Внеклассное мероприятие “Поклонимся великим тем годам”
“Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”
А.С.Пушкин
Рисунок 1
Цель:
- создать условия для ознакомления младших школьников с историческими событиями малой и большой Родины, подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны, приобщать к истории своей семьи, школы, кадетского корпуса;
Задачи:
- воспитывать чувство патриотизма на примерах подвигов своих земляков;
- развивать творческие способности обучающихся через продуктивные задания.
Оборудование:
- плакат с изображением одежды и вооружения русского воина, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, плакат “Старооскольцы - Герои Советского Союза”, фотографии родственников учащихся – участников Великой Отечественной Войны, фотографии военных – выпускников школы № 19, аудиозапись, карточки с пословицами.
Ход мероприятия.
I. Вступительная беседа (подводящий диалог)
У.- Сегодня классный час “Поклонимся великим тем годам”
пройдет в форме устного журнала.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Д.- О героях, о воинах, о защитниках, о Родине, о славе.
У.- Подберите слова – синонимы к слову Родина.
Д.- Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна.
Родина Отечество Отчизна
У.- Все эти слова близки по своему значению. А что же они обозначают?
Д.- Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, где живут его родные, место, где жили его предки.
У.- В какой стране мы живем?
Д.- Мы живем в России.
У.- Россия- это наша Родина. Мы – Россияне.
Дети читают стихи о Родине.
Что такое Родина?
Все, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть выходит солнце
Над Отчизной нашей,
Нет любимей Родины,
И милей, и краше.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна-
Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна!
У.- Всегда ли наша страна жила мирно?
Д.- Нет, не всегда. Мы читали книги и смотрели фильмы. Наши предки – славяне постоянно боялись, что нападут на них враги, разорят поселения, заберут все, что накоплено.
У.- От кого защищали наши предки свои земли?
Д.- От монголо-татар, шведов, немецких рыцарей.
У.- В былинах сохранились предания о подвигах русских богатырей. Сможете назвать их имена?
Д.- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка.
У.- Открываем первую страницу устного журнала “Богатырская”. Перед вами портреты русских богатырей, иллюстрации их ратных подвигов. Историки точно знают, что хотели бы сказать нам – потомкам славные предки.
Аудиозапись:
Здравствуйте, славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас.
Голос российской истории- громкий!
С нас начинался великий сей глас.
Мы по крупицам Русь собирали,
Державу великую мы создавали.
Немало врагов повидать нам пришлось!
У.- Ребята, как вы понимаете слово богатырь.
Д.- Это сильный, большого роста человек.
У.- Только ли сильный?
Д.- Богатыри – смелые, добрые, честные, умные.
У.- Так каким же должен быть настоящий Защитник Отечества.
Д.- Думаю, что сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным…
У.- Следующая страница журнала “За Русь, за православную веру”. Высказывания выдающихся наших предков передавались из поколения к поколению.
Вспомните, кому принадлежат слова.
Аудиозапись:
“Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет”
Д.- Александру Невскому.
У.- Прошло более семи веков, когда жил князь А. Невский. От своего отца он принял обязанность защищать и охранять русскую землю, веру православную. Дружина князя разгромила шведов на реке Неве, войско немецких рыцарей на Чудском озере. Народ стал называть его “солнцем земли Русской”. В городе Старый Оскол православный храм освящен в честь героя Невской битвы. А. Невский является покровителем нашего города.
Стихотворение читает ученик.
Русь
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга.
За тебя в нужде сложить голову.
У.- Чьи портреты вы видите?
Д.- Д. Донского и С. Радонежского.
Аудиозапись:
“Всякий русский человек свято любит Родину, защищает ее. Святой благоверный князь Д. Донской и святой преподобный С. Радонежский были защитниками Руси. Они помогли сплотить всех людей для защиты Отечества от полчищ татарского хана Мамая. Соединила людей любовь к Родине, православная вера.”
У.- Славяне отличались отвагой, смекалкой, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили “Да будет мне стыдно!” И слова своего не нарушали. Все это отразилось в пословицах.
Предлагаю вам игру “Историческое лото”. Я читаю начало пословицы, а вы должны завершить ее.
1. Не силой борются, | 2 - …а товарища выручай. |
2. Сам пропадай, | 4 -…там победа. |
3. Лучше смерть, | 5 -…но не сходи. |
4. Где смелость | 1 - а умением. |
5. С родной земли-умри, | 3 - чем позор. |
У.- О каких испытаниях, выпавших на долю нашего народа, говорится в этих строках?
