Урок по окружающему миру в первом классе по теме "Где зимуют птицы? Когда жили динозавры?"

Разделы: Начальная школа


Тема: Где зимуют птицы? Когда жили динозавры?

Цели:

  • Закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях.
  • Познакомить с перелётными птицами.
  • Дать представление о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров.
  • Рассказать об изучении динозавров, разнообразии их видов.
  • Воспитать любовь к природе.

Оборудование: учебник “Мир вокруг нас” А.А. Плешакова, Видеофильм “Динозавры”, рисунки с изображением птиц и динозавров, макет зуба динозавра (папье-маше), кольцо (для окольцовывания птиц), книги о динозаврах, карта мира, аудиозапись пения птиц, кормушки для птиц, искусственные домики.

Ход урока:

1.Организационный момент

Сообщение цели урока.

- Сегодня мы постараемся заглянуть в тот период жизни Земли, когда ещё не было даже первобытного человека, но на суше и в морях существовали странные животные, которых мы называем древние ящеры или динозавры.

Сейчас их уже нет. Но узнать о них, увидеть можно в Московском палеонтологическом музее. Палеонтология – это наука о вымерших растениях и животных. Часть экспонатов находится в нашем классе. И экскурсию проведёт…(называю фамилию старшеклассницы).

2. Экскурсия в музей.

а) Динозавры жили на Земле много лет назад. Первые динозавры появились на нашей планете около 230 млн. лет назад, а последние, о каких мы знаем, вымерли примерно 65 млн. лет назад. По сравнению с этими сроками история человечества кажется просто мгновением. Ведь человек появился на Земле “всего-навсего” 2 миллиона лет назад. Динозавров было много, причём самых разных. Одни были просто громадные, другие – совсем крошечные. Одни были свирепыми хищниками, другие – вполне безобидными “вегетарианцами”, которые питались только сочными растениями. Учёные уже дали названия примерно 300 видам динозавров, но их было гораздо больше.

Во времена динозавров большая часть суши была занята лесами. Тогда на Земле ещё не было людей. Но осталось множество следов, которые позволяют нам узнать о жизни динозавров.

Представьте, что мы с вами находимся в том времени. Слово “динозавры” с греческого языка переводится как “ужасные ящеры”. Одним из первых динозавров на Земле был целофизис (показывает рисунок и табличку). Жил он примерно 220 млн. лет назад. Весил всего 30 кг и ростом был с вас.

Самым большим динозавром был сейсмозавр (рисунок и табличка с названием). Весил он приблизительно 100 тонн, а голову мог положить на пятиэтажный дом. Когда он шёл, земля дрожала. Хоть страшен был сейсмозавр, питался он растениями, травой.

Самого древнего динозавра назвали эораптор (рисунок и табличка). Он жил 230 млн. лет назад, был всего 1 метр в длину. Это был свирепый хищник. Название эораптор означает “первый разбойник”. Динозавры откладывали яйца. Многие из них жили стадами.

Здесь вы видите тираннозавра, он был свирепым хищником, но его передние лапы были маленькие и слабые. Рядом – брахиозавр, он питался растениями. У него длинная шея, он мог доставать пищу с высоких деревьев.

Внизу – компсогнаты, они были ростом с собаку и бегали очень быстро, ловили насекомых.

А это – трицератопс, означает “трёхрогий”, рогом он защищался от хищников.

И, наконец, последний экспонат – зуб динозавра. Это важная находка учёных.

3. Обобщение материалов экскурсии.

а) - Спасибо, Настя, за очень интересный рассказ. А к вам, ребята, у меня вопрос.

Зуб динозавра большой или маленький? Как вы думаете, почему у них такие зубы? У всех ли динозавров такие зубы?

б) работа с учебником

Посмотрите на рисунок в учебнике, который находится на странице 79. Одинаковы зубы у динозавров слева и справа?

Как можно их назвать?

На Земле ни осталось ни одного настоящего динозавра, но зато есть животные, состоящие с ними в родстве. Это …

4. Просмотр фрагмента видеофильма о динозаврах.

