О побудительной силе игрового мотива, об исключительно важном значении игры для общего психического развития ребенка-дошкольника не раз писалось в психолого-педагогической литературе.
Сейчас очень много шестилетних детей поступают в первый класс, а ведь это и есть “недоигравшие” дошкольники.
Самый легкий путь таких школьников к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму.
Главная задача добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной.
Работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы помочь детям с речевыми проблемами быстрее адаптироваться в школе. Их трудности в учебном процессе очевидны. И первостепенной задачей надо иметь в виду развитие учебных навыков и интереса к самому учебному процессу.
В работе я очень часто использую сказки. Если надо сочинить сказку, то это не составляет мне труда – сочиняю. Главное в моей работе не быть скучной и помочь ребенку справиться с трудностями.
Как ни странно, но согласные звуки и буквы дети запоминают быстрее (особенно яркоокустические – М, Л, Р), а с гласными возникает проблема.
Дело в том, что дети путают гласные звуки и буквы, а отсюда и ошибки на письме и при чтении.
Я решила “оживить” гласные звуки и придать им индивидуальность (зрительно и акустически).
Гласных звуков шесть – пусть это будет деревня (потом к ним добавятся йотированные гласные буквы – Я, Ю, Е, Ё). Согласных звуков гораздо больше – это город.
Но сейчас речь пойдет только о гласных звуках.
Для соединения речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики в качестве физкультминутки используется фонетическая ритмика. Двигательные упражнения помогают формировать слуховое внимание, уточняют артикуляцию и активизируют произноситильные навыки.
Цели урока:
- развивать фонематический слух детей;
- уточнить артикуляцию гласных звуков, учить оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании гласных звуков – А, У, О, Э, Ы, И, связывая эти ощущения с тем, что они при этом слышат;
- акцентировать внимание детей на понятие “ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ”;
- формировать навыки анализа и синтеза слогов.
Материал для урока:
- раздаточный материал – индивидуальные зеркальца для наблюдения за артикуляционным аппаратом, набор фигур (кружок, кружок поменьше, овал, полкружочка, “улыбка”), полоска бумаги разделенная на три равные части – схема понятия “СЛОВО”, квадратики красного цвета;
- демонстрационный материал – пособие “ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ” см. рисунок 1, 2, 3, 4, 5, 6;
- предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
За парту сядет тот, кто вспомнит слова начинающиеся на звук “А”, “У”, “О”, “И”, “Э”.
Знайте, нет совсем УВЫ слов на гласный звук “Ы”.
2. Основная часть.
Логопед:
Чтоб хорошо уметь читать
Надо всё про звуки знать.
С гласных надо начинать
Выучи их все на пять.
Мы представим, что у звуков города, деревни есть
И начнем, конечно, с гласных. Их по счёту ровно шесть:
А, У, О, Э, Ы, И.
Вот в деревне расчудесной
Звонкой, в розовых тонах
Девочки в красивых платьях
Со звоночками в руках.
С утра до вечера поют,
Звенят, поют их голоса
И гласными их все зовут
Без них никак нельзя.
/На доске – пособие “Гласные звуки” – домики с девочками в красных платьях со звоночками в руках, на домиках геометрические фигуры
Сейчас зайдем мы в первый дом
“А” хозяйничает в нем.
Рот свободно открывает,
Громко песни распевает.
Дети одной рукой держат зеркальце, смотрят и произносят плавно и долго звук “А”.
Другой рукой охватывают горло, для того, чтобы ощутить вибрацию голосовых связок.
Постучимся к гласной “У”,
Ротик, сложенный в трубу.
Дети смотрят в зеркальце и пропевают – “У”, рука на горлышке.
Вот открытое окно
Нас встречает гласный “О”.
Рот, как в хоре, открывает,
Тоже что-то напевает.
Дети смотрят в зеркальце и пропевают – “О”, рука на горлышке.
“Э” поет как будто эхо
Тут уж, братцы, не до смеха:
Ротик круглый, будто точка,
Растянулся в полкружочка.
Дети смотрят в зеркальце (контролируют артикуляцию и вибрацию горла).
К гласной “Ы” теперь пойдем
Вместе с ней мы пропоем.
Рот растянем, как овал,
Что споткнулся и упал.
