Внеклассное мероприятие "Поклонимся великим тем годам"

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассное мероприятие “Поклонимся великим тем годам”

“Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”

А.С.Пушкин

Рисунок 1

Цель:

  • создать условия для ознакомления младших школьников с историческими событиями малой и большой Родины, подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны, приобщать к истории своей семьи, школы, кадетского корпуса;

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма на примерах подвигов своих земляков;
  • развивать творческие способности обучающихся через продуктивные задания.

Оборудование:

  • плакат с изображением одежды и вооружения русского воина, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, плакат “Старооскольцы - Герои Советского Союза”, фотографии родственников учащихся – участников Великой Отечественной Войны, фотографии военных – выпускников школы № 19, аудиозапись, карточки с пословицами.

Ход мероприятия.

I. Вступительная беседа (подводящий диалог)

У.- Сегодня классный час “Поклонимся великим тем годам”

пройдет в форме устного журнала.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Д.- О героях, о воинах, о защитниках, о Родине, о славе.

У.- Подберите слова – синонимы к слову Родина.

Д.- Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна.

Родина Отечество Отчизна

У.- Все эти слова близки по своему значению. А что же они обозначают?

Д.- Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, где живут его родные, место, где жили его предки.

У.- В какой стране мы живем?

Д.- Мы живем в России.

У.- Россия- это наша Родина. Мы – Россияне.

Дети читают стихи о Родине.

Что такое Родина?
Все, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть выходит солнце
Над Отчизной нашей,
Нет любимей Родины,
И милей, и краше.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна-
Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна!

У.- Всегда ли наша страна жила мирно?

Д.- Нет, не всегда. Мы читали книги и смотрели фильмы. Наши предки – славяне постоянно боялись, что нападут на них враги, разорят поселения, заберут все, что накоплено.

У.- От кого защищали наши предки свои земли?

Д.- От монголо-татар, шведов, немецких рыцарей.

У.- В былинах сохранились предания о подвигах русских богатырей. Сможете назвать их имена?

Д.- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка.

У.- Открываем первую страницу устного журнала “Богатырская”. Перед вами портреты русских богатырей, иллюстрации их ратных подвигов. Историки точно знают, что хотели бы сказать нам – потомкам славные предки.

Аудиозапись:

Здравствуйте, славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас.
Голос российской истории- громкий!
С нас начинался великий сей глас.
Мы по крупицам Русь собирали,
Державу великую мы создавали.
Немало врагов повидать нам пришлось!

У.- Ребята, как вы понимаете слово богатырь.

Д.- Это сильный, большого роста человек.

У.- Только ли сильный?

Д.- Богатыри – смелые, добрые, честные, умные.

У.- Так каким же должен быть настоящий Защитник Отечества.

Д.- Думаю, что сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным…

У.- Следующая страница журнала “За Русь, за православную веру”. Высказывания выдающихся наших предков передавались из поколения к поколению.

Вспомните, кому принадлежат слова.

Аудиозапись:

“Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет”

Д.- Александру Невскому.

У.- Прошло более семи веков, когда жил князь А. Невский. От своего отца он принял обязанность защищать и охранять русскую землю, веру православную. Дружина князя разгромила шведов на реке Неве, войско немецких рыцарей на Чудском озере. Народ стал называть его “солнцем земли Русской”. В городе Старый Оскол православный храм освящен в честь героя Невской битвы. А. Невский является покровителем нашего города.

Стихотворение читает ученик.

Русь

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга.
За тебя в нужде сложить голову.

У.- Чьи портреты вы видите?

Д.- Д. Донского и С. Радонежского.

Аудиозапись:

“Всякий русский человек свято любит Родину, защищает ее. Святой благоверный князь Д. Донской и святой преподобный С. Радонежский были защитниками Руси. Они помогли сплотить всех людей для защиты Отечества от полчищ татарского хана Мамая. Соединила людей любовь к Родине, православная вера.”

У.- Славяне отличались отвагой, смекалкой, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили “Да будет мне стыдно!” И слова своего не нарушали. Все это отразилось в пословицах.

Предлагаю вам игру “Историческое лото”. Я читаю начало пословицы, а вы должны завершить ее.

1. Не силой борются, 2 - …а товарища выручай.
2. Сам пропадай, 4 -…там победа.
3. Лучше смерть, 5 -…но не сходи.
4. Где смелость 1 - а умением.
5. С родной земли-умри, 3 - чем позор.

У.- О каких испытаниях, выпавших на долю нашего народа, говорится в этих строках?

