Цель урока:организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при самостоятельном решении задач.
Познавательный (образовательный) аспект:
- Продолжить освоение следующих специальных понятий: 1 закон термодинамики, применение 1 закона термодинамики к изопроцессам, на уровне воспроизведения, применения по образцу и творческого применения.
- Углубить представления о таких понятиях, как идеальный газ, внутренняя энергия, изменение внутренней энергии, количество теплоты, работа внешних сил, работа газа.
- Формировать специальные умения и навыки: навык грамотного выполнения математических записей.
- Расширить понимание знаний и отношений: связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры, соотношением между работой внешних сил и работой газа, поглощение и выделение тепла, связь между изменением внутренней энергии с работой, совершенной над системой и количеством теплоты.
- Расширить представление о молекулярно кинетической теории, уравнении состояния идеального газа, уравнении изменения внутренней энергии одноатомного и двухатомного газа.
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умения работать с учебными материалами, умения планировать, контролировать ход своей деятельности, умения работать во времени, умения работать со справочными материалами, умения осознанного чтения, умения находить рациональные пути выполнения работы, умения применять свои знания и навыки по математике при самостоятельном изучении темы «Решение задач на применение 1 закона термодинамики».
Развивающий аспект:
- Продолжить формирование научного, теоретического и диалектического мировоззрения.
- Продолжить формирование знаний о процессе научного познания.
- Продолжить формирование представлений об единой физической картине мира, материальности мира.
- Развивать умение логически мылить, умение анализировать и систематизировать знания, делать вывод при самостоятельном «Решении задач на применение 1 закона термодинамики».
- Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.
- Развивать осмысленную самостоятельность.
Воспитательный аспект:
- Продолжить формирование мировоззренческих позиций.
- Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.
- Продолжить формирование сознательной дисциплины.
- Продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Этап урока, время | Планируемая деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Содержание |
Методы (контроль) |
||
ОМ1 Организация начала урока (2 мин.) |
Сообщается тема урока, цель урока УЭ0,
тип урока, форма занятия.. Учащиеся мотивируются
на самостоятельное изучение материала. Оговариваются критерий оценки:
|
беседа | Учащиеся визуально знакомятся с заданиями Учащиеся знакомятся с интегрирующей целью урока УЭ0 |
ОМ3 Актуализация знаний |
УЭ0 – интегрирующая цель урока УЭ1 – задание 1 Выписываются основные формулы, физические величины, необходимые для решения задач. |
Наблюдение, координация в случае заминок, визуальный контроль. | |
ОМ7-8 Закрепление знаний, контроль и самоспроверка |
УЭ2 – УЭ7 Самостоятельное решение предложенных задач. Все учащиеся начинают выполнять задание 2. Этщ задание 1 уровня сложности, в нем предоставлена максимальная помощь, предусмотренная во всех затруднительных моментах самостоятельного решения задач. Задание 3. Задача на закрепление материала, предложенного в задании 1. Задания 3–6 Задачи минимального уровня сложности на отработку 1 закона термодинамики. Задание 7. Задача, в которой необходимо применить более глубокие умения и знания математики и физики. |
Наблюдение, координация в случае заминок, визуальный контроль. | Самостоятельная работа по
карточке с заданиями разного уровня. По завершении каждой части задания, учащимся предоставляется карточка для самопроверки Карточки сдаются учителю для контроля за выполнением заданий |
ОМ9 Подведение итогов урока (1 мин.) |
Беседа. | ||
ОМ10 Информация о домашнем задании |
Информация о домашнем задании предоставлена в карточке. | Записывают дом. задание. |
Структура урока-модуля
Принятые обозначения: ОМ – обучающий модуль, УЭ
– учебный элемент
ОМ1 – модуль орг. Урока
ОМ3 – модуль актуализации знаний
УЭ0 – интегрирующая цель урока для ученика
УЭ1 задание 1
ОМ7-8 – модуль закрепления и
самоконтроля знаний
УЭ2 задание 2
УЭ3 задание 3
УЭ4 задание 4
УЭ5 задание 5
УЭ6 задание 6
УЭ7 задание 7
ОМ9 – модуль подведения итогов урока
ОМ10 – модуль домашнего задания
Интегрирующая цель для ученика
Закончив выполнять это задание, ученик должен:
Знать:
- первый закон термодинамики
- формулу изменения внутренней энергии для одноатомного и двухатомного газа
- формулу работы газа и внешних сил
- изменение температуры связано с изменением внутренней энергии
Уметь:
- рассчитывать изменение внутренней энергии, количества теплоты, работы
- рассчитывать работу газа
Тема: решение задач с применением 1 закона термодинамики.
