Дидактические игры на занятиях по краеведению Удмуртии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Мой опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться полностью на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит таким эффективным педагогическим средствам, как внеклассные мероприятия по предмету и организация игровой деятельности на уроках.

1. Игра по типу «Счастливый случай».

2. Найди слова, называющие типичные черты характера удмуртов, используя шифр:

А)

с

с

т

о

л

к

о

ь

р

ю

р

н

м

и

б

о

м

а

е

и

Б)

 

1

Д

Р

И

О

2

В

Н

Т

Е

3

Х

Ф

Я

У

4

А

С

Г

М

Шифр:


В) Составь шифр для названия другого типа населенного пункта, в котором ты живешь. Назови,сколько их в Удмуртии и как они называются?
Г) Расшифруй слово:

Д)  *        *          *         *
     О З А Б В Т  Е Р А Д К
Расшифровав слова, назови тему урока и добавь в ряд подходящие по смыслу другие слова, придумав шифр для них. Вспомните пословицы и поговорки народов, проживающих на территории Удмуртии, в которых присутствуют данные слова? Что общего в народных традициях?
Е) Головоломка «География Удмуртии».

П

Р

И

У

Р

А

Л

Ь

Е

Г

А

З

В

О

Е

К

А

Т

Е

Р

И

Н

А

О

Я

Д

В

Т

А

Т

А

Р

С

Т

А

Н

Т

А

Р

О

С

С

И

Я

Р

О

Т

Г

К

Н

А

Г

Л

А

З

О

В

Р

О

Л

А

И

З

К

И

Ж

Е

В

С

К

Р

И

М

Я

И

Б

Е

Л

Ь

Г

И

Я

Ф

Н

А

К

  Я

У

В

А

Н

Е

Ф

Т

Ь

А

К

и

р

о

в

с

к

а

я

Л

Е

С

Н

Б

А

Л

Е

З

И

Н

С

К

И

Й

К

А

М

Б

А

Р

С

К

И

Й

Ц

Я

Найдите ответы на вопросы по горизонтальным и вертикальным линиям среди буквенного хаоса. На какой из вопросов в головоломке ответа нет. (столица Удмуртии).
Е) Головоломки по темам "Растительный и животный мир".
I. Попробуй отгадать загадки о деревьях. Если ты их
правильно разгадаешь, то сверху вниз по
выделенным клеткам прочитаешь название дерева, изображенного на рисунке.
По горизонтали
1. Посреди поля висит полотенце с кистями.
2. Лесная черемуха растет на приземистой елочке.
3. Расцвету – побелю, аромат издаю.
4. И зимой и летом – в одежде одной.
5. Кора – для кузовка, остальное – на дрова.
6. Дерево и без ветра шумит.
Ответы: 1. Рябина. 2. Можжевельник. 3. Черемуха.
4. Елка. 5. Вяз. 6. Осина.
Если ты правильно отгадал все загадки, то в
выделенных клетках по вертикали сможешь
прочесть слово "Береза".

II. На рисунке в клетки впиши названия лесных животных. Правильные ответы тебе подскажут отгадки на народные загадки:
По горизонтали
1. На свинью похож, а в лесу живет.
2. Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит.
3. В птичник повадится – жди беды:
Рыжим хвостом заметает следы.
4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
5. Посреди поля белый клубок катается.
Ответы: 1. Кабан. 2. Медведь. 3. Лиса. 4. Волк. 5. Заяц.
Если ты правильно отгадал все загадки, то в выделенных клетках по вертикали сможешь прочесть слово "Белка".

3. Азбука Удмуртии
А - Алнаши (дом Л.Г.Векшиной, Красильникова Г.Д.
Б - Балезино Болгуры
В - Вавож Варзи-тчи Водзимонье Воткинск Волков
Г- Глазов Грахово Гольяны Герд
Д -Дебессы Дондыкар Драгунов  Дурова
Е -
Ж
З - Завьялово Зура
И - Ижевск Иднакар Игра
К - Камбарка Каракулино Кез Кизнер Киясово Красногорье Калашников
Л - Лудорвай
М - Малая Пурга Можга
Н - Нечкино Никонов
О -
П - Перевозное Полом Понино Пальшина Поскребышев
Р -
С - Сарапул Селты Сюмси
Т -
У - Ува
Ф -
Х -
Ц -
Ч - Чайковский Чекирил
Ш - Шаркан
Щ -
Ы -
Э -
Ю - Юкаменское
Я - Якшур-Бодья  Яр

