Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.
Здоровье школьников во многом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе. К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные на повышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовых воздействий. В этих условиях учитель может использовать “Дневник здоровья”.
“Дневник здоровья” позволит развить у младших школьников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья.
На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
Содержание “ Дневника здоровья” может быть использовано для индивидуальной и коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы дома.
В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), группу крови, цвет волос, глаз.
В “Дневник здоровья” включены следующие основные темы:
- Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
- Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
- Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
- Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
- Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), и их связь с возникновением заболеваний человека.
- Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях.
- Экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.
Изучение этих тем начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал углубляется и усложняется. “Дневник здоровья” учащиеся начинают вести со второго класса и продолжают в третьем и четвертом.
В работе с “Дневником здоровья” могут быть использованы следующие приемы:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка сценок, спектаклей;
- разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов;
- выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, аутогенные тренировки, концентрацию внимания, развитие воображения, точечный массаж, валеологический самоанализ;
- рисование и раскрашивание рисунков;
- составление и решение кроссвордов;
- составление режима дня;
- составление меню;
- заполнение анкет, тестов;
- придумывание значков, загадок;
- составление пословиц.
Работа с “Дневником здоровья” поможет учителю решить задачи:
- исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
- сохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
- научить учащихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Работа с “ Дневником здоровья” помогает усвоить учебный материал, делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
В приложении предложены “Дневники здоровья” для 2, 3, 4-х классов.
Литература
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2000.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург, 2001.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – С.-Петербург, 1995.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – С.-Петербург, 1995.
- Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. – С.-Петербург, 1999.
- Зайцев Г.К. Уроки Знайки. – С.-Петербург, 1999.
- Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. – М., 1984.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1984.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 1989.
- Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. – Новосибирск, 2000
- Лаптев Л.П. Азбука закаливания. – М., 1986.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С.-Петербург, 1998.
- Обухова Л.А., Лемяскина Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М., 2001.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 1987.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 1985.