В процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах, большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов: как восприятие, мышление, внимание, память и речь. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся именно к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю и психологу. В начальных классах, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, является наличие такого качества, как способность быть внимательным. Поэтому тема моей работы звучит так: «Развитие внимания младших школьников в период обучения грамоте».
Что значит быть внимательным? Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается и вероятность ошибки, На человека действует большое количество информации. Для того, чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы. Необходим механизм выделения наиболее сильных сигналов. Эту функцию и выполняет внимание. Внимание-это способность человека сосредоточивать сознание на каких-либо предметах или явлениях. Внимание-это процесс, который помогает функционировать другим познавательным способностям. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе. Младшему школьнику нужно уметь внимательно слушать объяснения учителя, переключаться с одного задания на другое, не отвлекаться на посторонние раздражители и т.д. Еще до начала обучения у ребенка постепенно формируется внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ему помощь. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, он не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. С поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха. Для того чтобы ребенок развивался, необходима внутренняя регуляция, саморегуляция, проявление которой можно назвать произвольным вниманием.
Характерной чертой произвольного внимания является то, что оно направляется на объект под влиянием самого ребёнка. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием силы воли и ответственности: ребёнок старается тщательно выполнить как интересное, так и неинтересное для него задание. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких его качеств, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость. Умственные действия способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ученика младшего школьного возраста.
Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях. Первое- это формирование умственных действий. Второе - научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье- создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой - формирование положительной мотивации учебы.
В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Этот процесс имеет ряд этапов. Первый этап-этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия. Второй этап- выполнение действия во внешней, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (правило выполнения). Третий этап заключается в том, чтобы научить его проговаривать все совершаемые действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести все операции, необходимые для выполнения действия. Четвертый этап - выполнения действия в форме проговаривания всего процесса «про себя». Пятый этап-выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует.
Второе направление развития произвольного внимания связано с формированием умений ребенка контролировать и оценивать себя. Начинать развивать контроль и самоконтроль необходимо с обсуждения образцов выполнения того или иного действия. Ребенка надо учить способам проверки своих действий.
Третье направление составляет каждодневная работа взрослых. Центральным звеном регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека - собственное отношение к себе. Человек с низкой самооценкой постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Ребенок, поступивший в школу, испытывает снижение самооценки. Очень важно давать упражнения на развитие свойств внимания.
При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе. Опыты психологов показывают, что даже дети 1 класса способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому, вниманию. Но для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности. К ним относятся:
- хороший темп урока и продуманная его организация;
- четкость, доступность и краткость пояснений, указаний, которые учитель дает для работы;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей;
- бережное отношение учителя к вниманию детей, т.е. нельзя делать громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс еще работает;
- разнообразие видов и форм заданий, подчиненных основной цели и теме урока;
- включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей.
К работе с моими первоклассниками я начала готовиться задолго до того дня, когда малыши впервые переступили порог класса. Прежде всего, думала о том, каким должен быть ученик 1 класса, т. е. какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать к концу учебного года. Сложные задачи обучения возникали едва ли не каждый день. Имея опыт интеграции в одном уроке чтения и письма, трудно и непривычно, но в тоже время интересно, было осуществлять тройную интеграцию, добавив математику (УМК «Начальная школа ХХI века»). Многие дети моего класса были неплохо подготовлены к школе - умели читать и считать. Интеграция содержания учебного материала разных предметов способствует поддержанию целостности восприятия младших школьников, поддерживает интерес к новым знаниям, к учению, делает каждый урок богатым по содержанию, оригинальным по форме и методам обучения. Главной целью курса «Грамота» является формирование у учащихся умения учиться. Успешно решается задача формирования умений читать, писать и математических навыков.
Работа по развитию внимания младших школьников в период обучения грамоте предполагает сотрудничество со школьным психологом. Параллельно с входной педагогической диагностикой был выявлен уровень развития произвольного внимания. В соответствии с этим была намечена работа: применять на уроках игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников, вести индивидуальные занятия с учащимися низкого уровня развития внимания. Повторное обследование всего класса проводилось в конце учебного года.
Уровни внимания |
На начало года |
На конец года |
Высокий |
4 |
4 |
Выше среднего |
5 |
6 |
Средний |
3 |
9 |
Ниже среднего |
3 |
- |
низкий |
4 |
- |
Повторная проверка (методика изучения концентрации и устойчивости Пьерона- Рузера) показала, что у учащихся 4 и 5 группы увеличился уровень работоспособности, объем произвольного внимания. Коррекционная работа будет направлена на устойчивость внимания.
Положительный результат был достигнут благодаря системе игр, заданий, упражнений, которые я систематически использовала на своих уроках. (Приложение 1) Интересен и значителен для развития внимания материал курса «Грамота», задания и упражнения учебника и тетрадей (дорисуй и раскрась, соедини числа по порядку и др.).
Часто использовала игру «Кто внимательный?». В ходе урока дети получают задание поставить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки. После синей фишки - поставить гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных, а после зеленой - те гласные, которые пишутся после мягких. Буквы так же выкладываются на доске. Когда задание выполнено, начинается игра. Ученики закрывают глаза, а учитель быстро переставляет две буквы одного ряда. Дети должны угадать, что изменилось. И так повторить несколько раз.
При изучении новых букв давала следующие задания. Для сильных на бланке напечатаны буквы в случайном порядке. В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок должен среди букв обнаружить слова. Он должен их отыскать и подчеркнуть: ФПИТЗМКУНЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧ. А для слабых: среди ряда букв найти и подчеркнуть нужную букву в каждом ряду: «Р» МОРСРПА. Эти упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости.
На развитие произвольного внимания проводила игру «Правая, левая». Читаю ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое, левую - если мягкое. Например: брат, нож, был, мель, брать.
Игра «Найди отличия». Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое обучение сравнению способствует развитию навыка активизации внимания. Детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
Число заданий на развитие различных сторон внимания младших школьников, построенных на математическом материале, очень велико. Это и определение правильных ходов в обычных лабиринтах, выбор из них самого короткого; продвижение по лабиринтам; математические игры «Веселый счет», «Измени форму или размер, или цвет».
Запишем ряд чисел: 45789132. Дети смотрят на них. Затем они закрываются. Вопросы: какие цифры вы запомнили? Назовите соседей числа 5 7 3? Сколько всего цифр?
Игра «Счет с помехой». Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20 и т.д.
Игра «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, а другой его дополняет. Конечно, это не весь перечень игр, упражнений по развитию внимания на уроках обучения грамоте. Главное, чтобы эта работа была систематической и целенаправленной.
Таким образом, выделив группу учеников с низким уровнем развития внимания, была продумана индивидуальная работа с этими детьми, а также контроль за их деятельностью во время урока. Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся непросто смотреть, а видеть. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым и у учащихся появляется умение правильно его распределять. Сформированность внимания - важный показатель личности. Именно состояние этого качества влияет на всю деятельность ребенка. Думаю, что творчески работающие учителя смогут внести еще много интересного в эти занятия. Главное включать такие упражнения в урок каждый день.
Список литературы.
- Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.-М. :Рольф, 2000.
- Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.