развитие творческих способностей на уроках русского языка (на примере урока по теме "Употребление в речи прилагательных")

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, умение рассуждать, развивать творческое мышление, самостоятельность, умение работать в группе.
  2. Воспитывать эстетический вкус, интерес к поэзии, собственному творчеству.
  3. Формировать представление учащихся о прилагательном как о части речи, навык содержательной оценки и самооценки.

Оборудование:

  • плакат-тетрадь с записью предложения,
  • рисунок к чистописанию,
  • разноуровневые карточки,
  • тестовые задания,
  • школьные фразеологические словари,
  • снежинки, чучела птиц;
  • экологическое панно “Зима”,
  • приспособления для работы в режиме зрительно-моторной координации по В.Ф.Базарному;
  • аудиомагнитофон, запись классической мелодии “Зима” - Ларго (из цикла “Времена года”) Антонио Вивальди;
  • ИКТ: лазерный диск с текстами-заданиями,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.
Время в мин. Этапы урока Методы, приемы, способы Деятельность учителя Деятельность ученика
3 I.Организационный момент 1.Психологический настрой атмосферы положительной комфортности

 

 

 

 

 

2.Введение в урок через неожиданность

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам,

- Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Давайте поприветствуем друг друга так, как мы это делаем каждое утро.

- Мне воробьи сегодня рассказали, не знаю, правда ли, что уж зима идет. Ой! (Открывает ладошки) Откуда вы узнали? Кто о зиме, пичужки, вам сказал? Холодные ветры… мороз по утрам?

 

 

 

 

 

 

 

- Всем! Всем! Доброе утро!

7 II.Актуализация знаний  

 

 

 

 

 

 

 

1.Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Показ графического письма

 

 

 

 

4.Проверка ранее изученных орфограмм

 

 

 

 

5.Письмо по памяти

 

 

 

6.Педагогическая диагностика

ИКТ.(Слайд с текстом стихотворения Е.Благининой “Зима”)

- Прочитайте отрывок из стихотворения Е.Благининой “Зима”.

Зима негаданно-нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля.

- О чем это стихотворение?

- Это подтверждение того, о чем мне рассказали птицы. Что же мы скажем зиме?

- Прежде, чем работать в тетрадях, мы подготовим наши пальчики – проведем пальчиковую гимнастику.

- Наши пальчики проснулись!

- С добрым утром!

- Потянулись, потянулись!

- Стали дружно умываться,

- Полотенцем вытираться.

- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

- Дружно делаем зарядку.

 

- Пришли в школу

 

- И уселись за тетрадку.

 

 

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Дайте характеристику слову “здравствуй”.

 

 

 

- Обратимся к истории языка. Поработаем над этимологией слова, то есть выясним значение этого слова. Что по вашему мнению означает слово “здравствуй”?

- Слово “здравствуй” очень старое, связано оно со словом “дерево”. Когда-то давно люди, произнося слово “здравствуй”, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например, и теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным и крепким.

- Пишем прямые линии с петлей вверху и закруглением внизу. Выполним написание этого элемента два раза.

- Пишем овальные замкнутые движения с повторами в нижней части. Выполним написание этого элемента также два раза. Пишем достаточно быстро, соблюдая плавность, ритмичность, наклон.

- Соединим эти элементы. Пишем полуовальные замкнутые линии с петлей вверху, соблюдая наклон.

(Учитель открывает плакат-тетрадь)

- Внимание на доску! Задание: спишите текст, подчеркните орфограммы.

Две птички-невелички сидели на ветвистом дереве и смотрели в окна нашего класса.

- Объясните написание орфограмм у доски.

- Скажите, кого могли увидеть птички в нашем классе?

- Составьте предложение о том, кого увидели птички у нас в классе.

- Запишите это предложение по памяти, правильность написания я проверю после урока.

ИКТ.(Слайд со словами: портфель, ребята, веселых, ученик, смешных, радостных, школьник)

- Назовите слова первой группы.

- Назовите слова второй группы.

- По какому признаку вы определили слова в первую группу?

- Дайте характеристику имени прилагательному.

- Обратимся ко второй группе слов. Что общего в этих словах?

- Назовите эту часть речи.

- Дайте характеристику имени прилагательному.

Хоровое чтение

 

 

- О зиме

- Здравствуй, зима!