Без малого четыре года гремела грозная война.
И вот уже у стен Рейхстага ожесточенный бой кипит.
Советских воинов отвага в последней схватке победит.

Д.- О Великой Отечественной войне с Германией.

У.- Какую славную дату мы отмечаем 9 мая?

Д.- День Победы.

Стихотворение читает ученик.

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Прошла война, ушла война,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, и наших внуков внуки.

У.- Откроем новую страницу устного журнала. Здесь мы будем вспоминать героев ВОВ 1941-1945 г., сражавшихся на Белгородской земле, наших земляков.

Герой не думает о себе. Силу духа, свой ум, а порой и жизнь отдает служению Отечеству.

Такими были герои войны. Назовите их имена.

(Рассказы детей об участниках войны)

Рассказ о герое войны читает будущий кадет Шитов Назар: “Летчик, Герой Советского Союза, 6 июня 1943 года в небе на Курской дуге совершил беспримерный подвиг. Гвардии старший лейтенант сбил 9 немецких бомбардировщиков. Такой победы в одном бою не одерживал ни один пилот. Из этого боя он не вернулся. На месте его гибели в хуторе Зоринские дворы Ивнянского района Белгородской области установлен бронзовый бюст героя.”

У.- О каком летчике, погибшем в Белгородском небе этот рассказ?

Д.- Этот рассказ о подвиге Героя Советского Союза летчика Александра Горовца.

У.- Открываем дедушкин альбом семьи Лихачевых.

Д.- А я хочу рассказать о своем деде, защитнике Севастополя.

Рисунок 2

Саша Лихачева с портретом, наградой прадедушки Лихачева М.П. и ветераном Великой Отечественной войны Боевым М.И.

“В июне 1945 года моего прадедушку призвали на военную службу. Дома остались жена, дети. Под дождем и палящим солнцем прошагал мой прадед за три года сотни фронтовых дорог. С войны он прислал много писем. Теперь бабушка Маруся перечитывает их мне. Многие строки я хорошо запомнила: “Маруся, сообщаю тебе, что я жив и здоров, выполняю все, что от меня требуется, не считаюсь ни с какими трудностями, и все силы отдаю служению нашей Родине. Это и моя задача – освобождать русскую землю от врагов…”

Чтец.

Он шел с винтовкой в пламени и гуле,
Он доты и траншеи штурмовал.
Он жить хотел, но вражеская пуля
Солдата уложила наповал.

Учитель. Продолжит рассказ Саши ее папа Алексей Викторович Лихачев. “В мае 1944 года мой дед участвовал в жестоких боях за освобождение города Севастополь. Не дожил Михаил Павлович до Победы, 12 мая 1944 года он погиб. Я горжусь своим дедом и стараюсь жить так, чтобы он мог гордиться своими внуками и правнуками.”

На экран проектируется фотографии и документы из архива семьи Лихачевых.

Последняя страница нашего журнала: “Виктория” - кадетский корпус школы № 19.

У.- Сколько лет нашему корпусу?

Д.- Кадетскому корпусу “Виктория” 10 лет.

У.- С первого класса мальчики нашей школы стремятся учиться в кадетских классах. За тем продолжают образование в военных институтах.

Чтобы выстоять, победить, какими качествами должен обладать Защитник Отечества?

Я прочитаю слова, которые определяют характер человека. Выберете только те, которые по вашему мнению можно отнести к Защитнику Отечества.

Смелый, ленивый, храбрый, трусливый, мужественный, робкий, верный, справедливый, мудрый, добрый.

Д.- Смелый, храбрый, мужественный, верный, справедливый, мудрый, добрый.

У.- Кадеты нашей школы, выпускники военных институтов хранят традиции, завещанные дедами, прадедами. Сегодня у нас в гостях ученик 10-к класса Е. Шолохов.

(Выступление кадета Е. Шолохова.)

У.- На уроках чтения, окружающего мира, православной культуры стремимся узнать новое из истории Отечества, изучаем ее символы – гимн, герб, флаг.

Дети исполняют танец: “Флаг России”

К воспитанникам обращается ветеран, участник битвы на Курской дуге Боев М.И.:

Ну что, кадет, продолжишь славу дедов?

Д.- Готов России доблестно служить!

У.- Никогда не угасала в наших предках память о подвигах во славу Отечества. Верю, что каждый из вас будет следующим в строю Богатырей, Защитников России. Ведь никто из нас не начало, мы все- продолжение истории.