Урок геометрии, 7-й класс. Тема: Треугольник

Разделы: Математика

Класс: 7


Преподавание ведется по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений». Изучается пункт 9 «Треугольник».
Цели урока: сформировать представления учащихся о геометрической фигуре – треугольнике, как о неотъемлемой части окружающего нас мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и устройств, имеющих форму треугольника, о значимости данного понятия в социальной жизни человека; расширять кругозор учащихся, формировать их мировоззрение и мироощущение.

Оборудование:

  • предметы, имеющие форму треугольника: домик с треугольной крышей, пирамида, песочные часы, косынка, морковка, балалайка и др.;
  • рисунки учащихся, на которых изображены предметы треугольной формы;
  • вырезанные из бумаги треугольники разного вида: прямоугольные, тупоугольные, равносторонние, равнобедренные;
  • объемные геометрические тела: треугольная призма, треугольная пирамида.

Ход урока.

I. Мотивационный этап. Предъявление образа: ТРЕУГОЛЬНИК
Учитель (демонстрирует треугольники в соответствии со стихами):
Знакомьтесь, я – треугольник!
Со мной хлопот не оберется школьник.
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы и стороны даны.
Если угол тупой – я тупоугольный,
Если угол прямой – я прямоугольный.
Бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны,
И равнобедренным бываю,
Когда равны две стороны.
Про треугольник придумали люди
Множество теорем.
Мы понемножку учить их будем
И выучим…без проблем!

Определите, пожалуйста, тему нашего урока, цели урока.
(Возможные ответы учащихся: тема «Треугольник», цели: узнать, что такое треугольник, как обозначается треугольник, какие бывают треугольники, свойства сторон и углов треугольника)

II. Нахождение необходимой информации
Учитель: Постарайтесь объяснить, почему мы стали изучать треугольник, а не квадрат или какую-нибудь другую фигуру, ведь на уроках геометрии уже «прошли» геометрические понятия «точка» и «отрезок».
(Сначала рассмотрели точку – основную геометрическую фигуру, она была одна, потом добавили вторую точку, на прямой получился отрезок, теперь добавляем третью – получился треугольник.)
Как вы думаете, какие геометрические фигуры мы будем изучать потом?
(Будем изучать многоугольники: квадрат, прямоугольник, пятиугольник)
Что же такое треугольник? Попробуйте дать определение этой геометрической фигуры.
(Фигура, которая состоит из трех точек и соединяющих их отрезков)
Уточните, из каких точек?
(Н ележащих на прямой)
Треугольник так и обозначается указанием его вершин. Вместо слова «треугольник» иногда употребляют знак . Пишут АВС.
Сравните данное вами определение с определением, которое приведено в учебнике на стр. 11. Чем отличается наше определение от определения в учебнике? (В учебнике добавлено: попарно соединяющих эти отрезки).
Это важное условие – три отрезка, соединяющие три точки, позволяют сделать треугольник жесткой конструкцией. Это свойство треугольника используют конструкторы при проектировании опор линий электропередач, ограждений мостов и др. (На экране появляется изображение ЛЭП, ограждений мостов и т.д. Учитель показывает треугольник, четырехугольник, пятиугольник, составленные из деталей детского конструктора, и демонстрирует жесткое соединение деталей треугольника)
Прочитайте определение треугольника, предложенное в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Треугольник (С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова)
1) геометрическая фигура – многоугольник с тремя углами, а также всякий предмет, устройство такой же формы;
2) название сержантского и старшинского знака различия такой формы на петлицах в Красной армии (с 1919 по 1943 г.);
3) в советском учреждении, на предприятии: совместно действующие три руководящих лица – администратор, секретарь партийной организации и председатель профсоюзного комитета (разг.).
Вы видите, что треугольник – не только и даже не столько геометрическая фигура, сколько несущий в себе другое смысловое содержание предмет или устройство чего-либо. Приведите примеры знакомых вам предметов, которые имеют форму треугольника.
(У домов треугольные крыши, шапки бывают треугольные, грани у пирамиды имеют треугольную форму, …)
Прошу вас объединиться в группы так, чтобы рассматриваемые вами предметы или фигуры, имеющие треугольную форму, несли общее смысловое содержание. Вы приготовили к уроку различные рисунки и предметы, покажите их и расскажите о них. Ребята объединяются в группы, рассматривают рисунки, предметы, определяют тему выступления, готовятся представить итоги коллективной работы.
1 группа. Мы рассматривали различные жилища людей: вигвам, юрта, палатка. Все они имеют конусообразную форму, в сечении получается треугольник. Такие сооружения легко обдуваются ветрами, с них быстро стекает вода. Крыши старых деревянных домов и современных многоэтажек имеют форму треугольника. Это связано с тем, что на таких крышах не задерживается талый снег и легко стекает дождевая вода..
Треугольная крыша дома