4. Игра «Крестики-нолики»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Х - да
О - нет
1. Удмуртия расположена на материке Евразия
2. Удмуртия граничит на севере и западе с Кировской областью
3. Река Кама протекает по территории Удмуртии
4. Площадь Удмуртии 42 тыс. кв. км
5. Удмуртия богата глиной и песком
6. Удмуртия расположена между реками Чепца и Иж
7. Республика лежит к югу от экватора
8. В Удмуртии температура весной от + 10 до + 18
9. На территории Удмуртии много гор.

5. Игра «продолжалки»
Игра идет по вариантам каждого ряда. Обучающиеся пишут по очереди слово по теме урока ( термин). Затем листок передается следующему за сидящим , объясняется значение слова ( почему предыдущий его записал). Второй ученик дописывает свое слово и объясняет первому причину выбора. При необходимости каждый имеет право на уточнение . В конце игры листок возвращается к первому ученику, который называет задание учителя и читает написанный ряд терминов. Класс слушает и оценивает выполнение задания.

6. Загадки
Тема «Растения леса»:
1. Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой - скинет с плеч ее долой? (Лес)
* Что вам известно о растениях леса? Каких животных можно встретить в лесах Удмуртии ?
2. ветерок лишь пробежит, вся листвою задрожит, затрепещет, как травинка, очень зябкая…(Осинка)
3. стоит столб до небес, а на нем шатер-навес. Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна)
- Хоть колюча, а не елка, подлинней ее иголки, а кора тонка, красна! Та красавица…(Сосна)
4.Из листьев резных зеленая шуба на толстом стволе могучего…(Дуба)
5. Вроде сосен, вроде елок, а зимою- без иголок. (Лиственница)
6. У маленькой елки колкие иголки, шарики синие, словно в инее. (Можжевельник)
7. Есть сережки, а не девчонка, есть шишки, а не сосенка, а живет в низинке около лозинки. (Ольха)
8. Кустом в лесу, в саду растет и белым зонтиком цветет, созреет красной, как малина, но очень горькая…(Калина)
9. Лист ладошкой на длинной ножке. (Клен)
10. На верхушке- грозди, а пониже- гвозди. (Боярышник)
* Раздели эти растения на 2 группы, дополни список другими обитателями флоры леса.
11. Был тростинкой, стал простынкой.

  • Как рубашка в поле выросла? Есть ли отрасль растениеводства в Удмуртии? Как использовали еще растение люди раньше? (Масло, льняное семя)

- к…(«кудрявое» дерево в песне). Лен.
  п…ка (лента для фотосъемки)
  пе…ка (детская простынка)
  мас…ок (съедобный гриб со скользкой шляпкой)
  А…ушка (героиня русских сказок)
12. а) Шараду запиши , друг, так : две ноты, «Н» и мягкий знак.
Все- куст, его ты без труда найдешь по запаху в садах (Сирень)
б) Какие три предлога любят клевать куры? (Про-с-о)
Какие четыре предлога образуют название хвойного дерева? (С-о-с-на)
Название какого сорного растения составлено из трех предлогов? (О-с-от)
В каких падежах имен существительных их можно встретить?  
13. Это слово, кто не знает, шум дождя обозначает.
При порядке букв другом мы с него крыжовник рвем. (Cтук-куст)

  • Ягодные кустарники Удмуртии. Польза ягод для человека и животных.
  • Дикорастущие и культурные ягодные растения Удмуртии
  • Ядовитые растения.

