Цели:
- Приобретение учащимися знаний и умений по защите здоровья и жизни в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях.
- Обучение детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятие решений.
- Формирование связи поступков и решений.
Оборудование:
- Сюжетные картинки, на которых изображены несчастные случаи.
- Плакат “Шаги принятия решений”
- Плакат “Система обеспечения безопасности города”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организация класса.
- Работа над новым материалом.
Учитель: В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей.
Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Учитель: Как понимаете слово опасность?
Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. (Приложение 2)
Учитель: Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности.
Учитель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?
Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.
Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.
Запись на доске: “Безопасные места”.
1. Дом.
2. Школа.
Учитель: А давайте попробуем вспомнить опасную ситуацию, попробуем ответить на вопросы (на доске – вопросы).
- Где это было?
- Что с тобой случилось?
- Кто был вместе с тобой?
- Что ты почувствовал?
- Почему ты считаешь ситуацию опасной?
- Кто или что тебе помогло?
Дети:
1. Дети заблудились в лесу.
2. Во время купания в реке лопнул круг, и кто-то чуть не утонул.
3. В дверь позвонил незнакомый человек, когда ребенок был дома один.
4. Летом на даче были змеи и т.д.
(Запись ответов на доске под заголовками: “Опасные места”, “Кто помог”)
“Опасные места” “Люди, которые помогли” дом, лес, река, дача,
костёр в лесу и т.д.родители, бабушка, соседи,
учитель пожарные,
милиция, врачи и т.д.
Учитель: Эти люди могут помочь в опасной ситуации, только к ним надо во время обратиться.
Учитель: Отгадайте загадку:
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём…
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла!
- Чей это был дом, из какой сказки?
- Кто виновник этого несчастья?
- Кто выручил хозяйку дома?
Дети:
Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “НОЛЬ ОДИН”!
Помните, что в целом мире,
Вам поможет он один.
Чётко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.
Работа с плакатом “Система обеспечения безопасности города”.
Телефоны городских служб безопасности.
- Система охраны правопорядка – 02 (милиция).
- Система охраны здоровья – 03 (“скорая помощь”).
- Служба газа – 04.
Если вы просите о помощи по телефону, сообщите кратко:
- причину вызова;
- своё имя и фамилию;
- номер телефона и адрес.
Не вешайте трубку до конца разговора.
Учитель: Вывод: дети могут научиться узнавать опасные ситуации и избегать их.
Дети: (работа в группах) рассматривают сюжетные картинки (приложение 1).
Задание для каждой группы:
- Рассмотрите картинку.
- Выявите причину несчастного случая.
- Какие могут быть последствия?
- Как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду?
(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом).
Вывод: Каждая проблема может иметь несколько решений. Важно научиться находить решение, которое не приносит вреда здоровью.
Учитель приводит примеры несчастных случаев (из прессы), которые произошли за прошедшую неделю.
Вскрываются причины и обсуждаются с детьми пути предотвращения несчастного случая и способы защиты жизни и здоровья.
Учитель: Вспомните, а вы делали что-то опасное? Что вы при этом чувствовали?
Дети: Да, играли на дороге, Когда увидели машину, было очень страшно.
Учитель: Действительно, человек создающий опасную ситуацию, как правило, переживает неприятные минуты.
Работа над ситуациями.
Учитель: К вам в квартиру позвонили. Вы дома одни. Ваши действия?
Дети: Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: “Папа, к нам кто-то пришел”.
Учитель: Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?
Дети: Входить нельзя. Надо обратиться к соседям и позвонить в милицию.
Учитель: Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?
Дети: В лифт не входить, переждать.
Учитель: Послушайте рассказ “Жажда”.
“Жажда”
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась, ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано “Пиво”…
Учитель: В чем опасность ситуации для мальчика?
- Помогите герою избежать опасную ситуацию.
- Закончите рассказ так, чтоб помочь Жене избежать опасности.
Дети: Пивом можно отравиться. Закончить рассказ можно так: “Женя взглянул на этикетку, прочитал “Пиво” и поставил бутылку обратно в холодильник.
Дети: Еще можно простудиться.
Учитель: Послушайте стихотворение Э.Успенского “Мама приходит с работы”.
Два брата в квартире поиграть решили,
Мяч подбросили и сразу
Уронили на пол вазу,
Сыплются книжки из шкафа на пол,
Их поднимать никому не резон,
Съехала скатерть, подушка упала,
Им всего этого кажется мало.
Стали в кубики играть,
Влезли дружно на кровать,
Как птицы стаей полетели,
Руками лампочку радели,
Оглянуться не успели –
И стекляшки на постели.
Так резвятся целый день –
Смотрят, мама входит в дверь.
Мы играли очень дружно
Маме радоваться нужно.
- В какие игры играли мальчики?
- Чем опасны подобные игры в помещении?
Дети:
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
Учитель: Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить.
Дети:
Если я буду осторожен,
То не пораню себе кожи,
Гвоздь, забивая молотком,
И не ошпарюсь кипятком.
Чтоб я ни делал – никогда
Не причиню себе вреда.
Дети:
1. Если я буду соблюдать чистоту –
Мне не опасны мухи и тараканы.
2. Если я буду закрывать одеждой тело
Во время прогулок в поле и в лесу –
Мне не опасны пчёлы, осы и клещи.
3. Если я буду пользоваться защитными
Жидкостями и мазями –
Мне не опасны комары.
Учитель: Давайте подумаем, как избежать опасной ситуации и сделаем плакат “Шаги принятия решений” (на доске).
Шаги принятия решений.
1 шаг. Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.
2 шаг. Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.
3 шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.
4 шаг. Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.
Итог занятия:
Учитель: Что нового вы узнали?
Дети: В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться “Шагов принятия решений”.