Цели:
- Обобщить знания детей по разделу и вызвать интерес к содержанию и героям, желание прочитать произведение полностью.
- Развивать фантазию ребенка, творческие способности, устную связную речь детей.
- Воспитывать любовь к книге.
Оборудование:
- книги – сказочные повести;
- волшебный ключик;
- рисунки сказочных человечков и зверюшек;
- творческие работы детей;
- шкатулка с оценками;
- карточки с буквами;
- таблички с названием сказочных повестей и их авторов;
- атрибуты Мальвины и Буратино для сценки;
- плакат “План характеристики Бильбо”;
- выставка поделок сказочных человечков.
Методическая литература:
1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. -М.: Баласс, 2004.
2. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. -М. : “Баласс”, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели(справочник для учителей и родителей). Приложение к книгам для чтения серии “Свободный ум” Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой – М., “Баласс”, “С-Инфо”, 1995.
План урока.
I. Оргмомент.
II. Объявление темы и постановка целей урока
III. Проверка домашнего задания: разгадывание кроссворда.
IV. Повторение пройденного и обобщение полученных знаний по разделу.
Путешествие по секторам “Поля чудес”:
1 сектор – Туве Янссон. Шляпа Волшебника:
а) ответы на вопросы учителя;
б) рассказы детей о Муми-троллях;
в) творческое задание по произведению;
2 сектор – Д.Р.Р. Толкин. Хоббит:
а) чтение про себя;
б) ответы на вопросы;
в) составление характеристики Бильбо по плану.
3 сектор – Алан Милн. Винни-Пух:
а) пересказ от лица персонажа;
б) выразительное чтение и пение песенок Винни-Пуха.
V. Физкультминутка:
1) загадка;
2) выполнение упражнений.
4 сектор – А. Толстой. Приключения Буратино.
а) характеристика Буратино и Мальвины;
б) чтение по ролям отрывка “Мальвина и Буратино завтракают”.
5 сектор – Дж. Родари. Приключения Чиполлино.
а) стихотворение, работа над содержанием;
б) выразительное чтение отрывка “цепочкой”;
в) реклама книги.
6 сектор – А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.
а) ответы на вопросы;
б) выборочное чтение;
в) авторская характеристика и самохарактеристика главного героя.
7 сектор – Классификация сказочных героев.
VI. Домашнее задание: викторина, с. 180.
VII. Подведение итогов. Оценки – призы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Объявление темы и постановка целей урока.
1. Вступительное слово.
- Мы закончили работу над 2 разделом учебной книги, который называется “ Сказочные человечки”. Он включает в себя отрывки из произведений – сказочных повестей Туве Янссон и Дж. Р. Р. Толкина, А. Милна и А. Толстого, Д. Родари и А. Лингрен. Их объединяет то, что герои их – волшебные человечки или зверюшки – плод фантазии авторов.
2. Объявление темы и постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы вспомним главных героев этих произведений, их характеры и поступки, и обобщим наши знания, проявим свою фантазию и творчество
III. Проверка домашнего задания.
- Чтобы попасть на Поле чудес и получить ключ от волшебной дверцы, домовой Афанасий предлагает разгадать веселый кроссворд “Узнай сказочного героя”. Этот кроссворд вы разгадывали дома. Проверим.
По вертикали:
1. При встрече с этим героем все сразу же начинают плакать.
По горизонтали:
2. Этот герой ради спасения своего друга не пожалел своего подарка.
3. Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден стал сделаться отважным путешественником.
4. Кто от всех болезней лечился сладостями?
5. А этот человек отлично плавает, не боится воды, но для него нет ничего опаснее, чем огонь очага.
6. Герой, который в самый неподходящий момент начинает читать стихи.
- Хорошо узнали сказочных героев. Получив волшебный ключик, попадаем на поле чудес.
IV. Повторение пройденного и обобщение полученных знаний.
- Итак, как вы догадались, нашим ведущим будет младший домовой Афанасий Федорович. Ребята принесли на Поле чудес подарки – свои творческие работы. Путешествуя по страницам сказочных повестей, мы много узнали. Сегодня вы проявите свою фантазию, смекалку. За лучшие ответы призы – хорошие оценки. Успешно выполнив задания каждого сектора, мы будем иметь право открыть 1 букву зашифрованного здесь слова.
1 сектор Туве Янссон “Шляпа Волшебника”
- Туве Янссон – финская писательница, придумала своих сказочных человечков – муми-троллей и сделала их добрыми и веселыми. Она даже сама нарисовала их портреты.
- Вспомните, кто такие муми-тролли? Где они живут? Расскажите о быте семьи муми-троллей? Любят ли они путешествовать?
(Муми-тролли – маленькие человечки, живут в своем сказочном реальном мире – Муми-доле, похожи на детей поведением, разговорами, играми, отношением с друзьями. Они любознательны, добры, справедливы, любят путешествовать, творить, фантазировать. Они не любят холода и темноты, впадают в спячку на 3 месяца. Для этого набивают желудок хвойными иголками.)
- Что нашли Муми-тролль, Снусмумрик и Сниф после
зимней спячки? (Шляпу Волшебника)
Почему черный цилиндр оказался волшебным? (Всякая вещь, если она достаточно долго пролежит в шляпе Волшебника, превращается в нечто совершенно иное: яичные скорлупки, брошенные в шляпу, превратились в 5 маленьких круглых тучек; Муми-папа, примерив шляпу, заработал легкую головную боль) - Ребята, представьте себе, что в шляпу Волшебника попали монетка, одежная щетка, зеркальце. Расскажите, во что они могли превратиться? (Ответы детей)
- Вопросы 1 сектора исчерпаны. Открываем букву.
