Тема: Термодинамика (14 часов)
Часы |
6-7 |
8 |
9 |
10-11 |
Тема | Законы термодинамики. (Первое и второе начала термодинамики) Применение к изопроцессам, процессам расширения и сжатия | Законы термодинамики. | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики, применение к изопроцессам» | Принципы действия тепловых двигателей. Цикл Карно |
Тип урока | Урок-модуль изучения и первичного закрепления знаний | Урок закрепления знаний |
Урок-модуль закрепления знаний с применением технологии разноуровневого обучения | Урок изучения и первичного закрепления знаний с применением технологий разноуровневого обучения и критического мышления |
Цель урока | Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития при самостоятельном изучении материала по теме «Законы термодинамики» | Закрепить материал, изученный самостоятельно, расставить акценты, обсудить нюансы темы «Законы термодинамики» | Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития при самостоятельном применении знаний учащимися по теме «Первый закон термодинамики, применение к изопроцессам» | Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития при самостоятельном изучении темы «Принципы действия тепловых двигателей. Цикл Карно», продолжить обучение осмысленной работе с текстом |
Что ученик должен понимать | – первый закон термодинамики – частный
случай закона сохранения и превращения энергии; – что процессы, протекающие в природе необратимы; – направление протекания процессов в природе; – почему невозможно создать вечный двигатель; – изменение температуры связано с изменением внутренней энергии |
– первый закон термодинамики – частный
случай закона сохранения и превращения энергии; – что процессы, протекающие в природе необратимы; – направление протекания процессов в природе; – почему невозможно создать вечный двигатель; – изменение температуры связано с изменением внутренней энергии |
– первый закон термодинамики – частный
случай закона сохранения и превращения энергии; – что процессы, протекающие в природе необратимы; – направление протекания процессов в природе; – изменение температуры связано с изменением внутренней энергии; – как изменяется внутренняя энергия при расширении и сжатии |
– первый закон термодинамики – частный
случай закона сохранения энергии; – что процессы, протекающие в природе необратимы; – связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры; – соотношение между работой внешних сил и работой газа; – направление протекания процессов в природе; – при работе любого теплового двигателя происходит превращение внутренней энергии в механическую; – для работы теплового двигателя необходимо наличие нагревателя и холодильника, а также рабочего тела; – работа теплового двигателя состоит из повторяющихся циклов; – чем реальный двигатель отличается от идеального; – идеальный двигатель – это физическая модель; – почему значение КПД не может быть больше 1; – почему нельзя значительно уменьшить температуру холодильника; – почему проблемно поднимать температуру нагревателя; – геометрический смысл работы; – что такое цикл Карно |
Что ученик должен знать | – способы изменения внутренней
энергии; – формулу изменения внутренней энергии для одноатомного; – формулу работы газа и внешних сил; – изменение температуры связано с изменением внутренней энергии; – первый закон термодинамики; – формулировку второго закона термодинамики; – какой процесс называется адиабатным |
– способы изменения внутренней
энергии; – формулу изменения внутренней энергии для одноатомного; – формулу работы газа и внешних сил; – изменение температуры связано с изменением внутренней энергии; – первый закон термодинамики; – формулировку второго закона термодинамики; – какой процесс называется адиабатным |
– первый закон термодинамики; – формулы: изменение внутренней энергии для одноатомного и двухатомного газа, работа газа и внешних сил |
– принципиальную схему и теплового
двигателя; – общий принцип действия; – изотермический и адиабатный процесс; – графики изотермического и адиабатного процесса; – цикл Карно; – формулу расчета КПД теплового двигателя, идеальной тепловой машины |
Что ученик должен уметь | – применять 1 закон термодинамики к
изопроцесса; – применять 1 закон термодинамики к процессам расширения и сжатия, протекающим при поглощении или выделении теплоты; – приводить примеры необратимости процессов, протекающих в природе, объяснять с точки зрения второго закона термодинамики |
– применять 1 закон термодинамики к
изопроцесса; – применять 1 закон термодинамики к процессам расширения и сжатия, протекающим при поглощении или выделении теплоты; – приводить примеры необратимости процессов, протекающих в природе, объяснять с точки зрения второго закона термодинамики |
– рассчитывать изменение внутренней
энергии, количество теплоты, работу газа и
внешних сил; – применять первый закон термодинамики к изопроцессам |
– применять первый закон термодинамики
к изотермическому и адиабатному процессам; – рассчитывать КПД теплового двигателя и идеальной тепловой машины; – анализировать графическую информацию; – графически рассчитывать работу; – графически изображать цикл Карно; – осмысленно читать текст, делить его на части, выделять главное |
Контроль | Мониторинг по итогам выполнения заданий, самоконтроль | Опрос. Устная беседа | Мониторинг по итогам выполнения заданий, самоконтроль | Мониторинг по итогам выполнения заданий, самоконтроль |
Оборудование | Карточки с текстом урока-модуля, системой заданий и комментариями. Статья Л.Д.Ландау | Карточки с текстом урока-модуля | Карточки с заданиями для базового и профильного уровня, таблицы для заполнения, текст статьи | |
Домашнее задание | §§ 81–82 учебник Мякишев, Сотский: 1)
проработать карточку еще раз, |
Сотский. Упр.15 (3, 8, 9, 10) | Базовый уровень: подготовить
рассказ по теме «Тепловые двигатели», попытаться
найти ответ на вопрос: «Можно ли считать древние
машины тепловыми двигателями?». Профильный уровень: Изучить статью «Первые тепловые машины», заполнить таблицу, ответить на вопрос: «Можно ли считать древние машины тепловыми двигателями?». Составить план ответа по теме «Тепловые двигатели» |