Дети смотрят в зеркальце (контролируют артикуляцию и вибрацию горла).
Гласный “И” всех веселей
И улыбка до ушей.
Дети смотрят в зеркальце (конролируют артикуляцию и вибрацию горла).
3. Физкультминутка.
Логопед: Давайте пропоем гласные звуки. Повторяйте за мной.
Логопед показывает, дети вместе с движением на выдохе произносят звуки.
(Исходное положение: стоя ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, кулаки вместе.
А – развести руки в стороны-вниз;
У – руки вперед;
О – руки через стороны вверх;
Э – ладони наружу – развести в стороны;
Ы – резко выбрасывать руки с указательным пальцем ТЫ-ТЫ-ТЫ, МЫ-МЫ-МЫ
Исходное положение для звука “И” – стоя ноги вместе, руки согнуты в локтях, локти в стороны и чуть вверх, кулаки разведены
И – указательные пальцы вверх и подняться на носочки, руки поднять вверх).
4. Правило.
Логопед: Что вы заметили, когда смотрелись в зеркальце?
Ответы детей: Рот открывался по-разному.
Логопед: Совершенно верно. Когда мы произносим “ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ”, то рот открывается каждый раз иначе.
У девочек в платьицах красных
По-разному рот открывается,
И только поэтому разные
Звуки у них получаются.
Давайте выучим правило, которое поможет нам отличать гласные звуки от согласных. (Правило произносится хором за логопедом)
Рот открыт – на эти слова поднимается большой палец руки
Язык не мешается – дети показывают указательный палец
Горлышко поет (голосит) – дети показывают безымянный палец
5. Дидактические игры на закрепление материала.
5.1. Отгадайте, какой звук я хочу произнести. Отгадайте и звук включайте.
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
(Предложить детям “загадать” звук соседу по парте)
5.2. Упражнение “Найди место звука в слове”.
Логопед: Предлагаю искать гласные звуки в начале, в середине или в конце слов.
У слов есть начало – первый звук, конец – последний звук, все остальные звуки находятся в середине. Какой звук вы хотите искать?
Например, дети предложили звук “О”.
Логопед произносит слова со звуком “О”, а дети на схеме “СЛОВО” отмечают его красным квадратом.
(По желанию детей также продолжать упражнение с другими гласными звуками. Можно усложнить задание, предложив слово с двумя одинаковыми звуками. Например: КЕНГУРУ – дети находят звук “У” в середине и в конце)
5.3. Дидактическая игра “Какой звук пропел?”
Логопед: Предлагаю поиграть, гласные звуки в словах поискать.
Игра называется “Какой звук пропел?” Вы должны узнать звук и показать фигуру.
Например: Ум – дети поднимают маленький кружок, который обозначает “У”.
(Предложить детям загадать короткие слова)
Игра продолжается, но усложняется. Теперь в словах будут “прятаться” два или три гласных звука.
Есть слова с одним лишь слогом
Их короче не найти: УМ, МАК, УЖ, СУК…
В них один лишь гласный звук.
А слова ТРА-ВА и КОШ-КА
Будут подлинней немножко
Гласных звука в слове два
Ну и слога тоже два.
Есть слова, где звуков много.
Звуки гласные считай
Рот пошире открывай.
Можно слоги прошагать, простучать, прохлопать,
Хочешь пальцы посчитай, рот откроешь – загибай.
(Дети находят гласные звуки в словах и
выкладывают фигуры, их обозначающие на парте).
Например: лУнА
УлИткА и т.п.
5.4. Подвижная игра “Найди свой домик”.
Дети по желанию выбирают фигуру, обозначающую тот или иной звук.
Выбираются дети-ведущие, у которых в руках картинка. Ведущие показывают, что нарисовано на карточке и дети с фигурами бегут к своему “домику”.
Например: Экскаватор – все с фигурой подходят к этому ведущему.
Арбуз – с фигурой подходят к своему домику и т.п.
5.5. Дидактическая игра “Угадай слово”.
Логопед: Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо поставить к нему первый звук. Отгадывать слова вам помогут картинки на доске: …пельсин, …тюг, …ндюк, …кскаватор и т.д. (апельсин, утюг, индюк, экскаватор).
5.6. Дидактическая игра “Живые звуки” (АУ, УА, ИА).
6. Подведение итогов.