Тема урока: «Тепловые двигатели. Идеальная тепловая машина. Цикл Карно».
Цель урока: организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при самостоятельном изучении материала по теме.
Познавательный (образовательный) аспект:
- Формировать следующие специальные понятия: тепловой двигатель, принципиальная схема теплового двигателя, нагреватель, рабочее тело, холодильник идеальная тепловая машина – это модель, цикл Карно, циклические (круговые) процессы; отличия идеальных тепловых машин от реальных: в реальных двигателях не удается осуществить цикл, состоящий из идеальных изотермических и абиабатных процессов, кроме того, существуют различного рода потери энергии на трение, рассеяние и т.д.
- Продолжить освоение следующих специальных понятий: закон сохранения и превращения энергии, 1 закон термодинамики; изотермический и адиабатный процесс, графики изотермического и адиабатного процессов; того, что каждый цикл работы теплового двигателя состоит из следующих процессов: получения энергии от нагревателя, рабочего хода (расширения рабочего тела и превращения части полученной энергии в механическую работу), передачи неиспользованной части энергии холодильнику; геометрический смысл работы газа на уровне применения по образцу и творческого применения.
- Углублять представления о таких понятиях, как внутренняя энергия, изменение внутренней энергии, количество теплоты, работа внешних сил, работа газа.
- Формировать специальные умения и навыки: навык грамотного выполнения математических записей, формирование графической культуры.
- Расширить понимание знаний и отношений: связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры, соотношением между работой внешних сил и работой газа, поглощение и выделение тепла, связь между изменением внутренней энергии с работой, совершенной над системой и количеством теплоты.
- Расширить представление о законе сохранения и превращения энергии, законах термодинамики.
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умения работать с учебными материалами, умения планировать, контролировать ход своей деятельности, умения работать во времени, умения работать со справочными материалами, умения осознанного чтения, умения находить рациональные пути выполнения работы, умения применять свои знания и навыки по математике при самостоятельном изучении темы «Идеальная тепловая машина. Цикл Карно».
Развивающий аспект:
- Продолжить формирования научного, теоретического и диалектического мировоззрения.
- Продолжить формирование знаний о процессе научного познания, представлений об единстве физической картины мира.
- Продолжить формирование понимания материальности мира, неуничтожимости материи на примере закона сохранения энергии.
- Развивать умение логически мылить, умение анализировать и систематизировать знания, делать выводы, сопоставлять данные, умение интерпретировать графическую информацию, умение раскрывать скрытый смысл текстовой информации, разбивать текст на части, выделять главное и существенное , сравнивать, находить несоответствия при самостоятельном изучении темы « Тепловые двигатели. Идеальная тепловая машина. Цикл Карно».
- Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.
- Развивать осмысленную самостоятельность.
Воспитательный аспект:
- Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.
- Продолжить формирование сознательной дисциплины.
- Продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Этапы урока:
- Организация начала урока.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
- Изучение нового материала, первичная проверка и закрепление новых знаний
- Подведение итогов урока
- Информация о домашнем задании
Этап урока, время |
Планируемая деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Содержание |
Методы (контроль) |
||
Организация начала урока (3 мин.) | Сообщается тема урока, цель урока,
тип урока, форма занятия. Рассказывается о важности проработки текста у «карандашом в руках», как о методе самостоятельного, осмысленного добывания знаний. Предлагаются два типа заданий: Для базового уровня: самостоятельное
изучение материала учебника и статьи,
составление сводной таблицы «Первые тепловые
машины», проверка знаний в виде теста |
беседа | Учащиеся выбирают, на каком уровне они будут работать |
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (3 мин.) | Важность изучаемой темы: – тепловые двигатели – самые распространенные двигатели; – первый закон термодинамики – частный случай закона сохранения и превращения энергии; – с историческими данными базовая группа познакомится на уроке, профиль – дома; – работая с текстами, найти ответ на вопрос «Можно ли считать древние машины тепловыми двигателями?». Ответ на этот вопрос мы будем обсуждать на следующем уроке. |
Беседа | Слушают, отвечают на вопросы |
Усвоение новых знаний, первичная проверка и закрепление новых знаний | Базовый уровень: Учащимся
предоставляется карточка с заданиями для
самостоятельного изучения темы «Тепловые
двигатели». – чтение текста учебника с «карандашом в
руках» (15 мин.); Профильный уровень: Учащимся предоставляется карточка с
заданиями для самостоятельного изучения темы
«Тепловые двигатели». – чтение текста учебника с «карандашом в
руках» (15 мин.); Карточки сдают на проверку учителю. Работая при заполнении карточки «Цикл Карно», учащиеся закрепляют знания, полученные при изучении нового материала по карточке «Идеальная тепловая машина». |
Наблюдение, координация в случае
заминок, визуальный контроль. Контроль выполненных заданий. |
Самостоятельная работа: все учащиеся последовательно выполняют предоставленные задания, т.е. все начинают с первого уровня, далее продвигаются самостоятельно с учетом личных возможностей. |
Подведение итогов урока (7 мин.) | Подводится итог самостоятельной работы, расставляются логические акценты. | Беседа. | |
Информация о домашнем задании (1 мин.) | Базовый уровень: подготовить
рассказ по теме «Тепловые двигатели», попытаться
найти ответ на вопрос: «Можно ли считать древние
машины тепловыми двигателями?». Профильный уровень: Изучить статью «Первые тепловые машины», заполнить таблицу, ответить на вопрос: «Можно ли считать древние машины тепловыми двигателями?». Составить план ответа по теме «Тепловые двигатели» |
По итогам проверки выполнения заданий проводится мониторинг, результаты которого анализируются. К следующему уроку учитель знает как тему усвоена каждым учеником. | Записывают дом. задание |
Приложения:
2. Задания. Профильного уровень