Цели:
- Развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, умение рассуждать, развивать творческое мышление, самостоятельность, умение работать в группе.
- Воспитывать эстетический вкус, интерес к поэзии, собственному творчеству.
- Формировать представление учащихся о прилагательном как о части речи, навык содержательной оценки и самооценки.
Оборудование:
- плакат-тетрадь с записью предложения,
- рисунок к чистописанию,
- разноуровневые карточки,
- тестовые задания,
- школьные фразеологические словари,
- снежинки, чучела птиц;
- экологическое панно “Зима”,
- приспособления для работы в режиме зрительно-моторной координации по В.Ф.Базарному;
- аудиомагнитофон, запись классической мелодии “Зима” - Ларго (из цикла “Времена года”) Антонио Вивальди;
- ИКТ: лазерный диск с текстами-заданиями,
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Время в мин. | Этапы урока | Методы, приемы, способы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3 | I.Организационный момент | 1.Психологический настрой атмосферы
положительной комфортности
2.Введение в урок через неожиданность |
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! – солнцу и птицам, - Доброе утро! – приветливым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! - Давайте поприветствуем друг друга так, как мы это делаем каждое утро. - Мне воробьи сегодня рассказали, не знаю, правда ли, что уж зима идет. Ой! (Открывает ладошки) Откуда вы узнали? Кто о зиме, пичужки, вам сказал? Холодные ветры… мороз по утрам? |
- Всем! Всем! Доброе утро! |
7 | II.Актуализация знаний |
1.Пальчиковая гимнастика
2.Чистописание
3.Показ графического письма
4.Проверка ранее изученных орфограмм
5.Письмо по памяти
6.Педагогическая диагностика |
ИКТ.(Слайд с текстом стихотворения
Е.Благининой “Зима”) - Прочитайте отрывок из стихотворения Е.Благининой “Зима”. Зима негаданно-нежданно - О чем это стихотворение? - Это подтверждение того, о чем мне рассказали птицы. Что же мы скажем зиме? - Прежде, чем работать в тетрадях, мы подготовим наши пальчики – проведем пальчиковую гимнастику. - Наши пальчики проснулись! - С добрым утром! - Потянулись, потянулись! - Стали дружно умываться, - Полотенцем вытираться. - Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. - Дружно делаем зарядку.
- Пришли в школу
- И уселись за тетрадку.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Дайте характеристику слову “здравствуй”.
- Обратимся к истории языка. Поработаем над этимологией слова, то есть выясним значение этого слова. Что по вашему мнению означает слово “здравствуй”? - Слово “здравствуй” очень старое, связано оно со словом “дерево”. Когда-то давно люди, произнося слово “здравствуй”, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например, и теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным и крепким. - Пишем прямые линии с петлей вверху и закруглением внизу. Выполним написание этого элемента два раза. - Пишем овальные замкнутые движения с повторами в нижней части. Выполним написание этого элемента также два раза. Пишем достаточно быстро, соблюдая плавность, ритмичность, наклон. - Соединим эти элементы. Пишем полуовальные замкнутые линии с петлей вверху, соблюдая наклон. (Учитель открывает плакат-тетрадь) - Внимание на доску! Задание: спишите текст, подчеркните орфограммы. Две птички-невелички сидели на ветвистом дереве и смотрели в окна нашего класса. - Объясните написание орфограмм у доски. - Скажите, кого могли увидеть птички в нашем классе? - Составьте предложение о том, кого увидели птички у нас в классе. - Запишите это предложение по памяти, правильность написания я проверю после урока. ИКТ.(Слайд со словами: портфель, ребята, веселых, ученик, смешных, радостных, школьник) - Назовите слова первой группы. - Назовите слова второй группы. - По какому признаку вы определили слова в первую группу? - Дайте характеристику имени прилагательному. - Обратимся ко второй группе слов. Что общего в этих словах? - Назовите эту часть речи. - Дайте характеристику имени прилагательному. |
Хоровое чтение
- О зиме - Здравствуй, зима!