Рисунок 1

2 группа: Мы рассматривали предметы одежды человека. Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Женские платки, прежде чем накинуть на голову, складывают пополам. При шитье юбки часто втачивают клинья, которые тоже имеют форму треугольника, что придает юбке пышность. Чтобы одежда не помялась, ее хранят на плечиках, имеющих треугольную форму.
Треуголка – форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков (устар.)

Рисунок 2

3 группа: Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму.
Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.

Рисунок 3

Учитель: Согните из листов бумаги солдатский треугольник, рассмотрите полученный треугольник. Определите вид этого треугольника (прямоугольный, равнобедренный). Сравните Ваш треугольник с треугольником Вашего соседа. Сделайте вывод. (Они равны). Почему? (Совпали при наложении, их стороны и углы равны)

4 группа: Мы рассматривали пирамиды. Увидели, что боковые грани этих пирамид имеют форму треугольника, все боковые грани равны.
В Древнем Египте пирамиды служили усыпальницами египетских фараонов. Крупнейшие из них – пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина – в древности считались одним из семи чудес света. Пирамидам оказывались особые, культовые почести, так как их сооружение должно было, по всей видимости, выражать мистическое тождество страны и её правителя. Все мы стремимся к совершенству. Энергия Земли, проходящая через широкое основание пирамиды, стремится вверх, в космос. Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».
Египетские пирамиды.

 

Рисунок 4

Учитель: На ваших столах находятся модели пирамид. Рассмотрите их, определите вид треугольников, которые служат боковыми гранями пирамид (равнобедренные треугольники).

5 группа: Нас заинтересовала тайна Бермудского треугольникавблизи Бермудских островов в Атлантическом океане находится так называемый Бермудский треугольник (между Бермудами, островом Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, северо-западная часть Атлантического океана к юго-востоку от побережья Северной Америки), отличающийся сложными условиями для навигации. Там пропадали и пропадают люди, корабли и самолеты. До сих пор тайна этого треугольника не раскрыта.
Бермудский треугольник

 

Рисунок 5

Ученица (добавляет): есть еще одна тайна, связанная с треугольником. Это любовный треугольник – трое людей (двое мужчин и одна женщина или две женщины и один мужчина), связанные любовными отношениями. (Сопровождается рисунками и фотографиями на экране)

Рисунок 6

Учитель: Треугольные значки (появляются на экране)

Рисунок 7

До сих пор на дверях туалетных комнат изображают такие значки. Почему? Потому, что у мужчины и женщины разное физическое и энергетическое строение. Мужчины берут энергию сверху, с неба. Это энергия духа. А женщины – снизу, от Матушки-Земли. Это энергия материи. Поэтому женщина – мать.

III. Предъявление результата.
Учитель: На ваших столах лежат различные треугольники. Выберите из них тупоугольные треугольники, прямоугольные треугольники, равносторонние треугольники, равнобедренные треугольники. Дайте определение каждому из видов треугольников. (Работа в парах)

IV. Рефлексивный этап. Что изменилось в ваших представлениях о треугольнике? Вы поняли, какое значение в жизни имеют треугольники и предметы треугольной формы? Важно ли знать свойства треугольника и его элементов, чтобы их использовать? Изучением свойств мы будем заниматься на последующих уроках.
Раскройте ваши треугольные конверты и напишите, что вам понравилось на уроке, что не понравилось, чему научились и что пока еще не поняли.
Спасибо за урок!