Домовой Афанасий предлагает выполнить задания 2 сектора.
2 сектор. Дж. Р.Р.Толкин. Хоббит
- Английский писатель и ученый, профессор Оксфордского университета Джон Роналд Руэл Толкин придумал для детей страну Средиземье, ее героев и их приключения.
- Кто такие хоббиты? Прочитайте про себя отрывок и ответьте на вопрос.
- Каким вы представляете себе Бильбо Бэггинса? Расскажите о его характере по плану:
- Внешний вид.
- Где жил Бильбо.
- Его привычки, любимые занятия.
- Каким мы увидели Бильбо в трудных ситуациях.
- Как относится к хоббиту Бильбо автор.
- Что тебе самому больше всего нравится в этом сказочном герое?
(Жил в норке, любил проводить летние дни на воздухе, мечтал о беконе, яйцах и жареном хлебе; храбрый, беспощадный (убил гигантского паука в темноте в одиночку). Счастье сопутствует ему с рождения. Умеет бесшумно ступать. Имел волшебное кольцо. Недурно метал камни: мальчиком много упражнялся. Став взрослым (~50 лет), метал кольца, дротик, стрелял по прутику, играл в кегли, шары, пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал, пел песни – дразнилки, сочинял их экспромтом)
- Почему волшебник Гендальф решил послать именно Бильбо Бэггинса вместе с гномами освободить гору от дракона? (Считает, что Бильбо сможет помочь гномам)
- С заданиями справились. Молодцы! Открываем букву.
3 сектор А. Милн. Винни-Пух
- Эту сказку пересказал для ребят писатель Б. Заходер, т. е. взял героев сказки А. Милна, их характеры, а многие события, приключения, которые с ними происходят, придумал сам, и получилось, что у одной сказки как бы два автора.
- Какая история развеселила нас в прочитанном отрывке? (Как Пух и Пятачок ловили Буку)
Попробуем рассказать их историю от имени
Пятачка, от имени Винни – Пуха так, чтобы были
видны их характеры. (Пересказ от лица
персонажа).
V. Рекламная пауза.
- Угадайте, кто ее проведет?
Загадка.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган…
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик или Приключения Буратино”, Буратино)
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел-
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
4 сектор. А. Толстой. Приключения Буратино
- Почему Буратино – один из самых любимых героев детских книг вот уже много лет? (Характеристика Буратино)
- Что вы можете сказать о Мальвине? Как она выглядит, как себя ведет, как говорит? (Ответы детей)
- Представьте себе, что вам нужно разыграть сцену “Мальвина и Буратино завтракают”.
Постарайтесь при чтении передать характеры
Мальвины и Буратино. (Три человека читают по
ролям, остальные следят за чтением).
5 сектор. Д. Родари. Приключения Чиполлино
- Имя, какого сказочного человека похоже на Буратино? (Чиполлино)
- Почему их имена так похожи? (Они оба родом оба из итальянской сказки)
Фруктово-огородная страна
В одной из книжек – сказок есть она.
А в ней герой- мальчишка овощной
Он храбрый, справедливый, озорной.
- Что объединяет героев этой страны? (Большинство – овощи и фрукты)
- Какой эпизод подтверждает эту характеристику Чиполлино? (О том, как Чиполлино одурачил пса Мастино, которому очень хотелось пить)
- Прочитайте выразительно отрывок из 3 главы “цепочкой”.
- Многим ребятам, понравилась эта книга, и они написали пожелание тем ребятам, которые ее не читали, почему они рекомендуют прочитать эту книгу (реклама книги).
- Молодцы. Открываем еще одну букву, все задания выполнены. Домовой Афанасий приглашает всех в 6 сектор.
6 сектор. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше
- Что делает повесть веселой? (Ответы детей)
- Чем необычен Карлсон? (Ответы детей)
- Зачитайте отрывок, в котором описано, как Малыш впервые увидел Карлсона?
- Какую характеристику дает автор? (Толстенький, самоуверенный человек, с важным и достойным видом, ребячливый)
- Самохарактеристика? (Мужчина в самом расцвете сил, в меру упитанный)
- Почему его любил Малыш? (Был одинок, его не понимали в семье, желание иметь веселого друга, необходимость в общении, потребность позабавиться) Открываем следующую букву.
7 сектор. Игра – классификация
Давайте, разделим всех сказочных героев на группы:
- добрые и злые;
- герои, которых писатели придумали сами, и герои, которых взяли из народных сказок. (Ответы детей)
Открываем последнюю букву. Читаем хором расшифрованное слово. (Спасибо)
VI. Домашнее задание.
- Ответить на вопросы викторины на с. 180.
VII. Подводим итоги, получаем оценки.
- Кто из сказочных человечков понравился вам больше всего? Почему?
- Подумайте, чем похожи Буратино, Карлсон, Винни-Пух? Правда, у них много общего.
- Прочитайте хором слова с плаката:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И нельзя на свете
Нам прожить без них.
Оценки за работу на уроке ученики получают из “волшебной” шкатулки.
Молодцы!