 

 

 

Сидя на местах

 

Раскрытие ладошек

Касания паль- цев друг друга

Вытягивание пальцев вверх

Трение ладоней

Растирание кистей рук

Растирание каждого пальца

Сжимание и разжимание пальцев рук

Имитирование ходьбы пальцами

Сели ровно и открыли тетрадь

 

Запись в тетради

- Это слово словарное, но его можно проверить – “здравие”.

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Запись в тетради

 

 

 

 

 

Запись текста в тетрадь, подчеркивание орфограмм.

Работа ученика у доски

 

 

Ответы детей

Составление предложений

Запись в тетради

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Они отвечают на одинаковые вопросы

8 III.Изучение нового материала 1.Постановка проблемы

а)возникновение проблемной ситуации

 

 

 

 

2.Осознание противоречий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Анализ проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Поиск решения учебной проблемы по наводящим вопросам

 

5.Решение проблемы

- Попробуйте ответить на вопрос:

Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

- Какой праздник в конце ноября мы отмечали?

- Вспомните, чем вы порадовали своих мам в этот праздник?

 

ИКТ.(Слайд с текстом сочинения с пробелами)

- Посмотрите на экран. Послушайте текст.

Мою маму зовут Марина. Она …, …, …,… .

Мама работает … врачом. В … минуту

она всегда поможет добрым советом. Моя

мама … и … человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть …, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть … на нее. Я очень люблю свою мамочку!

- Кто из вас узнал, чье это сочинение?

 

 

- Послушайте еще одно сочинение.

ИКТ.(Слайд с полным текстом сочинения)

Мою маму зовут Марина. Она добрая, нежная, красивая, отзывчивая. Мама работает ветеринарным врачом. В трудную минуту она всегда поможет добрым советом. Моя мама трудолюбивый и честный человек. Она учит меня любить труд и уважать труд других, быть внимательной, уважительно относиться к старшим. Мне хочется быть похожей на нее. Я очень люблю свою мамочку!

- Можно ли считать их похожими? Докажите.

- Чем отличается первый текст от второго?

 

- Для чего нужны имена прилагательные?

- Обратите внимание на слово, выделенное жирным шрифтом. Скажите, можно было бы это слово заменить другим, например, “зубным”?

- Давайте сделаем вывод:

Имена прилагательные нужны …

Чтение вопроса с доски

- День Матери

- Публикация- ми в газете “Сельская  новь”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это сочинение Софии, но в нем не хватает слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

- Для красоты описания

 

 

- Для точности описания

4 IV.Первичная проверка понимания новых знаний 1.Самостоятельная работа

 

 

2.Взаимопроверка

 

 

 

3.Воспитательная беседа

 

 

 

4.Лексическая игра

 

 

 

 

 

5.Работа с приспособлениями для работы в режиме зрительно- моторной координации

ИКТ.(Слайд с записью незаконченного предложения)

- Запишите в тетрадях “Моя мама самая …, … .” и закончите его 2-3 прилагательными,

характеризующими маму.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, обменяйтесь тетрадями. Прочитайте, какая

мама у вашего соседа. Проверьте правильность написания прилагательных.

Пусть о ваших мамах знают и другие.

- Мама самый родной человек –

Без нее не начнешь свой век.

Любите и берегите своих мам, помогайте им и совершайте поступки, которые бы их только радовали.

- Поиграем в игру “Наоборот”. Я буду называть слова, а вы будете подбирать противоположные по значению.

Теплая - …

Ласковая - …

- Какими словами можно охарактеризовать маму?

- Какое время года характеризуют противоположные слова?

- И вновь мы говорим о зиме.

- Дайте наиболее точное описание зимнего и весеннего снега.

- Возьмите в руки приспособления, прочитайте “цепочкой” слова, характеризующие зимний снег.

- Назовите слова, характеризующие весенний снег.

- Находится ли перед вами предмет, который вы описывали?

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно …

 

Самостоятельная запись предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- холодная

- суровая

Ответы детей

- зиму

 

 

Встают дети, с карточками-описаниями зимнего снега,

весеннего снега

- Нет

- Узнать его, даже не видя.

1 V.Физ. минутка   Выпал снег – упал мороз.
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Выполняют движения
4 VI.Проверка усвоения нового материала 1.Самостоятельная работа

 

2.Работа со словарем

 

 

 

 

 

 

 

3.Валеологическая минутка

- Откройте учебники на странице 150, найдите упражнение 3.