14. «Слово в слове»: крапива, паслен, картофель, щавель, масленок, молочай.
* Какое не встретишь в Удмуртии? На какие группы можно распределить
растения?
15. Палиндромон:
Леша на полке ….. нашел. (Клопа)
16. Найди подходящее слово так, чтобы оно заканчивало первое и начинало второе:
МОЛО(…) КА       (молочай - чайка)
МУХО (…)КОВЬ (мухомор - морковь)
17. Анаграммы:
Мошкара - Р……(ромашка)
Мышка - К….(камыш)
18. Это хвойное дерево на вершине северной скалы увековечил в стихотворении М.Ю.Лермонтов. Его часто можно встретить в лесах Удмуртии. (Cосна)
б) Этого типичного обитателя флоры Удмуртии под своим окном в зимний период наблюдал С.И.Есенин. Часто использовалось и как ритуальное дерево в культурах народов, традиционно населяющих территории Удмуртии. (Береза)
в) из какого дерева в сказках делали волшебные палочки? (Ива)
г) На какое дерево уселась басенная Ворона с сыром? (Ель)
д) Сказочное дерево с золотой цепью. (Дуб)
е) Заготовкой для кареты Золушки послужила…(Тыква)
*Третий лишний? Почему? Встречаются ли они в народном творчестве других народов, проживающих в Удмуртии?
19. Тестовый контроль «И в шутку, и всерьез»:
1. Какой сок собирают ранней весной в наших лесах?
А) липовый б) осиновый в) березовый* г) сосновый
2. плоды какого растения называют волчьей ягодой?
А) жимолость обыкновенная* б) бересклет в) калина г) крушина
3. Какое из этих растений является хищным(насекомоядным)?
А) кровохлебка б) росянка* в) дурман г) белена
4.Как называется липкий и пахучий сок, выступающий на коре свежесрубленной елки?
А) патока б) сургуч в) смола* г) клейковина
5. Какая сельскохозяйственная культура сама удобряет почву?
А) горох* б) кукуруза в) рожь г) свекла
6. Цветы какого из этих растений не голубого цвета?
А) василек б) незабудка в) цикорий г) лютик*
7. какое растении по народной легенде расцветает в ночь на Ивана Купала?
А) мох б) папоротник* в) хвощ г) кувшинка
8. Какое растение чаще всего используется при составлении родословной?
А) дерево* б) куст в) водоросль г) лишайник
9. С какого растения, по утверждению В.И.Даля, пчелы собирают красный мед?
а) липа б) клевер в) гречиха* г) подсолнечник
10. Какой овощ на наших огородах самый ранний?
А) морковь б) свекла в) огурец г) редис*
11. Какое из хвойных деревьев лесов Удмуртии иначе именуют сибирским кедром?
А) сосна* б) пихта в) ель г)можжевельник
12. С какой ягодой сравнивали в фольклоре очень хорошую жизнь?
А) бузина б) клюква в) клубника г) малина*
13. С каким зверьком лесов Удмуртии сравнивает себя находящийся в постоянных хлопотах человек?
А) с пауком в банке б) с белкой в колесе в) с цепным псом г) с птицей в клетке
Тема «Рыбы»:
1. Отгадай загадку и составь по аналогии свою:
а) От зубастых щук таясь, стороной проплыл…(карась)
- словно под прессом долго была плоская рыба, что звать…(камбала)
б) На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)
в) эта рыба-людоед, не просись к ней на обед! (Акула)
г) Подрастала- хвост растила, платье темное носила.
Подросла- зеленой стала, хвост на весла поменяла. (Лягушка)
* Какую из них не встретим в водоемах Удмуртии?
* кто из них не относится к рыбам? Что объединяет его с другими героями загадок?
2. Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех рыб, которые в них «плавают»:
а) Неве…ость (состояние тела в космосе). Сом.
Ро…аха (хищное млекопитающее семейства куньих). Сом.
б) к…(насекомое, переносящее опасные для человека заболевания, которые могут привести к смерти). Лещ.
Как уберечься от укусов их при прогулках на природе? Когда они особенно опасны?
в) Поли…(рыба, которая выращивается в рыбном хозяйстве «Пихтовка»).
Было ли такое имя в удмуртских семьях? Что вам известно об обряде имянаречения у удмуртов раньше? Было ли такое имя в семьях других народов, населяющих Удмуртию? Какие типичные имена давались детям раньше?
г) реши примеры, запиши ответы в порядке возрастания (убывания); получи слово, заменив числа буквами:
…+…=… А …*…=… У
…-…= … К … : …= …Щ
д) Пользуясь шифром, отгадайте, кто здесь спрятался:

 

 

 

 

 

о

н

ь

у

к

7. Игра «третий лишний»:
а) гадюка, кобра*, уж
обработка дерева, льна, камня*
б) Общее задание с применением карточек с цифрами.
Найди  лишнее, объясни причину выбора:
- сосна, ель, береза, рябина* (остальные деревья, под которыми приносили жертвы богам древние удмурты)
- Перун, Зевс, Инмар, Христос* (боги неба, грома, молний)
- Дурова, Чайковский, Кулакова, Калашников (все прославили Удмуртию)
- Дерябин, Дудин, Чарушин, Короленко* (не архитектор)

