Внетабличное деление. Приём деления случаев вида 38:2, 90:5

Разделы: Начальная школа


Untitled Document

Цели:

  • знакомить с приемами деления для случаев вида 38 : 2; 90 : 5;
  • развивать вычислительные навыки;
  • расширение кругозора, привитие любви к спорту.

Оборудование: карточки с числами до 10, книжки-считалки, ребусы.

Ход урока

I. Организация урока.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Урок проведем в виде деловой игры в хоккей в 2 периода. В каждой команде есть капитан, вратарь, нападающие, защитники.

II. Повторение пройденного материала. I период.

На уроке будем повторять пройденный материал, а на основе повторения пройденного, должны усвоить приём деления для случаев  вида 38 : 2;  90 : 5.

Представление игроков.

  • Задача капитанов - играть правильно, следить за точностью ответов игроков, чтобы в конце урока могли выявить лучших игроков.
  • Задача вратарей - отбивать шайбы, выручать свою команду правильными ответами.
  • Задача защитников - защищать свои ворота, умело выполнять задания.
  • Задача нападающих - задавать интересные вопросы, задания, и проверять их точность выполнения.
  • Задача для всех - уметь одержать победу, но и с точностью проигрывать.

Девиз:      I команда - В хоккей играют настоящие ребята.
                  II команда - Трус не играет в хоккей.
                  I команда - Будем активно мыслить.
                  II команда - т.к. Знание - это сила.

1. Разминка команд.
Устное повторение таблицы умножения по табличному кругу. Повторение таблицы деления, применяя в ответах карточки с числами.
а) таблица умножения – фронтальный опрос.
б) таблица деления – с карточками.

2. Задание капитанам команд.
                          7 · 7                                        7 · 8
                        70 :  8                                     32 : 7
Пока капитаны заняты, работают нападающие и защитники.

3. Работа нападающих и защитников.
Нападающие I команды задают вопросы, примеры, заранее записанные у хоккейных ворот, защитникам II команды, а затем нападающие II команды - защитникам I команды.
                        I команда                                    II команда
                             60 : 2                                             60 : 3
                             80 : 2                                             80 : 4
                             40 : 4                                             40 : 2
                             90 : 3                                             60 : 6
                             80 : 40                                           60 : 20
                             40 : 2                                             90 : 30
(Вратари следят за точностью ответов своих игроков. При неправильном ответе – гол).

4. Решение задач-шуток.
I команда.      К 7 зайчатам в час обеда
                        Прискакали 3 соседа
                        В огороде зайцы сели
                        И по 5 морковок съели.
                        Кто считать, ребята, ловок,
                        Сколько съедено морковок?

II команда.    Сидят рыбаки, стерегут поплавки
                        Рыбак Корней поймал 25 окуней
                        Рыбак Евсей – 15 карасей.
                        И ещё поймали по 3 сома.
                        Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
5. Разделите сумму на число.
I команда       (49 + 28) : 7                (60 + 15) : 3
II команда     (36 + 24) : 6                (40 + 12) : 2
(Вызываются желающие).

I команда
Представить число 36 в виде суммы 2-х слагаемых, каждое из которых делится на 3.
(36 = 30 + 6;   36 = 27 + 9;                36 = 24 + 12;  36 = 18 + 18; 
 36 = 21 + 15)

II команда
Представить число 54 в виде суммы 2-х слагаемых, каждое из которых делится на 6.
(54 = 48 + 6;   54 = 42 + 12;              54 = 36 + 18;  54 = 24 + 30)
Подведение итогов I периода.

Физкультминутка.

III. Работа над темой.

  • Вычислить частное, объясните способ решения.

                        39 : 3                          36 : 3
                        42 : 2                          24 : 2
(Делим десятки, делим единицы, полученные результаты складываем).

  • Можно ли использовать этот приём при решении примеров?

                        34 : 2                          72 : 6
(нет, потому что число десятков в делимом не делится на делитель, т.е. 30 на 2 не делится, 70 на 6 не делится)
(На палочках)

— Как же поступить в данном случае? Вспомните, какое задание выполняли на уроке, которое помогает правильный приём решения.
— Какие слагаемые целесообразно взять в данном случае?
— Какое число удобно взять первым слагаемым?
(Число, которое оканчивается нулём или делится на 2).
            34 : 2 = (20 + 14) : 2 = 10 + 7 = 17
            72: 6 = (60 + 12) : 6 = 10 + 2 = 12

  • Работа по учебнику (с. 13)
  • Решение примеров № 2 с комментированием.

(Начинают капитаны, затем продолжают другие учащиеся)
Вывод: удобно делимое представить в виде суммы таких слагаемых, первое из которых наибольше число, оканчивающиеся нулём и делящееся на данное.

IV. Закрепление и повторение. II период.

  • Работа парами: решение примеров по вариантам, взаимная проверка, докладывают капитаны.  

                              1 вариант                                    2 вариант
                                   75 : 5                                                       84 : 6
                                   96 : 8                                                       76 : 4
                                   52 : 4                                                       65 : 5

  • Решение задачи (устно).

    На Олимпиаде в Сеуле наши спортсмены выиграли 55 золотых медалей, а КНР - 5.

Поставьте вопросы к задаче и решите её.

  • Решение примеров по карточкам.
  • Задания нападающих защитникам (задачи-шутки, смекалки).

V. Выявление лучших игроков.

VI. Подведение итогов урока.