Сидя на местах
Раскрытие ладошек Касания паль- цев друг друга Вытягивание пальцев вверх Трение ладоней Растирание кистей рук Растирание каждого пальца Сжимание и разжимание пальцев рук Имитирование ходьбы пальцами Сели ровно и открыли тетрадь
Запись в тетради - Это слово словарное, но его можно проверить – “здравие”.
Ответы детей
Запись в тетради
Запись текста в тетрадь, подчеркивание орфограмм. Работа ученика у доски
Ответы детей Составление предложений Запись в тетради
Ответы детей
Они отвечают на одинаковые вопросы |
8 | III.Изучение нового материала | 1.Постановка проблемы а)возникновение проблемной ситуации
2.Осознание противоречий
3.Анализ проблемной ситуации
4.Поиск решения учебной проблемы по наводящим вопросам
5.Решение проблемы |
- Попробуйте ответить на вопрос: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? - Какой праздник в конце ноября мы отмечали? - Вспомните, чем вы порадовали своих мам в этот праздник?
ИКТ.(Слайд с текстом сочинения с пробелами) - Посмотрите на экран. Послушайте текст. Мою маму зовут Марина. Она …, …, …,… . Мама работает … врачом. В … минуту она всегда поможет добрым советом. Моя мама … и … человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть …, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть … на нее. Я очень люблю свою мамочку! - Кто из вас узнал, чье это сочинение?
- Послушайте еще одно сочинение. ИКТ.(Слайд с полным текстом сочинения) Мою маму зовут Марина. Она добрая, нежная, красивая, отзывчивая. Мама работает ветеринарным врачом. В трудную минуту она всегда поможет добрым советом. Моя мама трудолюбивый и честный человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть внимательной, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть похожей на нее. Я очень люблю свою мамочку! - Можно ли считать их похожими? Докажите. - Чем отличается первый текст от второго?
- Для чего нужны имена прилагательные? - Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом. Скажите, можно было бы это слово заменить другим, например, “зубным”? - Давайте сделаем вывод: Имена прилагательные нужны … |
Чтение вопроса с доски - День Матери - Публикация- ми в газете “Сельская новь”
- Это сочинение Софии, но в нем не хватает слов
Ответы детей
- Для красоты описания
- Для точности описания |
4 | IV.Первичная проверка понимания новых знаний | 1.Самостоятельная работа
2.Взаимопроверка
3.Воспитательная беседа
4.Лексическая игра
5.Работа с приспособлениями для работы в режиме зрительно- моторной координации |
ИКТ.(Слайд с записью незаконченного
предложения) - Запишите в тетрадях “Моя мама самая …, … .” и закончите его 2-3 прилагательными, характеризующими маму. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, обменяйтесь тетрадями. Прочитайте, какая мама у вашего соседа. Проверьте правильность написания прилагательных. Пусть о ваших мамах знают и другие. - Мама самый родной человек – Без нее не начнешь свой век. Любите и берегите своих мам, помогайте им и совершайте поступки, которые бы их только радовали. - Поиграем в игру “Наоборот”. Я буду называть слова, а вы будете подбирать противоположные по значению. Теплая - … Ласковая - … - Какими словами можно охарактеризовать маму? - Какое время года характеризуют противоположные слова? - И вновь мы говорим о зиме. - Дайте наиболее точное описание зимнего и весеннего снега. - Возьмите в руки приспособления, прочитайте “цепочкой” слова, характеризующие зимний снег. - Назовите слова, характеризующие весенний снег. - Находится ли перед вами предмет, который вы описывали? - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно … |
Самостоятельная запись предложения
- холодная - суровая Ответы детей - зиму
Встают дети, с карточками-описаниями зимнего снега, весеннего снега - Нет - Узнать его, даже не видя. |
1 | V.Физ. минутка | Выпал снег – упал мороз. Кошка снегом моет нос. У щенка на черной спинке Тают белые снежинки. |
Выполняют движения | |
4 | VI.Проверка усвоения нового материала | 1.Самостоятельная работа
