работа проходит так: один ученик из группы негромко читает отрывок вслух, а остальные члены группы внимательно слушают. После прочтения учащиеся обсуждают, как можно проиллюстрировать этот отрывок. Дети, хорошо умеющие рисовать, помогают выполнить эскизы, остальные аккуратно вырезают нарисованное. Я стараюсь подобрать участников группы так, чтобы в ней оказались “генераторы идей”, хорошо рисующие дети (хотя бы по 1-2 человека), чтобы работа в группах шла примерно в одном темпе, и чтобы качество общей работы было примерно одинаковым.

5. Физминутка (отрывок из стихотворения К.И. Чуковского “Тараканище”).

Ехали медведи  (шаги на месте)
На велосипеде.
А за ними кот  (поворот вокруг себя)
Задом наперёд,
А за ним комарики  (взмахи руками вверх – вниз)
На воздушном шарике.
А за ними раки  (приседания на месте)
На хромой собаке.
Волки на кобыле. (шаги на месте,
Львы в автомобиле. имитация вождения машины)
Зайчики (прыжки на левой ноге)
В трамвайчике.
Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)
Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)
Пряники жуют.

6. Практическая деятельность по изготовлению изделия.

- Перед предстоящей работой давайте вспомним правила работы с ножницами.

  • Храни ножницы в указанном месте.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не режь на ходу.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.

- Какие ещё правила необходимо соблюдать на уроке?

  • Работать на клеёнке
  • Лишний клей вытирать салфеткой

- Вы можете приступать к работе. Желаю творческих успехов!

(Учащиеся по группам выполняют аппликацию из различных видов бумаги к отрывкам из произведений К.И.Чуковского “Телефон”, “Муха-Цокотуха”, “Чудо-дерево”. Тексты произведений раздаются детям перед началом работы. Во время выполнения практической части учитель включает диск “Сказки К.И.Чуковского”).

(Тексты произведений даны в ПРИЛОЖЕНИИ).

7. Выставка и анализ работ. Подведение итогов урока.

- Какие из представленных работ кажутся наиболее интересными?

- Почему?

- Достигнута ли цель, поставленная на уроке?

8. Уборка рабочих мест.

- Вот закончился урок.
Всё убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.

Урок прошёл на творческом подъёме. Учащиеся предложили продолжить подобную работу с произведениями других авторов.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЧУДО-ДЕРЕВО

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши*,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки,

А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!

* гамаши – род верхних тёплых чулок, закрывающих ногу от верхней части ступни до колена

ТЕЛЕФОН

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!

 МУХА-ЦОКОТУХА

Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы.
Я вас чаем угощу!”

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Иллюстрации детей к сказкам К.И.Чуковского