8. Кто больше составит слов
а) По теме «краеведение» из букв слова ….
б) Используя данные буквы составь и запиши как можно больше слов по теме занятия:  … ….  ….
в) Составь из данного набора букв слова по теме урока, начинающиеся с буквы …(например: ФАТВИАЛ -  АЛФАВИТ, РАГТАМО - ГРАМОТА)
г) Составь и запиши цепочку из слов по теме так, чтобы конец предыдущего слова становился началом следующего.

9. Составь ключевое слово:
Учитель составляет вопросы по количеству букв ключевого слова, варианты ответа даются одной из данных букв по очереди (на более поздних этапах – вразброс). Затем ученики составляют из полученных букв и называют слово. Таким образом можно осуществлять введение в тему урока.
                        Знатоки удмуртских загадок
Выбери один из вариантов ответов:
1.Вдом войти пытается – зайти не может.
а) вор
з) дверь
с) замок
2. На полу попляшет, в угол бежит.
к) паук
л) танцор
н) веник
3. Д ва брюха, четыре рога.
а) подушка
б) коза
в) две коровы
4. Из маленького облака и зимой, и летом снег идет.
р) туча
с) облако
т) сито
5. В брюхе баня, в носу решето. Одна рука , и та на спине.
м) печь
н) баня
о) чайник
6. Меня били- колотили, мочили-сушили, мяли, на себя одели, в гости отправились.
к) лен
л) мяч
м) рожь
Если все правильно - получается слово знаток.

10. Чтение справа налево: яитрумду
                                                  авокалук
                                                  ксниктов
Правило записи всех слов. В каком слове букв меньше, чем звуков? Почему? Есть ли еще примеры таких слов, имеющих отношение к теме «Моя Удмуртия»? Какое слово и почему может оказаться лишним? Чем отличается от остальных слов слово «Удмуртия»? (Начитается на гласный); слово «Воткинск»? (Заканчивается на согласный, в нем  два слога, а в других - 4). Каких еще фамилии знаменитых земляков можете назвать? Чем они прославили себя и Удмуртию?

11. «Угадай-ка». Определите по подсказке, о чем идет речь. Если угадано
с 1 подсказки-5 баллов, с 2-4 балла, с 3- 2 балла, с 4- 1балл, с 5- 0 баллов:
–многолетнее травянистое растение высотой 15-30 см с тонким горизонтальным корневищем, цветет в апреле-июне, плодоносит в сентябре
- включено в список редких и охраняемых видов Удмуртии
-В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздник
- ему посвящено много стихотворений, в том числе и нашим земляком П.И.Чайковским
- его цветы белые, ароматные, собраны в одностороннюю кисть
- дается картинка с изображением

12. Игра «Найди в предложении (тексте) 5 названий растений (животных, географических названий, слов по теме урока и т.д.): Актриса Дубникова и писатель Иван Италмасов выступали  на сцене театра.
- Какое растение не растет в Удмуртии?

13. С оставление кроссворда по теме занятия (или с использованием терминологии)
Составьте задание для кроссворда:

14. «Поле чудес». Составь задание по теме урока.
Гостевое кушание удмуртов (перепечи, по выходным- табани)

п

е

р

е

п

е

ч

и

- Место ссылки множества значительных людей России, неугодных власти (Глазов)
- В этом городе выпускались впервые в России металлические пароходы, сельскохозяйственные машины, паровозы. Здесь впервые применен мартеновский способ плавки (Воткинск, город с 1935 года)