ОМ3 | УЭ0 | Цель: закончив
выполнять это задание, ты должен: Знать:
Уметь:
Критерий оценки: «3» – задания 1–3, «4» – задания 1–6, «5» – задания 1–7 |
|
УЭ1 | Задание 1. 1. Запишите обозначения следующих величин: – внутренняя энергия … 2. Запишите формулу 1 закона
термодинамики… |
Справочный материал: – 1 закон термодинамики: «Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе» |
|
ОМ7-8 | УЭ2 | Задание 2. 1. Решите задачу: Значение внутренней энергии изменилось от 500Дж до 300Дж. Нагревается или охлаждается газ? Дано: U1 = Ответ: … 2. Решите задачу: Идеальный газ совершил работу 320Дж, при этом значение внутренней энергии изменилось от 500Дж до 300Дж. Нагревался или охлаждался газ? Поглощение или выделение теплоты произошло, и в каком количестве? Порядок действий: 1. Внимательно прочитайте задачу. Дано: СИ Решение 3. Запишите первый закон термодинамики в общем
виде U = Q + A – тепло подводится к системе 8. Запишите, охлаждается газ или нагревается … тепло …к системе, температура … 10. Обратите внимание, что тепло поступает, но происходит охлаждение. Внутренняя энергия уменьшается, т.к. сам газ совершает работу. |
Справочный материал:
|
УЭ3 | Задание 3. Решите задачу. Какое количества тепла получил газ, если при этом он совершил работу А=2.103Дж, а его внутренняя энергия увеличилась на 600Дж. Дано: Запиши, как изменилась температура? Ответ: … |
Справочный материал: – увеличилась на 600Дж – это и есть изменение внутренней энергии |
|
УЭ4 | Задание 4. Решите задачу. При сжатии газа, была совершена работа 20Дж, и от нагревателя поступило количество теплоты 12Дж. Нагрелся или охладился газ? Дано: Ответ: … |
Справочный материал: – для определения изменения температуры необходимо определить изменение внутренней энергии |
|
УЭ5 | Задание 5. Решите задачу. При поступлении в систему количества теплоты 60Дж, поршень переместился на 10см под действием силы давления газа, равной 60Н. Как изменилась внутренняя энергия и на сколько? Нагрелся или охладился газ? Дано: Ответ: … |
Справочный материал: А = Fs |
|
УЭ6 | Задание 6. Решите задачу. На сколько изменится внутренняя энергия двух молей одноатомного газа при его нагревании на 80К? Дано: Ответ: … |
Справочный материал: См. задание 1 |
|
УЭ7 | Задание 7. Решите задачу. Одноатомный газ нагревается при постоянном давлении. Какая доля сообщенного газу количества теплоты идет на совершение работы? Дано: Ответ: ... |
Справочный материал: – для
сравнения Q, A и ?U необходимо выразить их через
одинаковые величины, например, через ? и Т (можно
через р и V) Вернись в начало, прочитай цели, отметь, какие достигнуты. |
Домашнее задание: Сотский Упр.15(3, 8, 9, 10)
Ответы задач:
Задание 2 .
Q = 120 Дж, энергия поглощается, температура понижается
Задание 3.
Q = 2600 Дж, температура увеличилась, т.к. увеличилась внутренняя энергия
Задание 4.
U = 32 Дж, газ нагрелся, т.к. внутренняя энергия увеличилась
Задание 5.
U = 54Дж, внутренняя энергия увеличилась, температура увеличилась
Задание 6.
U = 1934 Дж
Задание 7.
А = 2/5Q