Цели:
- совершенствовать представление о применении геометрических фигур в разных отраслях промышленности, развивать творческие способности учащихся при составлении заданий по геометрии;
- развивать вычислительные навыки, умение находить данные площади и периметра геометрических фигур;
- воспитывать интерес к предмету, к использованию ПК в научных знаниях, взаимопомощь и дружбу.
Тип занятия: научно-практический
Методы: диалогический и частично – поисковый.
Приемы: эвристическая беседа, диалог, работа с раздаточным материалом, в группе.
Используемые технологии: проблемные, информационные
Оборудование: мультимедийный аппарат, компьютер, творческие задания учащихся на дискетах, наглядные объемные и плоские геометрические фигуры, раздаточный материал для конструирования, половинки чистого листа для оригами, слайды, набор пазлов, выставка книг.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель: - Дорогие ребята, сегодня наше занятие мы посвящаем – геометрии.
Слайд №1 с названием темы (Приложение №1)
2. Подготовка к восприятию новых знаний, умений, навыков.
Как вы понимаете, что такое геометрия? (Ответы детей)
(В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие».)
Немного истории:
Слайд №2 (Приложение №2)
Немного истории:
«В далекие первобытные времена, когда люди очень многого не знали и многого не умели, они уже строили себе жилища, придавая им различную форму, делили плодородную землю на участки и измеряли их. Постепенно появились различные правила, навыки, связанные с измерениями и построениями».
Учитель: - А какое определение дает Сергей Иванович Ожегов в словаре?
Слайд №3 – (Приложение №3)
Учитель: - В справочнике по математике – такое определение:
Слайд №4 – (Приложение №4)
3. Рассмотрение темы занятия.
Учитель: - В геометрии существуют такие виды геометрических фигур:
Слайд №5 (Приложение №5) «Объемные геометрические фигуры» или их еще называют геометрические тела.
и
Слайд №6 (Приложение №6) «Плоские геометрические фигуры»
Учитель: - Как вы думаете, человек, с какого возраста начинает знакомиться с геометрией? (Ответы детей)
Учитель: - С какого же действительно возраста мы узнаем сейчас. Слайд № 7-8 (Приложение № 7,8)
Учитель: - Оказывается, уже младенец знакомится с геометрическими фигурами, только делает он это неосознанно.
Учитель: - А вот задание, которое приготовила для вас Эльвира.
За компьютер садится Эльвира. (Соединение пазлов)
Слайд № 9-10 (Приложение № 9,10)
Учитель: - Для какого оно возраста? Посмотрим, кто же быстрее справится с заданием, указывая на цвета соединения. (Ученики дают варианты ответа, как правильно сложить фигуры по цветам ученики по очереди на компьютере)
- Складывая такие фигуры и при составлении картинки, получаем геометрическую фигуру в виде – прямоугольника. (Показ собранной картинки из пазлов)
Учитель: - Посмотрите, вокруг себя и скажите, какие предметы в виде прямоугольника окружают нас? (Ответы детей)
Учитель: - Где же еще используют геометрические фигуры, мы узнаем из задания, которое подготовила Даша. (У компьютера Даша)
Слайд № 11-12 (Приложение № 11, 12)
Учитель: - А теперь задание, которое подготовила Юля. (У компьютера Юля)
Слайд 13-14 ( Приложение № 13, 14)
Задание: Сколько геометрических фигур использовали для составления картинки? Покажи их.
Покажите прямые и острые углы.
Учитель: - Вы выполнили задание Юли и Даши, скажите, где же еще используют геометрические фигуры? (При строительстве домов, зданий)
Учитель: - А сейчас будет задание в группах по 3 человека. Каждая группа получит конверт с разрезными геометрическими фигурами. Вы будете в роли конструкторов и должны собрать картинку, символизирующую приближение Нового года. Выложите детали и по сигналу начинайте собирать. Приготовились, начали: Слайд № 15 (Приложение №15)
Учитель: - Посмотрим, какая группа справилась быстрее, и какая картинка у вас получилась. Да скоро Новый год, заметно, что вы очень любите этот праздник.
Учитель: - А сейчас проведём игру «Кто быстрее?»
К этой игре подготовили задания Ралина и Гульназ, их задания были похожими, поэтому я их объединила в одно.
Слайд № 16 (Приложение №16)
- Следующее задание подготовил Салават. (У компьютера Салават) Смотрим на экран.
Слайд № 17 (Приложение №17)
Раздает задание ребятам
Сосчитайте сколько здесь квадратов?
Мозговой штурм для всей семьи»
- Еще одно задание, которое подготовил Айрат. (У компьютера Айрат) Это задание вы выполните письменно в тетрадях, так как нужно будет сделать вычисления.
Слайд № 18 (Приложение №18)
Учитель: - Сегодня на нашем занятии мы говорили о чем? (О геометрии, о геометрических фигурах). Где применяют знания по геометрии? (Ответы детей) Кроме математики, на каких уроках еще нужны знания по геометрии? (Ответы детей)
Учитель: - А я хочу вам предложить задание на внимание. Возьмите половинку листа. Сделайте из него квадрат. (Запомнили?) Сложите противоположные углы, чтобы получился треугольник. (Запомнили?) Затем один угол приложите к середине противоположной стороны, другой угол тоже к противоположной стороне. (Запомнили?) Верхние углы отогните. Что у вас получилось? (Получился стаканчик) Стаканчик имеет геометрическую форму? Эта фигура плоская или объемная? (Объемная) Как можно получить плоскую фигуру из данной фигуры? (Приложить к плоскости, к листу). Приложите и обведите. Какая фигура получилась? (Трапеция) Найдите периметр этой фигуры. Что такое периметр? Как найти Р? Я говорила, что это задание на внимание, скажите из каких геометрических фигур получился стаканчик? (Прямоугольника, квадрата, треугольника, четырехугольника, пятиугольника)
Слайд № 19 (Приложение № 19)
Учитель: - Вот, ребята, и подходит наше занятие к концу. О чем же мы сегодня с вами говорили? Что вы нового узнали из сегодняшнего занятия? Нужны ли знания по геометрии человеку? Что вам понравилось? Ребятам, которые подготовили задание, ставим – 5, а также за работу хочу отметить… Геометрия интересная наука, ее будете изучать и в старших классах, а кого заинтересует сейчас, можно в библиотеке найти книги, узнать по справочникам. Спасибо всем.