Урок листопада

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей со стихами русских поэтов об осени;
  • учить выразительному чтению, развивать речь учащихся;
  • прививать любовь к родной природе, развивать наблюдательность;
  • познакомить с новыми понятиями: цитата, олицетворение, эпитет.

Оформление доски:

СЛОВАРЬ: (запись на доске)

Багрец – багряный, с тёмным густо-красным оттенком.

Пурпурный – ярко-красный цвет.

Лучезарный – сверкающий, сияющий.

Лазурь – светло-синий цвет.

Оборудование:

  • выставка творческих работ учащихся – рисунков об осени и сочинений “Осень в парке”;
  • картина И. Левитана “Золотая осень”;
  • пособие “Краски осени”.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

2. Изучение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

“Кружатся, кружатся листья
В нашем саду листопад …
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят”.

- О чём эти слова?

Можно по-разному увидеть и услышать осень. И помогут нам в этом стихи русских поэтов. Они были написаны в разное время, каждый из поэтов по-своему увидел и описал осеннюю природу, но в то же время что-то общее есть в этих стихах.

- Что же? Попробуйте ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи.

2) Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина “Осень” (отрывок).

Беседа по вопросам.

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- Что поняли?

- Какие краски увидел поэт?

- Как понимаете “ очей очарованье”, “приятна мне твоя прощальная краса”, “пышное природы увяданье, “в багрец и золото одетые леса”?

“Багрец” – подберите синоним к этому слову. (Багряный – тёмно-красный)

- Какие строчки помогают нам понять любовь поэта к осени?

- Какие два чувства у поэта? (Любовь и грусть)

3) Прочитайте это стихотворение про себя, пометьте карандашом паузы и слова, которые нужно выделить.

4) Чтение стихотворения учащимися вслух.

5) Нарисовать осеннюю природу можно по-разному: художник делает это с помощью красок, композитор с помощью звуков, а писатель, поэт рисует картину словами. Эти слова называются эпитетами.

Эпитет – образное художественное определение, которое прибавляется к слову для большей выразительности.

- Попробуйте увидеть эти слова-краски, назовите их.

6) А есть другие слова-краски, которые помогают оживить неживые предметы. Это олицетворение (“творить лицо”, т.е. оживлять)

- Найдите олицетворение в этом стихотворении.

7) Послушайте стихотворение Константина Бальмонта “Осень” и постарайтесь представить картину, которую нарисовал поэт.

Беседа по вопросам.

- Какую картину вы увидели?

- Какое настроение вызывает это стихотворение? Докажите.

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт об осени?

8) Прочитайте про себя стихотворение, работая карандашом.

9) Чтение стихотворения вслух тремя учащимися.

Физминутка

10) Послушайте ещё одно стихотворение. Фёдор Тютчев “Есть в осени первоначальной…”

- Отыщите строчки, которые рисуют раннюю пору осени. (Первоначальной, короткая, дивная)

- Какое значение имеет слово “дивная”? От какого слова оно происходит? (Диво, удивлять)

- Подберите синоним к слову “дивная”. (Прекрасная, восхитительная)

- Как вы понимаете выражение “лучезарны вечера”, “блестит на праздной борозде”, “и льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле”?

- Почему поэт говорит об этой дивной поре с сожалением?

11) Чтение стихотворения про себя, работая карандашом.

12) Найдите в этом стихотворении самое красивое место, прочитайте.

Оно у каждого своё.

А сейчас я покажу вам в этом стихотворении другие волшебные слова-краски.

“Весь день стоит, как бы хрустальный” – это сравнение.

- Что вы представляете себе, когда читаете эту строчку? Опишите.

А вот ещё: “унылая пора”.

- Унылым может быть человек. А пора?

- Какая она? Опишите её.

- Какое настроение она вызывает?

- Вот видите, как много можно увидеть и почувствовать, если уметь читать волшебные слова – краски.

13) Давайте попробуем все вместе сочинить волшебную сказку.

Я предлагаю начало: “Жила- была стройная берёзка. Она была молода, красива и очень любила наряжаться…

- Продолжите дальше сами по очереди.

- Дома сочините концовку сказки и напишите её на кленовых листочках.

14) Игра “Составим пары”.

Листочки разрезаны на две части, нужно соединить пару.

а) листопад б) ранняя осень в) могучий великан
золотой дождь золотая птица старый дуб

- Какой вам больше всего понравился?

- Составьте к этим эпитетам предложения.

15) Игра “ Узнаем по определению дерево”.

а) старый, могучий, развесистый осина;

б) стройная, кудрявая, белоствольная дуб;

в) высокая, хрупкая, трепетная, золотистая клен;

г) красивая, одинокая, пурпурная рябина;

д) молодой, задумчивый, резной, пёстрый береза.

- Какие слова помогли догадаться, о каком дереве идёт речь?

16) Игра “Слова-магниты”:

ЛИСТЬЯ ДОЖДЬ ВЕТЕР

- Какие слова притягиваются к этим магнитам?

17) Вывешивается репродукция картины И. Левитана “Золотая осень” и пособие “Краски осени” (начало осени, “золотая осень”, поздняя осень).

- Соотнесите тексты стихов с картинами. Прочитайте свои отрывки.

3. Итог урока:

-Что объединяет стихи Пушкина, Бальмонта, Тютчева об осени? (Любовь к родной природе)

- Какие два чувства в этих стихах? (Любовь и грусть)

- Почему?

- Мы с вами должны видеть красоту родной природы, понимать её, любить и охранять.

“ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ СВОЮ РОДИНУ” – так сказал М. Пришвин.

4. На дом: выучить стихотворение, которое больше всего понравилось, оформить свои устные сочинения.

Литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. “Литературное чтение. В одном счастливом детстве”. 3-й класс. М., Баллас, 2005.