- Прочитай задание и стихотворение…

- Какие вам встретились незнакомые слова?

- Как вы понимаете значение этого слова?

- В толковом словаре Ожегова слово “сконфузился” означает испытывать стеснение, смущение.

- Найдите в тексте словосочетание, выделенное красным цветом. Как вы его понимаете?

- Обратимся к фразеологическому словарю.

- Выполните задание упражнения.

- Проверяем правильность выполнения задания.

- Какой праздник приносит зима, самый радостный, долгожданный, семейный?

- Сядьте удобно, закройте глаза.

(Чтение текста под музыку)

Новость есть у нас – расскажу о ней сейчас.

Спят в снегу дубы, березы, елку снегом замело.

А вот Дедушка Мороз вам подарки всем принес.

В гости Дед Мороз зовет и вопросы задает.

Просыпайтесь! Сон вам в руку.

Открывают учебники

Ученик читает задание

 

- Сконфузился

Предположения детей

Предположения детей

Работа детей со словарем

Самостоятельная работа

 

 

 

- Новый год

Релаксация

9 VII.Закрепление приобретенных знаний 1.Работа с разноуровневыми заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.Работа в группах

- В серебряном царстве Зимы вы найдете подарки. Все они разные, с заданиями. Выберите разноцветные шары, но помните, что задания повышенной трудности на шарах красного цвета.

- Отвечая, не спешите:

Ум, смекалку покажите

И фантазию включите.

Приступайте к выполнению заданий.

№1.Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Кружится … снежинка,
Как … балеринка.
Летит, летит она с небес
На бесконечный … лес.

№2.Прочитайте. вставьте имена прилага- тельные, обозначающие цвет, плотность.

Заметает пурга … путь,
Хочет в … снегах потонуть.

№3.Прочитайте. Вставьте пропущенные имена прилагательные из слов для справок.

С неба падал … пух, он похож на … мух.

Запушил леса, поля. Стала … вся земля.

Слова для справок: белых, белый, кружевной, легкий.

(Проверка заданий на шарах)

- Возьмите тестовые задания и выполните их.

Тест 1.

1.Выпишите глагол: лед, пришла, конь.

2.Выпишите существительное: порхает, зима, скоро.

3.Выпишите прилагательное: день, пень, морозная и.

Задание. Составьте из этих слов

предложение, обязательно добавляя прилагательное.

Тест 2.

1.Выпишите глагол: солнце, роща, закружились.

2.Выпишите существительное с предлогом:

поет, в воздухе, вдруг.

3.Выпишите существительное: идет, светит, снежинки.

Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное.

Тест 3.

1.Выпишите существительное: себе, прячется, зверьки.

2.Выпишите глагол: я, нашли, яблоко.

3.Выпишите существительное: квартиры, просто, звенит.

Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное.

Тест 4.

1.Выпишите существительное: летают, бежит, поля.

2.Выпишите глагол: гном, покрылись, морковь.

3.Выпишите существительное: летает, ковром, бежит.

Задание. Составьте из этих слов предложение, обязательно добавляя прилагательное.

(Проверка тестовых заданий)

- Что вы можете сказать об этих предложениях?

- Восстановите хронологию, то есть порядок предложений.

- Придумайте к тексту заголовок.

ИКТ. (Слайд с текстом)

- Сравните свой текст с текстом на экране.

Дети выбирают шары с заданиями

 

 

 

 

Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания

2 VШ.Итог урока   - Для чего нужны имена прилагательные?

- Что уточняют имена прилагательные?

- Какую новую информацию на уроке вы получили?

- Что вызвало затруднения?

- Что понравилось больше всего?

- Для описания и уточнения

- Имена сущест вительные

Ответы детей

1 IX.Рефлексия   - Оцените себя на уроке с помощью имен прилагательных.

- За работу на уроке я хочу отметить …

 
1 X.Домашнее задание   - Много снежных слов вы услышали на уроке. Пользуясь словарем и словами, услышанными на уроке, составьте снежный словарь. И запишите их на снежинках, которые висят на занавесях. Снежинку выберите в конце урока. Не забудьте указать свою фамилию.  
  XI.Прогнозирование   ИКТ.(Слайд с вопросом для обдумывания)

- А этот вопрос для обдумывания к следующему уроку. Выполнить по желанию.

- Я благодарю вас за урок, за то, что вы были яркими, творческими, самостоятельными, находчивыми.