М.М. Пришвин. Краткий рассказ о жизни и творчестве "Моя Родина". Значение "малой Родины" для человека

Разделы: Начальная школа


Уроки чтения в начальной школе являются первой ступенью литературного образования младших школьников. На материале доступных детям рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества они учатся понимать содержание и главную мысль прочитанного, поступки и мотивы поведения героев, учатся давать оценку о прочитанном, видеть авторское отношение к событиям и героям. Дети получают представление об языке художественных произведений, его изобразительных средствах. У них развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, обогащается и активируется речь.

Программы по литературному чтению в начальной школе не выделяют специальное время на изучение произведение донских авторов. Вместе с тем, включение в программу для чтения регионального компонента имеет большую ценность в воспитании патриотического отношения к своему Донскому краю, уважения к историческим народным традициям, бережного отношения к природным богатствам.

Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности. И чтобы по достоинству оценить это настоящее необходимо знать историю, из которой мы берем не пепел, а огонь, то есть то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства.

Новое содержание литературного образования в начальной школе не может состояться без чтения художественной литературы нашего края или о нашем крае, без изучения жизни и творчества тех писателей, которые здесь жили.

Новые установки литературного образования требуют системного подхода к изучению региональной литературы. Всем знакомы изречения: «Без прошлого нет будущего», «Без предков нет настоящего». У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живет. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни матери, того уголка, где живут дети. Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Спросите у детей, кто из них хочет отправиться в путешествие, и поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому. Как сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно – воспитательного процесса?

Для этого я в своей работе применяю разработки нестандартных уроков «Заочные путешествия по родному краю». Цели и задачи этих уроков:

- пробудить чувство гордости к родному краю, любовь к природе; помочь маленькому человеку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной и творческой деятельности;

- познакомить с историческим прошлым края, его культурой, природой, экономикой;

Весь накопленный материал применяется на уроках ознакомления с окружающим миром и литературного чтения, реализуется он в трех содержательных блоках:

«Природа Донского края»

- Ростов – на – Дону – столица Донского края;

- Мое село;

- Улица, на которой я живу;

- Растительный и животный мир Ростовской области;

- Экологические проблемы области и села;

«История и культура Дона»

- Как мы узнаем о далеком прошлого нашего края;

- Появление казачьих городов;

- Быт и культура казаков;

-Дон в изображении художников;

- Мы знаем своих героев;

«Дон литературный»

-Народное творчество Дона (пословицы, поговорки, казачьи байки)

-Сказка ходит по станицам;

-Дон, воспетый в поэзии русских классиков;

-Творчество писателей Дона;