5. Подготовка к восприятию материала о птицах.

Дети, когда я готовилась к этому уроку, я много перечитала книг. И вот что я узнала интересного.

Оказывается, по истечении млн. лет динозавры видоизменялись, уменьшались размеры, появились крылья. И вот уже мы можем увидеть динозавра, который очень похож на птицу.

Называется этот ящер птеродактиль (показываю рисунок). Главное он летал. Но у него пока ещё нет чего?

Проследим дальнейшее развитие ящера. Он уже с перьевым покровом. Называется он архиоптерикс. Но это был вовсе не динозавр, а птица – древнейшая из всех известных науке птиц. Однако это была очень странная птица: с хвостом, когтями на крыльях и большими зубами, в точности как у динозавра.

Учёные полагают, что от динозавров произошли наши современные птицы. И сейчас мы поговорим о них.

Физкультминутка

6. Знакомство с птицами:

а) Загадки: (на фоне аудиозаписи пения птиц).

- Всё время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

- Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: “Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)

- На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (Скворец)

- Всех перелётных птиц черней
Чистит пашни от червей. (Грач)

- Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)

- Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки плевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)

- Спереди шильце,
Сзади – вильце,
Сверху чёрное суконце,
Снизу белое полотенце. (Ласточка)

- Всё хлопочет и вертится,
Всё свистит и суетится
Ей на месте не сидится,
Называется … (Синица)

(Все картинки с изображением названных птиц вывешиваются на доске)

б) - Каких птиц вы видели? Где?

  • Всех ли птиц мы видим зимой? Почему?
  • Давайте попробуем разделить птиц на группы.
  • Может, кто – то догадался, как мы назовём эту группу птиц? А эту?

в) Уточнение слова зимующие. Почему они так называются?

(Остаются зимовать у нас, а некоторые птицы прилетают к нам на зиму).

Чем питаются? (они в основном питаются зёрнами, плодами растений. Но, к сожалению, плодов мало, и им надо помочь).

А как вы можете помочь зимующим птицам?

(Показ кормушек)

Рассказ ученика.

г) Чтение стихотворения “Покормите птиц зимой!” детьми.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

Физкультминутка.

д) уточнение слова перелётные (ответы детей)

Учитель: да, на зиму они улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно к нам. Раньше люди не знали, что птицы улетают в тёплые края, они задумывались, куда же птицы исчезают? Со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы. Как им удалось узнать? Оказывается, учёным помогли маленькие кольца, которые они стали надевать на лапки птиц (показываю кольцо). На каждом кольце указаны номер и адрес, где птица была окольцована. Когда кто – то в других странах встречали птицу с кольцом, он сообщал об этом. Так учёным удалось узнать, что зимой птицы в основном в Африке, Индии, Австралии. (показываю на карте эти страны)

Почему они улетают? Мы подслушали разговор птиц.

е) Инсценирование разговора птиц.

  1. Холодно нам птицам зимой.
  2. Да. И не хватает корма.
  1. Мы, ласточки, скворцы питаемся насекомыми и улетаем в тёплые края.
  2. А сейчас насекомых нет. Они зимой спят.
  1. А ты знаешь, что мы возвращаемся опять туда же, откуда улетели.
  2. Это как?
  1. Например, с нашего села мы улетели, сюда же в наше село мы прилетаем.
  2. Но есть но…
    Мы возвращаемся в том случае, если к нам относятся бережно, встречают нас, делают нам искусственные гнёзда, которые называются скворечники. (показывает скворечник)

Учитель: А ещё… не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица,
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.

7. Самостоятельная работа по карточкам (красным карандашом закрасить кружочки, которые указывают зимующих птиц, синим – перелётных).

8. Подведение итогов урока:

  • О чём говорили на уроке?
  • Кто предки наших птиц?
  • Когда жили динозавры?

Молодцы! Мне понравилось, как работали…

Дома можете слепить из пластилина динозавра. А с папами обязательно сделайте скворечник.