Урок по трудовому обучению на тему "Конструироание из бумаги". Композиция "Весёлая полянка"

Разделы: Начальная школа


Тема: конструирование из бумаги (оригами). Композиция « Весёлая полянка»
Вид работы: складывание
Вид изделия: композиция «Весёлая полянка»
Тип урока: комбинированный
Цель: совершенствование знаний, умений, навыков работы с бумагой.
Задачи:

  • расширить знания учащихся об искусстве оригами;
  • закрепить основные приёмы складывания;
  • развивать точные движения пальцев; способность следовать устным инструкциям; память;
  • воспитывать эстетическое восприятие цвета и формы; уверенность в своих силах и способностях;
  • воспитывать у детей умение работать в коллективе, личную ответственность за труд в коллективе.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, готовые игрушки-оригами, ватман для композиции «Весёлая полянка», листы бумаги квадратной и прямоугольной формы.

Ход урока:

I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок, –
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!
Ведь каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

II. Сообщение темы урока
– Ребята, сегодня у нас урок труда на тему «Конструирование из бумаги». Мы будем делать композицию «Весёлая полянка».

III. Организация рабочих мест учащихся.
Учитель:
Чтоб работа закипела,
Приготовим всё для дела.
Будем клеить, мастерить
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить
Клеёнку нужно постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей!

– У нас на столах должны быть: цветная бумага, клей, фломастеры, ножницы, кисточки на подставках. А также нам понадобятся ваше внимание и фантазия!
(Учащиеся смотрят, всё ли необходимое есть у них на столах, учитель контролирует)

IV. Повторение правил работы с ножницами и клеем.
– Какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами, клеем? (Ответы детей)

Обобщение учителя:
– С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути.
И, держа за острый край,
Другу их передавай.

Клей наноси кисточкой
На нужную деталь
И на место прикрепляй, притирай.
Осторожно, смотри!
В глаза и в рот не попади!

V. Расширение знаний учащихся об искусстве «оригами».
– Ребята, мы уже с вами научились делать несложные игрушки из бумаги приёмом складывания. Мы делали бабочку, лягушку, пилотку, самолётик, кошелёк (учитель показывает образцы изделий).
Из обыкновенной бумаги можно смастерить не только эти простые фигурки, а ещё огромное множество других. Вот перед вами лишь малая часть таких поделок.
(Показ игрушек-оригами: вертушки, кусаки, поросёнка, пингвина, ракеты, тюльпанов в вазе).
Все эти изделия сделаны в технике «оригами». Что же это такое «оригами»?
Слово «оригами» (это слово написано на плакате большими буквами, учитель обращает на это внимание детей) в японском языке состоит из двух частей. Первая из них «ори» означает «складывать», а другая «ками» – «бумага», из чего следует, что речь идёт об искусстве складывания из бумаги.
Художественные изделия из сложенной бумаги впервые стали изготавливаться в Японии около 2000 лет назад. Одними из первых моделей были фигурки животных и птиц.
Бумажный журавлик (показ изделия) давно известен в Японии, как талисман, приносящий счастье. Он стал символом мира. Считается, что если сложить из бумаги 1000 журавликов, сбудется самое заветное желание.
«Кусудама» и кубик (показ изделий) являются символами дружбы и любви. Их принято делать разноцветными.
Согласно японской традиции, для классических фигурок оригами используется лист бумаги квадратной формы, хотя некоторые простые модели изготавливаются из прямоугольного листа бумаги. (Учитель показывает листы бумаги квадратной и прямоугольной формы)

VI. Закрепление полученных навыков
1) Получение исходной формы «Водяная бомбочка»
Учитель: В искусстве «оригами» есть несколько исходных форм, из которых можно сложить много разных фигурок. Из квадрата получается форма «Водяная бомбочка». Давайте вспомним, как она получается.
(Учитель и учащиеся делают «водяную бомбочку» из квадратных листов бумаги)

Этапы работы:

  • Наметить две диагонали.
  • Вогнуть боковые треугольники внутрь.

– Ребята, какие фигурки получаются из формы «водяная бомбочка»?
(Ответы детей: бабочка, лягушка, ёлочка).

– Из этих фигурок можно составить красивые композиции. И сегодня мы будем составлять композицию «Весёлая полянка».

2) Проблемная ситуация
- Ребята, посмотрите на эту картину(демонстрация нарисованной картины на ватмане, где изображена полянка) (См. Приложение 1).
– Что вы видите? (Ответы детей: солнышко, озеро, цветы на поляне и т.д.)
– Она вам нравится? (Ответы детей)
– Чего здесь не хватает? (Ответы детей)
– Давайте украсим нашу полянку.
– Но прежде, чем приступить к работе, подготовим наши пальчики

3) Физкультурная минутка.
Выполняется упражнение «Колечко».
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямой (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4) Практическая работа. Изготовление игрушек-оригами.
– Ребята, послушайте загадку:
И зимой, и летом –
Всё одним цветом. (Ёлка)

а) Изготовление ёлочки
Этапы работы:

  • Делаем 3 формы «водяная бомбочка»
  • Собираем елочку

– Слушайте следующую загадку:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

б) Изготовление бабочки
Этапы работы:

  • Делаем исходную форму «водяная бомбочка».
  • С одной стороны боковые стороны соединяем к центру, углы смотрят вниз.
  • Уголки подрезаем.
  • Рисуем глазки, узоры.

– А теперь третья загадка:
И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдёте,
На поляне, на опушке.
Мы – зелёные … (Лягушки)

в) Изготовление лягушки
Этапы работы:

  • Делаем исходную форму «водяная бомбочка».
  • С одной стороны сгибаем углы вниз.
  • Половину каждого из этих углов отгибаем назад.
  • Переворачиваем деталь.
  • Поднимаем углы кверху, чтобы они сошлись на середине.
  • Половину каждого угла отгибаем вниз.
  • Рисуем глазки, ротик.

5) Составление композиции «Весёлая полянка» на ватмане.
– Ребята, посмотрите, какие хорошие игрушки-оригами у вас получились. Давайте разместим их на ватмане. (Все учащиеся под руководством учителя приклеивают свои поделки на ватман в нужные места: бабочек над цветами, лягушек в озере и т.д.)

VI.Подведение итогов
1) Коллективная оценка готового изделия.
– Ребята, вам нравится наша полянка?
– А почему она вам нравится?
– Что бы вы сделали, очутившись на этой полянке?
– А может спели бы весёлую песенку?
– Давайте споём куплет из песни «Вместе весело шагать».
(Исполнение отрывка из песни).

2) Релаксация.
– Ребята, что вам понравилось делать на этом уроке?
– А хотели бы вы его повторить?

3) Оценивание работы учащихся учителем.
– Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились и заслуживаете хороших оценок.

4) Уборка рабочих мест.
– Вот закончился урок.
Всё убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собираем,
Клеёнку тряпкой вытираем,
По местам всё убираем.