Цели:
- обучение различным видам деятельности на уроке ИЗО (рисование по впечатлению, аппликации);
- формирование эстетических вкусов;
- развитие ассоциативно-образного мышления, творческой и познавательной активности;
- воспитание любви и гордости к творческому наследию нашего народа.
Задачи:
- восприятие и оценка произведений искусства;
- анализ и оценка результатов собственного художественного творчества;
- уважать мнение товарищей.
Форма урока – творческая лаборатория.
Методы: рассказ, дискуссия, демонстрация, тесты, игра.
Оборудование:
Зрительный ряд:
- таблица «Пропорции человека»,
- плакаты с рисунками одежды,
- выставка книг, журналов, посвященных образу человека – защитника Отечества.
Литературный ряд:
- фрагмент хора из кантаты «Александр Невский»,
- Моцарт «Маленькая ночная серенада» соль мажор,
- Григ «Утро»,
- высказывания, эпиграф о человеке.
ТСО:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- магнитофон.
Словарь терминов:
- эскиз;
- набросок;
- канон.
Материалы и инструменты для учащихся: бумага, краски, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, баночки для воды.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент – 2 мин.
- Вступительное слово учителя – 3 мин.
- Актуализация знаний учащихся (тест) – 5 мин.
- Беседа – 8 мин.
- Игра «Прослушай музыку и найди правильное изображение на доске» - 4 мин.
- Практическое (самостоятельное) выполнение работы – 15 мин.
- Подведение итогов, оценка, награждение. 3 мин.
«Искусство есть мышление в
образах».
В.Г. Белинский.
ХОД УРОКА
Проверка готовности рабочих мест.
Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята и уважаемые гости (включаю
отрывок из видеофильма Александра Роу «Марья искусница»).
–
Вы услышали и заметили, что для каждого народа, беззаветно любящего
родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот
почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ человека –
образ защитника Родины, образ честного, справедливого…. Ему
посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.
Сегодня на уроке мы будем и зрителями, и художниками. Для этого нужно
быть терпеливыми, вдумчивыми и активными. Познакомимся мы с разными
образами человека – и ваша задача – после услышанного,
увиденного и прочитанного – создать свой образ человека
по впечатлению. Но, сначала повторим пройденный материал, и
те, кто активно работает, получит красный жетончик.
1. Работа с
плакатом «Пропорции человека».
2. Тест №1 «
Подпиши». (Оценивание: – Поменяться с соседом –
результат на доске (ответы), складываем в Портфолио) 3 мин.
Тест №1.
Задание №1.
Подпиши, кто
изображал фигуру человека в пропорциях:
1.2. 3.
4. 5.
Задание №2.
Что такое пропорция?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Это слово происходит от греческого, в Древней Греции оно обозначало место, посвященное музам, или храм муз ____________________________________________________________
Итак, (открываю середину доски) мы продолжаем с вами знакомство с образами человека в искусстве, и обратим внимание на наглядности и репродукции на доске.
- Беседа.
Пример 1.
1. Рассматриваем картину Павла Корина «Александр Невский» (тихонько звучит фрагмент хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»).
– Вам, конечно, знакома эта картина?
– Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?
Д. – Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.
– Каким изобразил Александра Невского художник?
Д. – Мужественным, спокойным, сильным… Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он весь как будто выкован из стали. Александр опирается на меч и как будто готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
– Какая цветовая гамма использована в картине и почему?
Д. – Краски мрачные, неброские, только плащ алого цвета – это цвет непримиримости со злом. Автор хотел подчеркнуть, что Александр Невский хочет победить зло, чтобы был мир на земле.
Пример 2.
Показываю фрагмент видеофильма – сказки «Морозко» (описание Ивана-хвастуна).
– Узнали, из какой сказки фрагмент?
– Вам понравился фрагмент?
– Почему нет?
– Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека?
Пример 3.
М.А.Шолохов «Тихий Дон». Описание
Аксиньи.
Конь оторвал от воды губы, со скрипом
пожевал стекавшую воду и, глядя на ту сторону Дона, ударил по воде
передней ногой. Аксинья зачерпнула другое ведро, перекинув через
плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. Григорий тронул
коня следом. Ветер трепал на Аксиньи юбку, перебирал на смуглой шее
мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая
цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не
морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи…..
Зачитывает
помощник описание Аксиньи из произведения М.Шолохова «Тихий
Дон».
– Что же такое портрет в литературном
произведении?
Д. – это изображение наружности человека: его
лица, фигуры, мимики, жестов, одежды.
– Какие элементы
внешней характеристики может дать автор?
Д. – Описывает
внешность: фигуру, одежду, лицо.
– Можем мы по описанию
судить об отношении автора к своему герою?
Д. –Да. Портрет
помогает увидеть не только внешность героя, но и понять его
переживания, представить его положение в обществе.
ВЫВОД: – Вы еще раз убедились в том, что не только в тексте, но и на экране, в произведениях живописи мы видим образ человека, его переживания, даже его хвастовство.
Игра.
– Подустали немножко, сейчас поиграем…
Внимательно
прослушайте музыку и из предложенных образов человека выбрать тот
номер, который вам, кажется, наиболее подходит к данному рисунку:
а)
спокойная, нежная;
б) более ритмичная, подвижная;
в) очень
ритмичная, суровая, призывная.
Рисунки:
1. 2.
Практическое выполнение задания.
– Наш урок продолжается, и он хорош тем, что мы образ
человека не только увидеть и услышать, но и нарисовать
можем.
(Описание образа устно с места).
– Каким
вы видите своего героя?
– А кто знает, какие высказывания,
стихотворения о человеке?
Так как урок – обобщающий по теме,
наброски (словарная работа) человека на альбомном листе у вас есть.
Ваша задача – создать образ человека по впечатлению после всего
услышанного, увиденного.
– Приступая к самостоятельной
работе, не забывайте: образ человека, которого многие из вас здесь
описали устно; учитывайте элементы внешней характеристики, отмечая
самое яркое, особенное, индивидуальное в цвете. Еще раз взгляните на
памятку:
ПАМЯТКА
- - Раскрашивая рисунок, будь аккуратен.
- - Сначала раскрась предмет основным светлым тоном. Затем добавляй дополнительные цвета.
- - Для получения нужного цвета смешивай краски между собой.
- - В теневых местах цвет сделай темнее.
- - Перед тем как брать новую краску, кисть промой в воде.
- - Не оставляй кисть в баночке с водой.
Можете выбрать по желанию другие виды деятельности – аппликацию.
Самостоятельная работа учащихся (включаю музыку).
Подведение итогов.
– Ребята наклеивают свои работы на заранее подготовленное место, давая характеристику своего образа человека:
- почему именно этот образ;
- чем он привлек тебя;
- стихотворная форма.
– И чтобы завершить наш урок, предлагаю вам небольшой психологический тест – у вас на столе лежат лепестки трех цветов:
- красный – урок понравился, «всколыхнул», заставил задуматься;
- розовый – «на хорошо»;
- синий – ничего не понравилось.
– Пожалуйста, подходите к доске и наклеивайте ваши лепестки, которые мы сохраним в ваших Портфолио, где есть уже немело наработок вместе с работами и тестами, а также грамотами по количеству набранных жетонов.
– Мы с вами убедились сегодня, что портрет помогает увидеть не только внешнее сходство, но и отношение автора к своему образу. И мне хотелось бы закончить урок эпиграфом Белинского «Искусство есть мышление в образах».