2.Работа со словарем
3.Валеологическая минутка |
- Откройте учебники на странице 150,
найдите упражнение 3. - Прочитай задание и стихотворение… - Какие вам встретились незнакомые слова? - Как вы понимаете значение этого слова? - В толковом словаре Ожегова слово “сконфузился” означает испытывать стеснение, смущение. - Найдите в тексте словосочетание, выделенное красным цветом. Как вы его понимаете? - Обратимся к фразеологическому словарю. - Выполните задание упражнения. - Проверяем правильность выполнения задания. - Какой праздник приносит зима, самый радостный, долгожданный, семейный? - Сядьте удобно, закройте глаза. (Чтение текста под музыку) Новость есть у нас – расскажу о ней сейчас. Спят в снегу дубы, березы, елку снегом замело. А вот Дедушка Мороз вам подарки всем принес. В гости Дед Мороз зовет и вопросы задает. Просыпайтесь! Сон вам в руку. |
Открывают учебники Ученик читает задание
- Сконфузился Предположения детей Предположения детей Работа детей со словарем Самостоятельная работа
- Новый год Релаксация |
9 | VII.Закрепление приобретенных знаний | 1.Работа с разноуровневыми заданиями
.Работа в группах |
- В серебряном царстве Зимы вы найдете
подарки. Все они разные, с заданиями. Выберите
разноцветные шары, но помните, что задания
повышенной трудности на шарах красного цвета. - Отвечая, не спешите: Ум, смекалку покажите И фантазию включите. Приступайте к выполнению заданий. №1.Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Кружится … снежинка, №2.Прочитайте. вставьте имена прилага- тельные, обозначающие цвет, плотность. Заметает пурга … путь, №3.Прочитайте. Вставьте пропущенные имена прилагательные из слов для справок. С неба падал … пух, он похож на … мух. Запушил леса, поля. Стала … вся земля. Слова для справок: белых, белый, кружевной, легкий. (Проверка заданий на шарах) - Возьмите тестовые задания и выполните их. Тест 1. 1.Выпишите глагол: лед, пришла, конь. 2.Выпишите существительное: порхает, зима, скоро. 3.Выпишите прилагательное: день, пень, морозная и. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. Тест 2. 1.Выпишите глагол: солнце, роща, закружились. 2.Выпишите существительное с предлогом: поет, в воздухе, вдруг. 3.Выпишите существительное: идет, светит, снежинки. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. Тест 3. 1.Выпишите существительное: себе, прячется, зверьки. 2.Выпишите глагол: я, нашли, яблоко. 3.Выпишите существительное: квартиры, просто, звенит. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. Тест 4. 1.Выпишите существительное: летают, бежит, поля. 2.Выпишите глагол: гном, покрылись, морковь. 3.Выпишите существительное: летает, ковром, бежит. Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное. (Проверка тестовых заданий) - Что вы можете сказать об этих предложениях? - Восстановите хронологию, то есть порядок предложений. - Придумайте к тексту заголовок. ИКТ. (Слайд с текстом) - Сравните свой текст с текстом на экране. |
Дети выбирают шары с заданиями
Выполняют задания
Выполняют задания |
2 | VШ.Итог урока | - Для чего нужны имена прилагательные? - Что уточняют имена прилагательные? - Какую новую информацию на уроке вы получили? - Что вызвало затруднения? - Что понравилось больше всего? |
- Для описания и уточнения - Имена сущест вительные Ответы детей |
|
1 | IX.Рефлексия | - Оцените себя на уроке с помощью имен
прилагательных. - За работу на уроке я хочу отметить … |
||
1 | X.Домашнее задание | - Много снежных слов вы услышали на уроке. Пользуясь словарем и словами, услышанными на уроке, составьте снежный словарь. И запишите их на снежинках, которые висят на занавесях. Снежинку выберите в конце урока. Не забудьте указать свою фамилию. | ||
XI.Прогнозирование | ИКТ.(Слайд с вопросом для обдумывания) - А этот вопрос для обдумывания к следующему уроку. Выполнить по желанию. - Я благодарю вас за урок, за то, что вы были яркими, творческими, самостоятельными, находчивыми. |