Цели:
отработать навык написания собственных имён (большая буква); развивать устную речь; обогащать словарный запас; учить работать в малых группах; воспитывать взаимопомощь.I. Организационный момент.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое лицо вам нравится больше. Какое у вас сейчас настроение? Я надеюсь, что к концу урока у вас всех будет хорошее настроение. Мы вернёмся к этим лицам в конце урока.
II. Словарная работа. “Кроссворд”.
Работа в парах.
На каждой парте лежат карточки с кроссвордом. Учитель читает загадку, а дети вписывают отгадку.
- С какой буквы пишутся эти слова? Почему с маленькой? (Это названия, а не собственные имена.)
- Добавьте к ним собственные имена.
(Слова для кроссворда: медвежонок, собачка, сорока, петух, попугай)
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Правильно. Сегодня мы с вами повторяем написание собственных имён.
А что мы называем собственным именем?
III. Повторение изученного.
1) Работа в тетрадях.
Откройте тетради и положите их правильно. Прочитайте запись на доске и объясните орфограммы.
…
октября. Классная работа.Запишите это в тетрадь.
2) Составить предложения с данными словами.
По стенам кабинета развешаны карточки разного цвета. Ребята должны собрать карточки определённого цвета и составить из них предложение.
1 ряд. У (К,к)оровы (Н,н)очки (Т,т)елочка (З,з)орька.
2 ряд. У (С,с)обачки (Б,б)елки (Щ,щ)енок (Д,д)ружок.
3 ряд. У (К,к)урицы (Х,х)охлатки (Ц,ц)ыплёнок (Ж,ж)елтыш.
- Что интересного вы заметили?
- Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Комментированное письмо 2 предложения. Выделение всех орфограмм.
У собачки Белки щенок Дружок.
3) Игра “Наборщики”
(Класс разделен на 2 команды)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то;
ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
1 команда составляет из слогов имена мальчиков, а 2 команда – имена девочек.
(Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Таня, Тоня, Варя, Тося, Мара)
Письмо по цепочке. Запись на доске по 3 имени.
Девочки: …, …, … . Мальчики: …, …, … .
Физминутка.
“Сели. Встали”.
Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы – дети садятся на корточки. Если пишется с большой буквы – то встают и поднимают руки вверх.
Котёнок, Барсик, Мальвина, мальчик, щука, Щукин, луг, Луговая, море, озеро, Байкал, шарик (Шарик).
- Почему некоторые ребята встали? Почему вы присели?
4) Работа на карточках.
Вставить большую или маленькую букву.
П,п? зелёная …етрушка попугай …етрушка С,с? щенок …нежок первый …нежок Р,р? грибок …ыжик собака …ыжик |
О,о? птица …рёл город …рёл Б,б? коза …елка пушистая …елка Л,л? цветок …илия девочка …илия |
П,п? кот …ушок белый …ушок Р,р? грибок …ыжик собака …ыжик Т,т? река …игр полосатый …игр |
Взаимопроверка. Поставьте друг другу отметку в карточке.
5) Комментированное письмо.
- Составьте предложение с одним из этих слов. Записать 1 предложение.
6) Игра “Чей ряд быстрее”
На доске написаны слова. Каждый ученик по очереди выходит к доске и записывает имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
Город …. (Сорск, Абакан, Москва)
Река ….. (Енисей, Волга, Лена)
Улица ….. (Кирова, Дружбы, Лесная)
Озеро …. (Тёплое, Дикое, Белё)
IV. Итог.
Какое лицо вам сейчас нравится больше?
Какое правило, мы сегодня повторяли?
Какое задание вам понравилось выполнять?