Цели и задачи:
- познакомить учащихся с правилами и законами создания герба;
- выполнить рисунок герба школы;
- развить образное мышление, творческие способности, наблюдательность;
- развить художественный вкус;
- воспитать чувства уважения к родному краю.
Материалы к уроку.
Для учителя:
изображение рыцарского герба, средневекового рыцаря, плакаты: “Герб Российской Федерации”, “Герб Тамбовской области” и изображения гербов города Москвы и Ярославля.
Для учащихся:
альбомы, простые карандаши, ластики.
План урока
1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
2. Постановка художественной задачи.
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока.
- Ребята, прежде всего, я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие по реке, которая изображена на рисунке.
- Представим, что мы поднимаемся по шатким сходням на борт расписной ладьи. И поплывем на ней, как плавали наши предки тысячу лет тому назад.
Серебряная вода струится за бортом, а по обе стороны – берега, покрытые дремучими лесами, бескрайние степи, высокие холмы с городами, что любуются своим отражением в тихом зеркале вод.
А где же мы плывем?
Давайте-ка, посмотрим внимательно на эти рисунки и попробуем определить, где мы находимся.
Вот сосна на правом крутом берегу – да это же город Сосницы!
Тут камыш – это город Камышин. Плывем дальше: козел – Козельск, змея – Змиев, гроздь винограда – Изюм.
Вот олень вышел к воде – видно, захотел напиться, рога у него серебряные, копыта золотые.
- Что это за город?
- Ростов Великий.
Давайте поговорим о том, что же это за картинки такие, наши путеводные знаки. У этих рисунков есть свое имя. Называются они гербами.
Что же такое герб?
Ученик.
На многих языках – немецком, польском, сербском – слово это означает “наследство”.
Наследство – это то, что передается от одного поколения другому.
В знаменитой сказке Шарля Перро “Кот в сапогах” старый мельник, например, оставляет в наследство своим сыновьям: старшему – мельницу, среднему – землю, а младшему – кота.
У каждого герба также есть свое, особое наследство. Прежде всего, это напоминание о каких-то знаменательных событиях, оставивших неизгладимый след в жизни владельца, прославивших в веках его имя, которым гордится наследник.
- А откуда пошли гербы?
- Кто первый их придумал?
Ученик.
Представьте себе средневекового рыцаря. Он с ног до головы закован в броню, только узкая прорезь оставлена для глаз. Чье же лицо скрыто за этим забралом?
Может это славный рыцарь времен короля Артура? Странствующий воин из испанского города Толедо? Один из героев знаменитой “Песни о Роланде” французский рыцарь? Или немецкий? Не будем дальше гадать. Посмотрим лучше внимательно, что изображено у него на щите.
Могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем, скорее всего дуб, а внизу надпись: “Дездечадо – то есть, рыцарь, лишенный наследства”.
Ну, конечно же, это сам Айвенго – герой одноименного романа английского писателя Вальтера Скотта! Благородный рыцарь без страха и упрека, как говорили раньше непобедимый в бою, верный в дружбе.
Враги лишили его наследства, но не чести и доброго имени. И горе было им, если встречались они с Айвенго в честном бою, различали изображение на его щите.
Учитель.
Рисунок на щите был главной отличительной чертой любого рыцаря. Латы он мог надеть другие, но рисунок на щите принадлежал только ему.
Щиты в те далекие времена были у рыцарей разные. Норманнские – треугольные, итальянские – овальные, испанские – квадратные с закруглением, французский – четырехугольный с заострением. А у русских воинов щиты были круглые для ведения боя в конном строю и овальные в рост человека для пешего боя. Красили наши предки свои щиты в красный цвет – цвет мужества и стойкости в бою.
Постепенно начиная с XIII века, рисунки со щитов рыцарей перекочевали на кареты, дома, ковры, на ворота средневековых городов.
Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла специальная наука – геральдика. Только согласно ее законам выполнялись рисунки на гербах.
Как вы думаете, что изображали на гербах?
Изображали человека, животных, растения, корабли, оружие, предметы быта, а также фантастических существ. Они имели свое условное значение:
дуб – символ силы;
орел – символ победы;
лев – символ царской власти;
грифон – неустрашимость и свирепость.
Большое значение имели и цвета гербов:
красный – мужество, храбрость;
зеленый – надежда, изобилие;
голубой – красота, величие;
черный – мудрость, печаль;
золотой – богатство, справедливость;
серебряный – невинность, чистота.
В России гербы появились намного позже, лишь во второй половине семнадцатого века, при царе Алексее Михайловиче. О многом могут рассказать древние гербы русских городов и о “преданьях старины глубокой”, и о старинных обычаях, и о знаменательных исторических событиях.
История возникновения герба города Ярославля.
Ученица.
По народному преданию город Ярославль был основан в начале одиннадцатого века Ярославом Мудрым.
Давным-давно в местах лесных водилось много медведей. Жители этого края считали их священными животными. Они лепили из глины изображение медведя и верили в то, что эти амулеты оберегают их.
В то время Русь уже приняла новую веру – христианство. Но люди по-прежнему верили в своих медведей и приносили им жертвы. Упорно отказывались переходить в новую веру.
Ярослав Мудрый отправился усмирять их.
