Учебная цель урока: проверка усвоения темы “Кодирование информации”.
Воспитательная цель урока: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Развивающая цель урока: развитие умений и навыков работы в группе, расширение кругозора учащихся.
План урока.
- Декодирование изображения, представленного числами в десятичной системе счисления. (15 мин)
- Кодирование изображения. (15 мин)
- Доклады об истории систем счисления. (10 мин)
- Подведение итогов. (5 мин)
Ход урока.
На уроках информатики учащиеся каждого класса нашей гимназии разделены на подгруппы обычно по 12-14 человек. В каждой подгруппе свой учитель информатики. Для такого урока подгруппа была поделена на 2 команды (примерно по 6-7 человек). Эти команды соревновались между собой в правильности и скорости выполнения заданий. Каждая команда должна выбрать капитана, который распределит задания между учениками и проверит результаты, полученные каждым учеником. Каждая команда получает листы с сеткой, на которой каждый ученик закрашивает свою строчку изображения. Во втором конкурсе капитан должен заполнить десятичными кодами каждой строчки изображения выданную карточку. Задания выполняются на время. Учитывается правильность выполнения заданий каждым учеником и командой в целом.
1. Первый конкурс заключался в том, чтобы по числам, закодированным в десятичной системе счисления построить изображение. Каждое число нужно было перевести в двоичную систему и закрасить на листе клетки, соответствующие единицам.
Задание для команды №1 |
Задание для команды №2 |
2047 |
2047 |
1057 |
1057 |
1137 |
1137 |
1137 |
1137 |
1137 |
1137 |
1057 |
1057 |
1137 |
1533 |
1273 |
1273 |
1533 |
1137 |
1105 |
1137 |
1105 |
1105 |
1241 |
1501 |
1025 |
1025 |
2047 |
2047 |
Таким образом, получаются следующие изображения:
1 команда
2 команда
2. Во втором конкурсе – противоположное задание: даются черно-белые рисунки, где одна клетка изображения кодируется одним битом, и эти рисунки нужно закодировать в десятичной системе счисления.
Задание для первой команды
Задание для второй команды
3. Доклады готовятся дома. Для этого выделяется по одному человеку из команды. Время доклада – 5 минут.
Темами докладов могут, например, быть:
- Славянские цифры
- Ясачные грамоты
- Арабские цифры
- Древневавилонская система счисления
Этот материал можно найти в учебнике Л. Босовой “Информатика” 6-й класс.
Пока ученики слушают доклады, учитель подводит итоги и выставляет отметки каждому ученику, учитывая правильность выполнения им каждого задания.