Цель: Формировать навыки различения звуков (с), (ш) при чтении; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; развивать память, внимание, речь, мышление, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Набор предметных картинок, плакаты с рисунками, надписями, воздушный шар, картонный автобус на магните, картонные человечки, башмаки, шляпки, консервная банка, разбитая бутылка, фантик; магнитофон, кассета с записью птичьих голосов, кружочки, треугольники, учебник “Моя любимая азбука” Р.Н.Бунеев и др.
Ход урока:
- Мобилизирующий этап, переходящий в формирование темы урока.
- Начинаем урок азбуки. Сначала вам надо сформулировать самостоятельно тему урока. Для этого выполним следующие упражнения.
(На доске расставлены в ряд картинки с изображением совы, сосны, стула, шара, доски, крысы)
- Назовите предметы, изображенные на картинках в указанном порядке и постарайтесь запомнить их . А сейчас закройте глаза (в это время делается перестановка картин). Откройте глаза. Что изменилось?
- Какой звук в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый?
- Какой предмет “лишний”? Почему?
- В “лишнем” слове какой звук первый?
- Теперь сформулируйте тему урока.
2. Изучение темы:
а) Работа со звуками:
- Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой 1 слог , 3 звука. (Ответы детей, проверка)
- Шар предлагает вам отправиться в путешествие по сказочному лесу. Чтобы попасть в этот лес, нам нужно купить билет на автобус. Нам дадут билет, если вы дружно, в паре, правильно сделаете звуковой разбор слов, обозначающих предметы на ваших картинках. (У каждого школьника есть карточка с рисунком с одной стороны и со звуковым анализом слова в виде знаков с другой стороны. Работа в паре по технологии КСО, по методике взаимообмена заданиями)
-Проверили, исправили. Сколько ошибок покажите на пальцах.
- Молодцы! Вы справились с заданием и в награду нам дают билет.
- Шар полетит вперед и покажет дорогу.
- Отправляемся в путешествие и по дороге будем учить правила поведения в природе.
- Вот приехали на полянку звуков. Посмотрите, здесь отдыхали наши звуки. Наигрались, набегались, аж, свои шляпки и башмачки потеряли. Сидят и плачут, вещи свои найти не могут. Давайте, поможем им. (Учебник, страница 90) На странице 90 найдите схему человечков и раскрасьте башмаки и дорисуйте шляпки. К доске пойдет 1 ученик и оденет человечка с буквой с. (Второй ученик разбирает звук (ш))
- Посмотрите на человечков, все ли правильно надели?
- Почему у человечка с буквой ш оба башмака синие? (Он всегда твердый.)
- Чем они похожи?
- Чем отличаются? (ш всегда твердый, ш шипит, с свистит)
- Они так обрадовались и говорят вам “Спасибо!”. Вместе улыбнемся.
- (Логопедические упражнения) “Улыбка”, “Бублик”.
- Давайте, на радостях вместе прочитаем стихи: (Выразительное чтение стихотворения с соблюдением пауз при помощи косых черточек.)
- Что обозначает / ? (маленькая пауза) Что обозначает // ? (большая пауза)
Спит спокойно сытый сом,/
Смотрит сладко сотый сон.//
Ши-ши-ши,/ ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.//
Ше-ше-ше,/ ше-ше-ше
Это утка в камыше.//
Почему подчеркнута буква “и” в сочетании ши?
- Посмотрите вокруг, что натворили наши звуки? (Разбросали банки, разбили бутылки, оставили мусор после себя.)
- Что мы им скажем? (Ответы детей. Убираем мусор.)
- 1 правило поведения в лесу НЕ СОРИ! (плакат)
- Едем дальше. Вот приехали на опушку леса. Что такое опушка? (край леса)
- Сделаем остановку на опушке, послушаем пение птиц. (включить магнитофон)
- Наш шар решил проверить, хорошо ли вы различаете звуки (с) и (ш).
- Он будет называть птиц, если услышите в названии птицы звук (ш), радостно хлопайте, если звук (с), прыгайте, если этих звуков нет, быстро убегаем.
- Синица, зяблик, кукушка, свиристель, дятел, коршун, сова, тетерев.(Выключить магнитофон.)
- Вот смолкли птичьи голоса. Почему перестали петь птицы?
- Правило №2 НЕ ШУМИ! Будете шуметь, распугаете птиц и они перестанут петь свои чудесные песни.
б) Работа с буквами:
- Приехали в рощу слогов.
ИС УШИ СА ШКО
УС ИСА СО КСИ
АШ АШИ ШИ ПШИ
ОШ ЫСУ ШУ СТУ
- Здесь выросли необычные грибы. Давайте их рассортируем и прочитаем слоги. (Грибы с буквами СГ- согласный, гласный, ГС, ГСГ, ССГ. Ученики по одному выходят к доске и сортируют грибы)
(Выборочное чтение)
- Во втором столбике какой слог является словом?
- Прочтите слоги с мягким согласным звуком (с).
- Правило №3 ОСТОРОЖНО! Почему мы должны соблюдать в лесу осторожность? (Ответы детей, знакомство со съедобными и ядовитыми грибами)
- Отправляемся дальше. Едем по просеке слов. Здесь наши человечки решили поиграть в прятки и заблудились. На стр.90 они выпали из слов. Найдите их и поставьте на место. В учебнике карандашом вписываем нужные буквы. (Выполнение задания с комментированием по цепочке.)
- Сравните последнюю пару слов: крысы, крыши. Какими звуками эти слова отличаются? (с и ш)
- Значение какого слова вам не понятно?
- Какое правило поведения в лесу подходит в этом случае? (Ответы детей, ОСТОРОЖНО, В лесу можно заблудится.)
- Едем дальше. Вот въехали в дубраву предложений. Что такое дубрава?
- Чтобы не заблудится в дубраве, дружно возьмемся за руки и в паре прочитаем предложения на странице на стр.90. Сначала потренируемся: РЫ-КРЫ-КРЫСА, РО-КРО-КРОШКА, РО-ПРО-НА-ГНА-ПРОГНАЛ.
(Дифференцированная работа в паре.)
- Те, у кого кружочки, вы читаете друг другу 4 предложения и пересказываете.
- Те, у кого треугольники, просто читаете правильно все слова в предложении друг другу.
- Слушайте друг друга внимательно и проверьте правильность чтения.
- Какая пара читала без ошибок?
-Кто допускал ошибки? Сколько, покажите на пальцах.
- Шар очень доволен вами и хочет послушать как вы читаете и услышать его любимый звук (ш).
- Вы, ребята, если услышите звук (ш), хлопайте, (с)-поднимайте руки.
(Читают по одному)
- Шар говорит вам СПАСИБО!
Игра: Ш? крыса-… пар-… малина-…
Рассмотрите и сформулируйте задание игры. (1 букву заменить буквой “ш” так, чтобы получилось новое слово.)
- И последнее правило НЕ ГУБИ! Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники. Берегите нашу природу!
Итог: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу. Что нового вы на нем узнали? Что лучше запомнилось и понравилось?