15. Тестовый контроль знаний.
Игра «Кто хочет стать эрудитом»
1. В какой части Восточно-Европейской равнины расположена Удмуртия:
а) в северной
б) в южной
в) в восточной*
г) в западной
2. Длина реки Кама:
а) 300 км
б) 325 км
в) 300 м
г)  1320 км
3.Самый крупный район:
а) Балезинский*
б) Ижевский
в) Каракулинский
г) Ярский
4. Конституция Удмуртской республики принята
а) в 1968
б) в 1990
в) 1991
г) 2001*
5. Прославленного земляка- ижевчанина знают во всем мире:
а) Королев
б) Курчатов
в) Калашников*
г) Кулакова*
6. В удмуртской мифологии Бог неба, грома и молний:
а) Зевс
б) Перун
в) Инмар*
г) Христос
7. Соседом республики на востоке является:
а) Башкортостан
б) Татарстан
в ) Пермский край*
г) Кировская область
8. Первый зодчий-архитектор, одновременно строивший Ижевский железоделательный завод, Кремль, Арсенал  Ижевска и Адмиралтейство на Невском проспекте Петербурга
а) Дудин*
б) Дерябин
в) Москвин
г) Шувалов
9. Удмуртский композитор, автор Гимна
а) Пушкин
б) Короленко
в) Корепанов-Камский*
г) Лобанов
10. Автором Герба Удмуртии является:
а) Васнецов
б) Лобанов
в)  Бехтерев
г) Шумилов
11. На флаге Удмуртской республики нет цвета:
а) синего*
б) красного
в) белого
г) черного
12. Он писал: «И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей…»
а) Пушкин
б) Лермонтов
в) Толстой
г) Крылов
(правильного ответа нет, это Флор Васильев)
13. Что значит название народного праздника удмуртов «гербер»:
а) праздник нового года
б) сбора урожая
в) окончания посевных работ*
г) масленица
14. Дочь сарапульского городничего, переодевшись в военный мундир, ушла с казачьим полком. Участвовала в Бородинской битве, была награждена М.И.Кутузовым за мужество и храбрость:
а) Ульяненко
б) Дурова*
в) Балакина
г) Копысова
15. Русский писатель Абрамов писал: «Народ умирает, когда становится населением.
А населением он становится тогда, когда забывает…»
а) народные песни
б) свой дом
в) свою историю*
г) свои родные просторы

16. Графический диктант:
 а) Все ли утверждения верны? (отметь знаком "+" правильный ответ):
На карте Удмуртии 25 районов.                                                            +
Соседями Удмуртии являются Татарстан, Башкортостан.                  +
Наиболее близко к границам Удмуртии расположены границы…
Финляндии                                                                                              +
Казахстана                                                                                                -
Белоруссии                                                                                               -
Удмуртия как государство было образовано в 1920 году под             +
Названием «Вотская автономная область»
В 1932 году она переименована в удмуртскую автономную область +
Удмуртской республикой стала называться в 1934 году                    - (1992)
б) Отметь + названия тех видов, которые нужно охранять:
лебедь-кликун, серый журавль, орел, скопа, черный аист, горностай, куница
аполлон, махаон, адмирал, белуга ,хариус, таймень (все +)
в) В Удмуртии развиты отрасли сельского хозяйства: растениеводство, садоводство, животноводство, пчеловодство, промысловое рыболовство, звероводство. (все +)
 г) Отметь животных нашего леса:
 Растительноядные-1; Хищные-2; Насекомоядные- 3; Всеядные-4
Бурый медведь, белуга*, лось, дрозд*, рыжая лисица, куница, норка, горностай, барсук, ласка, кабан, бекас*, филин.
д) Отмечайте «+» из данных названий объектов те, которые относятся к зоне лесов. Если они не относятся к зоне лесов - ставим «-»
верблюд, ягель, кедр, орешник, можжевельник, тетерев, земляника, дятел, чайка, дрофа, сайгак, волк, бурундук, лиса, песец, соболь, ковыль.

17. Физминутка по типу игры «Карлики-великаны»
(встать, руки вверх салютиком, если согласны, сесть - если нет):
1) леса занимают  половину территории республики                        - (меньше)
2) большую часть составляют хвойные леса                                       +
3) на юге республики больше хвойно-широколиственных лесов     +
4) северная часть зоны- таежные леса                                                 +
5) в наших еловых лесах не растут мхи, кислица, брусника, черника, хвощи, папоротники     -
6) в северной части республики распространены пихта, липа, клен, вяз  - (южной)
7) леса Удмуртии не очень богаты ягодами и грибами                     -
8)  особую известность имеет цветок купальница европейская        + (италмас)
9) в лесах и на лугах очень много лекарственных растений              +
10) В Удмуртии есть такое место, где можно встретить и северные , и южные растения  + (урочище Валяй в Каракулинском районе)
18. Культура и нормы удмуртского народа в пословицах.
Назови аналогичные по смыслу пословицы русского народа:
1. Шишки ели к подножию падают. (Яблоко от яблони не далеко падает)
2.Человека  узнают в разговоре. (Как аукнется, так и откликнется)
3.Чем недоброе творить, лучше иголкой колодец рыть.
4. Любишь мед, люби и пчел. (Любишь кататься, люби и саночки возить)
5. По лаптю и колодка. (По Сеньке и шапка)
б) Найди аналог русской пословицы в фольклоре народов, проживающих в наше время на территории УР, для изображенной ситуации:

19. Игра «Шифровальщик».
Весь уклад жизни удмуртов, привычки, верования связаны с лесом. Его удмурты представляли живым, разумным существом и полагали, что душа человека после смерти может перейти в растение на его могиле. Сажали черемуху, березу, смородину или хвойные породы, считая дерево лицетворением вечной неистребимой жизни.
Молились в священных рощах - сухих лесах с близким источником воды.
монетки  табани  человек голуби              2-3-1-1
освящение  древесина ели лебедь  кресало     3-1-1-1-2
Отгадка: Нет ничего щедрее леса (удмуртская пословица)

20. «Черный ящик»
1.Эти предметы обязательно дарила удмуртская бабушка внучке и обучала владению ими. (Ножницы, игла, спицы)

21. В XIX веке Г.Верещагин записал названия месяцев удмуртского народного календаря. Попробуйте расположить их в правильном порядке, в соответствии с общепринятыми названиями (даются карточки группе).
Правильные ответы: январь - середина, февраль - весенняя сторона, март - вороний месяц, апрель - бычий, май - листовый, июнь - инвожо, июль - осенняя сторона, толшор, август - осень, сентябрь - опадание листвы, октябрь - приход белки, ноябрь - промерзание реки, декабрь - зимнее пиво.

22. Чем обменивались с древними удмуртами народы этих стран?
Соедини слова-пары стрелками между собой:
Рим                              янтарь
Кавказ                         металлическая посуда
Прибалтика                 бусы
Иран                            фибула

23. Распределите слова в два столбика:
 1 - что ввозили в XVII веке в Удмуртию?   2 - что вывозили?
Назовите лишнее слово в данном списке: металл, орудия труда, хлеб, меховые шкуры, говяжье сало, кожа, мед, воск, соль, украшения, ткань, обувь, льняные холсты, пеньку.

24. Конкурс на лучшего рассказчика - ритора. Даются задания типа:
- Самое крупное животное нашего леса. Как его называют в природе?

25. Задания на развитие логического мышления.
а) Что объединяет животных: белка, куница, рысь, лось, бурый медведь, волк, глухарь, рябчик?
б) Раздели на группы названия животных, которых разводят в нашей местности:
коровы, сазаны, куры, кролики, песцы, лошади, олени, норки, пчёлы, гуси, овцы, карпы, свиньи.
в) развитие воссоздающего воображения. Дорисуй до какого-либо рисунка или образа предмета, используя контуры:

26. Шифрограммы (запись словарных слов под диктовку): девочка, ученик, дежурный, лисица, пшеница.
Выделите 1 буквы 1, 2, 3 слов. Ударный гласный 4 слова. Мягкий согласный 5 слова (Дудин)
2. капуста, ладонь, земляника, морковь, пшеница.
Какое слово лишнее, почему? Какие можно встретить в Удмуртии?
Выпиши 1 слог 1 и 2 слов, 3 слог 3 слова, последний слог следующего слова без показателя мягкости последнего согласного, всегда твердый согласный последнего слова. Составь слово, объясни значение и правило записи. Имя и отчество? Что ты знаешь о нем?

27. Используя порядковый номер буквы в алфавите, расшифруй слово:

5

21

5

10

15

 

 

 

 

 

а) Как ижевчане увековечили фамилию прославленного земляка?
б) С оставь шифрограмму для следующих заданий:

 

 

 

 

 

 

 

Ч

а

р

у

ш

и

н

- Какое отношение он имеет к нашему городу?

28. Разгадай ребус

Звери

Птицы

б) Сочини ребус для слова…

29. Проверка знаний по типу игры «Морской бой». 30.проектная деятельность
а) А нтиреклама.
б) Рекламный буклет и выставка-защита творческих работ.

31. 5 января 1889 г. в американской газете «Юнион» впервые упомянули гамбургер, который пришел вслед за переселенцами из Германии. Однако только через 11 лет некий Луи Лассен в своем баре начал продавать говядину, обжаривая на решетке, обкладывая тостами с 2 сторон.
Но настоящими изобретателями этой еды следует считать скифов, которые так ели задолго до нашей эры. Почему они так питались? Какие блюда удмуртской кухни известны и любимы другими народами? Какие блюда татарской (чувашской, марийской и т.д.) кухни появились в нашем питании?
32. Запиши слова-отгадки, по диагонали слева направо прочитайте тему урока
   (термин и т.д.):

33. Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.
- Мели Емеля, .......................................
а) пока не ели
б) твоя неделя
в) твой выходной
- Что посеешь, то и..................................
а) потеряешь
б) отдашь соседу
в) пожнешь
Назови созвучные по смыслу пословицы и поговорки народов, проживающих сейчас на территории Удмуртии. Можно ли утверждать, что у разных народов единые общечеловеческие ценности?

34. Составь поговорку с помощью первых букв данных слов:
ворона, город, одежда, семья, тарелка, язык, хозяйство, хорек, огород, русский, орех, шишка, осина, алфавит, деревня, окно, медведь, автомат, лисица , утка, часы, шалаш, енот.
Назови созвучные по смыслу пословицы и поговорки народов, проживающих сейчас на территории Удмуртии. Можно ли утверждать, что у разных народов единые общечеловеческие ценности?Как связаны с краеведением данные слова?

35. Найди в буквенной  ломаной линии названия памятных мест Удмуртии. Что тебе известно о них? Составь подобное задание по теме сам.
ЛУНЕЧДОРКИВАЙВОТЧЕКИНСККЕРИЛ
36. Найди замену буквам цифрами.
Узнай о районах нашего города (сколько их, интересные сведения по истории, современности); приготовь рассказ об одном из районов.
   РАЙОН
+ РАЙОН
    ГОРОД

37. В новом книжном магазине Олег купил 4 книги. Все книги без первой стоят 72 рубля; без второй - 80рублей; без третьей - 60; без четвертой - 58 рублей. Сколько стоит каждая книга? Где в нашем городе можно купить необходимые книги? Название и местонахождение магазина.

38 .Прочти названия перелетных и зимующих птиц, составив слова по первым буквам слова.

39. Угадай по описанию место:
Он был основан во второй половине IX века. B X веке вся площадка оказалась застроенной и появилась необходимость расширения территории.. Территория внутренней и внешней части соответствовала застройке древнерусских городов, имевших кремль и посад. B XI веке на расстоянии 130 метров среднего вала возведена третья линия о6оронительных сооружений. Для возведения этой крепости выбран высокий мыс (до 40 м), мощной глыбой выступающий в обширную долину слияния реки Чепцы и ее правого притока — реки Пызеп. (Иднакар)

40. «Наш Эрмитаж» (Так было - так стало. Удмуртия заповедная. Знаменитые земляки. Традиционные музыкальные инструменты народов, населяющих Удмуртию и т.д.). Выставка предметов, иллюстраций, фотографий по теме с презентацией (кратким рассказом - обоснованием причин выбора, исторической справкой или сообщением).

41. Внимательно рассмотри картинку и назови всех домашних животных, которые спрятались.

Ответ: корова, лошадь, коза, свинья, гусь, курица, петух

Список использованной литературы:
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2004.-352 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/ книга для учителей. Новосибирск, 1994. 144 с.
3. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших
школьников на уроках русского языка.(1,2,3 кл.) Киров, 1998.
4. Волина В.В. Учимся играя.-М.,1994.
5. Газман О.С., Харитонова И.Е. В школу – с игрой / Книга для учителей. М.: Просвещение, 1991. 96с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
7. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М., 1994.
8. Козак О.Н. Загадки и скороговорки. СПб., 1997.
9. Козлова Н.Т., Успенская В.М. География Удмуртии. 8-9 класс: Учебно- методическое пособие. 2-е изд., испр. Ижевск: издательство ИУУ, 200.-98с.
10. Рохлов В.С. Занимательная ботаника.М., 1998.
11. Рысьева Т.Г. Дидактические игры при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.-160с.