Местные жители решили убить Ярослава.
Они знали, что князь был храбрым воином и страстным охотником. Он всегда ехал впереди своей дружины, чтобы выследить зверя или птицу. Но как этим воспользоваться?
Ученик.
Когда Ярослав, как всегда ехал впереди своей дружины, на него выпустили голодную медведицу в полтора человеческого роста.
Она поднялась на задние лапы, одним ударом свалила на землю коня. И несдобровать бы всаднику, который спрыгнул и приготовился к защите, если бы он не вспомнил о боевом топорике, висящем на поясе.
Вовремя выхватил он его и одним ударом свалил зверя. Подоспевшие дружинники только добили его.
На том месте Ярослав Мудрый заложил город, названный его именем. А на герб поместили изображение медведя.
История возникновения древнего герба Москвы.
Ученица.
На червленом фоне всадник на белом коне в серебряных доспехах, в лазоревой мантии. В руках длинное копье, которым, поражает он крылатого дракона.
Это изображение появилось не сразу на московских печатях и монетах. Дмитрий Донской получил в наследство печать от своего прадеда, Александра Невского. На печати бал изображен всадник на коне.
Позже на Московских монетах стали чеканить всадника в латах, кольчуге и шлеме, поражающего копьем крылатого змея. Это был символ война, защитника земли русской.
Ученик.
После окончательной победы Москвы над Золотой Ордой, на печати Ивана Грозного появился поверженный крылатый дракон.
Давайте вспомним былину о Добрыне Никитиче, победившего Змея Горыныча.
Долго наводил страз Змей Горыныч на Русскую землю.
Обложил он ее великой данью, даже живых людей приводили к нему на съедение. И никто не мог сладить с этим Змеем, пока не сразился с ним Добрыня Никитич.
Тот Змей Горыныч и был в народном представлении Золотой Ордой. Два с половиной века носила на своих могучих плечах Русь золотоордынское иго. Если бы не разобщенность многих русских княжеств, давно бы скинула она его. Москва и стала собирателем русских земель, привела объединенное русское войско к победе на Куликовом поле.
Та великая победа никогда не померкнет в памяти народной. О ней и напоминает древний московский герб.
Не только города имеют свои гербы, но и каждое государство. У Российского государства свои символы: свой герб, гимн и флаг.
Ученица.
Государственный флаг является официальным государственным символом Российской Федерации. Прямоугольное полотнище флага состоит из трех горизонтальных полос: верхний – белого цвета, средний – синего и нижней – красного.
Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданием Правительства, Государственной думы и другими государственными учреждениями.
Ученик.
Герб Российской Федерации – золотой двуглавый орел на красном щите. Головы его украшены коронами. Крылья широко раскрыты. В правой лапе он держит скипетр, в левой – державу – символ власти.
На груди орла – серебряный всадник поражает копьем черного дракона.
Где можно увидеть герб?
В первую очередь – на самом главном флаге – штандарте, который развевается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.
А еще герб изображен на печатях, бланках, денежных знаках и других важных документах, но только в одноцветном варианте.
Ученица.
В особо торжественных случаях – при вступлении в должность Президента и других государственных руководителей, при подъеме флага и других официальных церемониях – исполняется Государственный гимн Российской Федерации. Слова гимна написал поэт С. В. Михалков, музыку – композитор А. В. Александров.
В знак особого уважения присутствующие слушают гимн, стоя, мужчины – без головных уборов.
Учитель.
(На фоне музыки “Прощание славянки” Ф. Агапкина)
Из закона о гербе Тамбовской области:…В лазоревом поле серебряный улей, сопровождаемый во главе щита тремя такими же пчелами. Щит увенчан традиционной земельной короной и окружен лентой ордена Ленина. В соответствии с геральдическими нормами и историческими традициями устанавливается официальное толкование основных элементов герба:
- пчелы олицетворяют собой трудолюбие, коллективность в своей деятельности и бережливость;
- улей – прежде всего общий дом, где каждый знает свое место, свои обязанности;
- лазоревое поле на щите характеризует природную чистоту, честность, верность и безупречность;
- серебро служит символом благородства, справедливости и великодушия;
- традиционная земельная корона указывает на статус Тамбовской области как субъекта Российской Федерации;
- лента ордена Ленина указывает на заслуги области.
Постановка художественной задачи.
Для творческой работы предлагается выполнить эскиз герба школы.
Форма герба произвольная, это может быть круг, овал, ромб или какая-то другая фигура.
Последовательность выполнения рисунка:
- Выбор формата.
- Композиционное решение.
- Проведение осевых линий.
- Детальная проработка формы герба и заполнение рисунком, отражающим назначение и содержание школы.
Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока.
Настоящее и будущее не может быть без прошлого. Наша современность основывается на традициях прошлого, как это происходит, мы увидели сегодня на уроке.
Как традиции предков переходят к нам, а от нас к будущим поколениям. Мы связующая нить между прошлым и будущим. Мы наследники и хранители традиций нашего народа. Об этом мы должны всегда помнить.
Литература
- Н. Горяева. “Первые шаги в мире искусства”, М. 1991
- А. Лейкин. “Путешествие в Гардарики”, М. 1988
- М. Голованова, В. Шергин. “Государственные символы России”, М. 2005