Тема урока: “Музыка моего народа”
(Музыкальные инструменты народного оркестра)
Цель урока:
1. Расширение общего и музыкального кругозора, накопление багажа интонационно- стилевых представлений.
2. Приобретение начальных навыков музыкальной импровизации, выражение её с помощью собственных эмоций.
3. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.
Ход урока:
Вначале урока звучат “Плясовые наигрыши” в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, радостная, задорная, плясовая…
Учитель: Один инструмент прозвучал или много?
Дети: Много.
Учитель: Какие музыкальные инструменты здесь прозвучали?
(Дети называют услышанные знакомые музыкальные инструменты)
Учитель: А как называется коллектив музыкантов, исполняющих одно произведение?
Дети: Оркестр.
Учитель: Кто руководит оркестром?
Дети: Руководитель- дирижёр.
Учитель: Где можно услышать оркестр?
Дети: В театре, на параде, в концертном зале…
Учитель: Какие оркестры мы с вами знаем?
Дети: Симфонический, духовой, эстрадный, народный…
Учитель: Музыка, какого оркестра сейчас прозвучала?
Дети: Народного.
Учитель: Действительно музыкантов много и оркестров много, только каждый оркестр имеет свои музыкальные инструменты, со многими из этих которых мы уже знакомы. У меня в руках карточки, на которых изображены музыкальные инструменты из разных оркестров. Попробуйте из предложенных вам рисунков выбрать инструменты народного оркестра.
(Можно провести это задание, на знание музыкальных инструментов, по небольшим детским группам или по парам) Дети выбирают из предложенных рисунков инструменты народного оркестра и называют их.
Учитель: Mолодцы! Послушайте ещё раз плясовую мелодию и попробуйте сами, изобразительными движениями показать музыкальные инструменты, которые вы услышите.
(Звучит фрагмент песни “Светит месяц” в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Дети пробуют имитировать игру тех инструментов, которые звучат в этой песне: балалайка, баян, бубен, деревянные ложки…
Учитель: Конечно, гораздо интереснее играть в оркестре, когда в ваших руках находятся настоящие инструменты. Послушайте, как весело звучит инструмент домбра, всего три струны, но, сколько радости и веселья могут они доставить в руках музыканта.
(Учитель исполняет на домбре мелодию русской народной песни “Светит месяц”)
Но я думаю, что вы тоже легко справитесь уже со знакомыми вам музыкальными инструментами русского народа.
(Учитель раздаёт детям детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны…)
Учитель: Обратите внимание на таблицу, на ней вы видите нотную запись и ритм мелодии уже знакомой нам песни “Светит месяц”. Посмотрите, как красочно изображены музыкальные инструменты и орнамент вокруг мелодии этой песни, глядя на таблицу можно почувствовать весёлый характер этой песни.
(Учитель вместе с детьми простукивает ритм мелодии, после чего все вместе исполняют данную песню оркестром).
Учитель: Русские народные песни по характеру бывают не только такие озорные, плясовые и весёлые. Очень много у русского народа песен протяжного, спокойного характера, порой даже очень грустных. Но не будем грустить на нашем уроке, а познакомимся с весёлой, шуточной, народной песней “А, чу- чу, я горошек молочу”
(Текст песни можно подготовить в виде зарисовок к каждому куплету, дети воспринимают это очень эмоционально и легко запоминают текст песни). Обязательно обратить внимание на шуточный, игровой характер песни и исполнить её нужно, используя изобразительные подробности каждого куплета песни.
Учитель: Русская музыка всегда современна. Из далёкого прошлого дошли до нас песни, которые мы с радостью исполняем и любим их. Угадайте уже знакомую вам мелодию народной песни, которая сейчас прозвучит?
(Учитель наигрывает мелодию песни “Ой, вставала я ранёшенько”)
Дети легко угадывают, полюбившуюся им русскую народную песню. Учитель предлагает спеть её, сопровождая припев песни одновременно пением и игрой на деревянных ложках.
Учитель: Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?
(Ответы детей)
Учитель: Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?
(Ответы детей)
Правильные ответы, активная творческая деятельность, эмоциональное исполнение песен детьми, поощряется и оценивается учителем на протяжении всего урока.
Домашнее задание: Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра.