ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Учитель, который реализует концепцию в школьную реальность и преобразовывает ее в диалоге со своими учениками, является – преобразователем, создателем обучения основам бизнеса»
Профессор Й. Афф.
Наша главная задача – это воспитание экономически грамотных, подготовленных в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых уверенных в себе и своих возможностях молодых людей.
Развитие способностей к активной адаптации, «выживания» в современных рыночных условиях. Бережного отношения к природным ресурсам: хлеб, вода, энергия, бумага, газ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
По настоящему может быть счастлив не тот ребенок, которому дали в руки готовые деньги и разрешили тратить их по своему усмотрению. Счастлив тот, кому с детства передали ремесло, полезное и нужное занятие, обеспечивающее возможность безбедного существования в старости.
Мы жители районов, где нехватка рабочих рук и многие сельскохозяйственные профессии находятся на грани исчезновения, в том числе «Пчеловодство».
Вся наша семья – муж, сестры, отцы, матери, бабушки – целая династия учителей педагогов. Педагог – профессия творческая, интересная, требующая постоянного совершенства и мобилизации духовных сил. Кроме того, вся семья вот уже многие годы является пчеловодами – любителями.
Это занятие очень полезное и доходное как для государства, республики, района, таки для пчеловода в целом. По расчетам Российских ученых, польза от опыления пчелами полевых культур в 14 раз превышает пользу от дохода с продажи меда. Американские ученые считают, что польза от опыления в 140 раз больше. Примерное соотношение – опыляемые поля дают доход гораздо весомее, чем не опыляемые.14 центнеров с 1 гектара и 32 центнеров с 1 гектара - 20% чистой прибыли совхозу. Не приходится говорить о пользе продуктов пчеловодства, при помощи которых излечиваются более 1000болезней, в том числе болезни века – онкологические заболевания (маточное молочко) продлевает жизнь больного человека.
Из 100 начинающих пчеловодов, только 2 остаются серьезно заниматься этим нелегким занятием. Немаловажную роль играет занятие «Пчеловодство» для здоровья нашей экологии. Не каждый сможет стать ученым, но научить своих учеников честно трудиться, самостоятельно зарабатывать и рассчитывать свой семейный бюджет в будущем, мы педагоги просто обязаны.
Формы обучения основам предпринимательства:
1) групповые работы вне плана;
2) проекты в классе (по пчеловодству, по экологии);
3) тренинги, туторинги;
4) практика на предприятии (пасека, зимовка пчел);
5) индивидуальная работа в проекте (участие в районных, Республиканских Олимпиадах, конкурсах по изготовлению ульев, пчеловодных рамок), где занимают призовые места;
6) первые рабочие испытания (весенние работы на пасеке);
7) участие на (экологических, биологических научных конференциях);
8) внедрение «Деловой игры» на уроках в начальном звене и преемственность в старших классах (9–11) с углублением в проблему.
Программа работы в начальном звене.
На первом этапе – работа ведется на ознакомительном уровне. Изучение блока «Наши семьи», которое дает возможность лучше изучить
жизнедеятельность и быт каждой семьи в классе. Совместно с родителями учащихся составляется «Генеалогическое древо жизни».
Изучаются различные виды профессии, которыми занимаются родители учащихся. На занятиях экономики рассматриваются такие понятия, как:
- «Предприниматель нового поколения»;
- «Личная экономика»;
- «Экономика семьи»;
- «Реклама»;
- «Доход»;
- «Предприятие»;
- «Производители»;
- «Потребители»;
- «Профессия пчеловода».
Формы работы:
- игры-путешествия на производство;
- внедрение программы на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, чтения, ОБЖ;
- работа кружка «Экономика» во внеурочное время;
- видеоуроки;
- посещение кабинета «Пчеловодство».
На втором этапе – происходит развитие практического опыта. Учатся принимать решения, анализируют информацию. Получают представление о предпринимательской деятельности. Изучают темы:
- «Мой микрорайон»;
- «Жизнь города»;
- «Как живет поселок»;
- «Рабочие профессии жителей села»;
- «Исчезающий вид сельскохозяйственной профессий – пчеловодство»;
- «Жизнь пчелиной семьи - как единого организма»;
- «Значение пчеловодства в государственном, экономическом и экологическом масштабе».
Форма работы
- работа кружка «Экономика»;
- игры-путешествия на производство;
- внедрение программы через межпредметные связи;
- деловая игра, викторина, «Брейн-ринг», «Поле чудес».
На третьем этапе – ученики делают собственные выводы. Происходит углубление знаний по проблеме, с которой сталкиваются во взрослой жизни. Учатся принимать правильные решения, рассуждать. Производить экономические расчеты прибыли и производственных затрат.
Формы работы:
- методы проектирования;
- методы сценария;
- внедрение программы через межпредметные связи;
- работа кружка «Экономика»;
- выполнение рефератных работ.
Программа работы в среднем звене.
Элективный курс в 9-11 классах средней образовательной школы в сельской местности, предполагает посещение пчеловодной пасеки этой местности. А так же для городских школ, с учетом возможности заключения договоров с руководителями пчеловодных хозяйств.
Форма работы:
- «Деловая игра»;
- методы проектирования;
- методы сценария;
- выполнение рефератных работ;
- участие в районных и Республиканских Олимпиадах;
- использование кейс методов элективных курсов;
- выходы на предприятие.
Весь курс программы «Пчеловодство» состоит из двух блоков, необходимых материалов, перекликающихся между собой, создавая возможность получения качественного профильного образования учащимися начального и среднего звена.
I блок - Программа «Пчеловодство» в начальном звене.
Экономический кружок «Пчелка» 16 часов.
II блок- Программа «Пчеловодство» в количестве 19 часов. Элективный курс.
-Case-method-problem «Деловая игра».
Для прохождения курса по пчеловодству, необходимо:
1) Создание учебно-производственной площадки, а именно организация кабинета по предпрофильной подготовке учащихся (стенды медоносных растений, анатомия и физиология медоносных пчел, макет улья, пасечный инвентарь, индивидуальные средства защиты);
2) Учебно-методическое обеспечение: учебники И.А. Шабаршова, буклеты Case-method-problem «Деловая игра», журналы наблюдений, видеоприложения по темам;
3) Наличие производственной пасеки;
4) Желание учащихся в получении знаний по курсу для молодых пчеловодов;
5) Письменное разрешение родителей;
6) Справка от участкового врача, об отсутствии аллергической реакции на укусы насекомых.
По результатам работ:
К концу 4 класса могут самостоятельно решить подсчет пользы и экономических издержек. Как экономить и тратить семейный бюджет.Выполняют серьезные рефератные работы по проблеме пчеловодства;
- Занимаются самостоятельным поиском информации в Интернете, журналах, книгах, используют первоисточники на занятиях;
- Многие имеют большое желание заняться пчеловодством в будущем;
- Некоторые из ребят по окончании школы становятся пчеловодами-любителями;
- В 9-11 классах, во время проведения «Деловой игры», высказывают собственную точку зрения, дают обоснованные ответы на решение той или иной проблемы. Защищаются на «отлично» по маркетингу в области «Пчеловодство» в Университетах.