Цели урока:
Выявить сезонные изменения в природе, произошедшие с наступлением зимы; расширить представления детей о снеге и его свойствах; понаблюдать за особенностями поведения в зимний период.
Учить слушать музыку, понимать ее настроение и замысел композитора; познакомить с музыкальными “красками”: темп, регистр, мелодия; показать взаимопроникновение поэзии и музыки и окружающего мира
Оборудование:
слайды зимнего леса (лиственного, хвойного и смешанного), насекомых, птиц, зверей, следов зверей на снегу;
рисунки снежинок,
рабочая тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, учебник “Окружающий мир, 1 класс” (Н.Ф.Виноградова, “Школа”),
раздаточный материал для детей;
Проигрыватель, магнитофон,
аудиозаписи: М.Крутицкий “Зима”, П. Чайковский “Ноябрь” (На тройке), Ц.Кюи “Зима”, В.Веселов “Береза”, Э.Григ “Утро”, Г.Свиридов “Метель”, А.Скрябин “Этюд” соч.8 №2 К.Дебюсси “Арабески”;
стихи А.С.Пушкина, С.Есенина, И.Бунина, Н.Дрожжина.
Условные обозначения:
О.М. – этапы урока окружающего мира,
М. – этапы урока музыки.
Ход урока.
Организационный момент.
Вход под музыку К.Дебюсси “Арабески”.
М. – Ребята, вы уже знаете, что выражает музыка?
Правильно, наши чувства, переживания.
Она может рассказать о различных чертах характера, нарисовать портрет человека. Но музыка может так же нарисовать картины природы. Композитор, как и поэт, если изображает природу, то наделяет ее тем чувством, которое испытывает сам.
Времена года, как люди, разные лицом и характером. Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
А природа зимой? На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель… а какой зимний день разный: то – сверкающий, солнечный, звонкий, то – серенький, мягкий, тихий…
О.М. – Люди, которые наблюдают за явлениями природы, называются фенологами. Они считают, что зима наступает тогда, когда замерзают водоемы и устанавливается прочный снеговой покров. Только что выпавший снег бывает белым и рыхлым, потому что состоит из ледяных кристаллов, которые мы называем снежинками. ( Рисунки снежинок)
Тихая морозная погода. Красивые шестиугольные снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки долетают до земли и не ломаются, и сухой снег скрипит под ногами.
Теплая погода. Снежинки липнут друг к другу, и получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки не ломаются, не скрипят.
Ветреная, морозная погода. Снежинки похожи на крупу. Ветер сломал у них лучи. Снег не липкий.
Работа по учебнику. С.51.
М. И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни Снежной королеве.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз…
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…
Звучит музыка: М.Крутицкий “Зима”.
(Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре.)
О.М. Снежинки все вместе становятся непрозрачными и поэтому не могут пропустить через себя весь луч солнца, они целиком отражают нам его в глаза. А снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший свет белого солнечного луча.
Физминутка.
(Выполняется под звуки музыки Э.Грига “Утро”).
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
- Всем приходилось наблюдать снежинки. Что вы можете о них рассказать? (Выслушиваются ответы детей).
Величина и форма снежинок зависит от влажности и температуры воздуха. Но зима ведь проказница! Морозит, бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Горят на холоде щеки, захватывает дух!
М. Чтоб скорее ветра
Полетели сани,
Нужны нам люди крепкие,
С веселыми сердцами!
Звучит музыка П.Чайковского “На тройке” (фрагмент).
Слышите, как звучат бубенчики, сопровождая бег саней?
А ребятишкам зимой – приволье! Можно кататься на санках, играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговика!
Прочь от дома на снежный простор!
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор –
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, -
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
Звучит музыка Ц.Кюи “Зима”.
О.М. Задание в “Рабочей тетради”. С.24.
М. А выглянешь в окно – деревья красуются невиданными нарядами. И вновь по-разному увидели красавицу березу поэты и композиторы.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Звучит музыка В.Веселова “Береза”.
О.М. (фоном звучит музыка А.Скрябина “Этюд” соч.8№2). Лес зимою тоже разный. Давайте остановимся и понаблюдаем за жизнью в лесу.
Слайд 1. Многие деревья и кустарники сбросили листья и стоят голые, в лесу стало далеко видно. Под деревьями белым покрывалом лежит глубокий снег – он укрыл землю, траву, опавшие листья, лежит на ветках, украшая лес.
Слайд 2. А хвойные деревья ярко выделяются на фоне снега зеленью. Но и они укутаны снежным покрывалом.
Слайд 3. Из-под снега, особенно на опушках, торчат вершинки травянистых растений. На ветках деревьев кустарников и трав видны плоды и семена, которые треплет ветер, отрывает их, уносит в сторону и разбрасывает по снегу.
Слайд 4. Холод и голод загнали насекомых в убежища, где они впали в оцепенение – спячку.
Слайд 5. Птицы быстро передвигаются по веткам, внимательно осматривая их кору, отыскивая насекомых. Многие птицы раздалбливают плоды растений, добывая себе на корм семена. Если в лесу есть хвойные деревья , можно найти кузницу дятла или клеста: они зажимают шишку хвойных деревьев в удобную развилку веток и раздалбливают ее.
Слайд 6. На снегу много следов животных. Вот пробежал заяц. Вот идут цепочки мышиных следов. По краю опушки прошла лиса. А вглубь леса уходят следы волчьей стаи. Здесь перебегала белочка с ели на сосну.
Слайд 7. Всех животных в это время года объединяет их теплая зимняя шуба.
Физминутка.
Под музыку изобразить движения животных.
М. итак, на этом уроке, наблюдая за зимними особенностями в природе, мы познакомились с музыкальными и стихотворными произведениями различного характера.
Зима рисует белыми и голубыми красками, а какие краски используют композиторы и поэты? Поэты рисуют зиму необыкновенно красивыми словами. А композиторы используют целый ряд музыкальных “красок”: темп – быстрый или медленный, регистр – высокий или низкий, мелодия – то плавная, певучая, то быстрая, стремительная, похожая на скороговорку.
О.М. а еще мы поговорили о зимнем периоде в природе и изменениях в жизни растений и животных. Главная отличительная особенность нашей зимы – это снежный покров. Снег в природе образуется при замерзании капелек воды. Он состоит из шестиугольных отдельных снежинок. Снег – “надежное одеяло”, которое защищает почву, растения, воду и даже животных от холода.