Без малого четыре года гремела грозная война.
И вот уже у стен Рейхстага ожесточенный бой кипит.
Советских воинов отвага в последней схватке победит.
Д.- О Великой Отечественной войне с Германией.
У.- Какую славную дату мы отмечаем 9 мая?
Д.- День Победы.
Стихотворение читает ученик.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Прошла война, ушла война,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, и наших внуков внуки.
У.- Откроем новую страницу устного журнала. Здесь мы будем вспоминать героев ВОВ 1941-1945 г., сражавшихся на Белгородской земле, наших земляков.
Герой не думает о себе. Силу духа, свой ум, а порой и жизнь отдает служению Отечеству.
Такими были герои войны. Назовите их имена.
(Рассказы детей об участниках войны)
Рассказ о герое войны читает будущий кадет Шитов Назар: “Летчик, Герой Советского Союза, 6 июня 1943 года в небе на Курской дуге совершил беспримерный подвиг. Гвардии старший лейтенант сбил 9 немецких бомбардировщиков. Такой победы в одном бою не одерживал ни один пилот. Из этого боя он не вернулся. На месте его гибели в хуторе Зоринские дворы Ивнянского района Белгородской области установлен бронзовый бюст героя.”
У.- О каком летчике, погибшем в Белгородском небе этот рассказ?
Д.- Этот рассказ о подвиге Героя Советского Союза летчика Александра Горовца.
У.- Открываем дедушкин альбом семьи Лихачевых.
Д.- А я хочу рассказать о своем деде, защитнике Севастополя.
Рисунок 2
Саша Лихачева с портретом, наградой прадедушки Лихачева М.П. и ветераном Великой Отечественной войны Боевым М.И.
“В июне 1945 года моего прадедушку призвали на военную службу. Дома остались жена, дети. Под дождем и палящим солнцем прошагал мой прадед за три года сотни фронтовых дорог. С войны он прислал много писем. Теперь бабушка Маруся перечитывает их мне. Многие строки я хорошо запомнила: “Маруся, сообщаю тебе, что я жив и здоров, выполняю все, что от меня требуется, не считаюсь ни с какими трудностями, и все силы отдаю служению нашей Родине. Это и моя задача – освобождать русскую землю от врагов…”
Чтец.
Он шел с винтовкой в пламени и гуле,
Он доты и траншеи штурмовал.
Он жить хотел, но вражеская пуля
Солдата уложила наповал.
Учитель. Продолжит рассказ Саши ее папа Алексей Викторович Лихачев. “В мае 1944 года мой дед участвовал в жестоких боях за освобождение города Севастополь. Не дожил Михаил Павлович до Победы, 12 мая 1944 года он погиб. Я горжусь своим дедом и стараюсь жить так, чтобы он мог гордиться своими внуками и правнуками.”
На экран проектируется фотографии и документы из архива семьи Лихачевых.
Последняя страница нашего журнала: “Виктория” - кадетский корпус школы № 19.
У.- Сколько лет нашему корпусу?
Д.- Кадетскому корпусу “Виктория” 10 лет.
У.- С первого класса мальчики нашей школы стремятся учиться в кадетских классах. За тем продолжают образование в военных институтах.
Чтобы выстоять, победить, какими качествами должен обладать Защитник Отечества?
Я прочитаю слова, которые определяют характер человека. Выберете только те, которые по вашему мнению можно отнести к Защитнику Отечества.
Смелый, ленивый, храбрый, трусливый, мужественный, робкий, верный, справедливый, мудрый, добрый.
Д.- Смелый, храбрый, мужественный, верный, справедливый, мудрый, добрый.
У.- Кадеты нашей школы, выпускники военных институтов хранят традиции, завещанные дедами, прадедами. Сегодня у нас в гостях ученик 10-к класса Е. Шолохов.
(Выступление кадета Е. Шолохова.)
У.- На уроках чтения, окружающего мира, православной культуры стремимся узнать новое из истории Отечества, изучаем ее символы – гимн, герб, флаг.
Дети исполняют танец: “Флаг России”
К воспитанникам обращается ветеран, участник битвы на Курской дуге Боев М.И.:
Ну что, кадет, продолжишь славу дедов?
Д.- Готов России доблестно служить!
У.- Никогда не угасала в наших предках память о подвигах во славу Отечества. Верю, что каждый из вас будет следующим в строю Богатырей, Защитников России. Ведь никто из нас не начало, мы все- продолжение истории.