Цели:
- Обобщить знания о событиях войны 1812 года.
- Закрепить знания о героях Отечественной войны 1812 года, понимание героизма народа в войне 1812 года.
- Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.
- Показать взаимосвязь между реальной жизнью и сюжетами книг, картин художников.
- Показать межпредметные связи урока истории с уроками математики, музыки, рисования, краеведения, чтения, русского языка.
- Воспитывать чувство товарищества, любовь к Родине, интерес к истории.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение целей урока.
- Уточнение представлений о русской армии начала 19 века.
- Составление кратких сообщений о событиях войны.
- Физическая минутка.
- Закрепление знаний о героях Отечественной войны.
- Решение исторического кроссворда.
- Чтение стихов о войне.
- Песни войны 1812 года.
- Подведение итогов.
-Дорогие гости, представьте, что перед вами курсанты Суворовского училища. Они сдают очередной зачет экспертной комиссии. В ее состав входят преподаватели разных предметов. Комиссия будет оценивать знания, которые получили курсанты, изучая тему “Отечественная война 1812 года” на разных уроках.
15 декабря 1812 года
-Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске.
-Кто помнит, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России).
-Как вы думаете, случайно ли комиссией выбрана дата нашего зачета? (Нет, так как сегодня исполняется 192 годовщина со дня окончания войны 1812 года)
-На уроке мы проследим весь путь, который проделала армия Наполеона по территории России. Важнейшие места будем обозначать на карте с помощью кружочков с числами.
-Итак, какое место, по-вашему, обозначено на карте числом 1? (Река Неман, где армия Наполеона пересекла границу России)
-Найдите это место у себя на карте и обозначьте кружочком с числом 1.
-Вы разделились на отделения. Сейчас мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете.
-Обратите внимание на картины художников, которые неоднократно обращались к теме войны 1812 года. На уроке рисования вы раскрашивали картинки, где были изображены представители различных родов войск войны 1812 года. Лучшие работы представлены на выставке.
-Сейчас вы соберете разрезанную картинку, которую раскрашивали на уроке рисования. А затем определите по ней к какому роду войск вы относитесь.
(Раздать таблички, на которых изображены воины разных родов войск).
-Расскажите, как вы определили, к какому роду войск вы относитесь. (После ответа детей выдаются таблички с названиями команд).
Отряд драгунов |
1 отряд гусаров |
Отряд уланов |
2 отряд гусаров |
-Соотнеси изображение воина, род войск и атрибут, который должен быть у воина.
-Посмотрите вновь на карту. Какое историческое место обозначено на ней числом 2? (Смоленск)
Приложение1.doc
-Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 2.
-Что здесь произошло в 1812 году? (Крупное сражение)
-Перед вами поставлены 4 важные задачи. В ходе обсуждения вы получаете ответ. И с помощью ключа расшифруете часть высказывания. (Выдается каждой команде по 1 карточки с задачами и карточки с ответами, из которых ребята выбирают правильный ответ. В результате получается часть высказывания). Приложение 3.doc
-Дайте краткое сообщение о событиях войны, зачитав ответы на поставленные вопросы.
(Дети делают сообщения)
-Давайте соединим ваши части и посмотрим, какое высказывание получилось.
(Ключ от Москвы взят)
-Чьи это слова?
-Почему так сказал Кутузов?
-Посмотрите вновь на карту. Какое место обозначено число 3. (Бородино).
-Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 3.
-Сейчас мы изобразим, чем занимались солдаты русской и французской армий перед Бородинским сражением.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
-Очень много людей героически сражалось во время Бородинского сражения. Капитаны выберут сейчас портреты героев, а команда угадает кто это. Вам дается минута на обсуждение. Затем вы расскажите нам все, что знаете об этом герое. (Учащиеся рассказывают о героях: Багратионе, Кутузове, Дуровой, Давыдове)
-Какое место на карте отмечено числом 4? (Деревня Фили)
-Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 4.
-Какое важное событие связано с этим местом? (Военный совет генералов)
-Разгадав кроссворд, вы прочитаете слово, которое явилось решением военного совета в деревне Фили.
(Ответы: 1. Россия. 2. Партизаны. 3. Бородинское. 4. Солдат. 5. Кутузов. 6. Ополчение.7. Казанский. 8. Отечественная.)
-Назовите орфограммы, которые встречаются в каждом слове кроссворда.
-В каждом слове кроссворда найдите орфограммы и объясните их написание.
-Какое слово у вас получилось? (отступать)
-Почему такое решение принял Кутузов?
-Какое место на карте отмечено числом 5. (Москва)
-Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 5.
-Что случилось с Москвой во время войны 1812 года?
-На уроках чтения вы познакомились с произведениями, посвященными событиям 1812 года. И сейчас вы прочитаете отрывок из произведения.
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …” - “Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”.
-Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор? (И. А. Крылов “Волк на псарне”)
-Кто скрывается под образами волка и ловчего? (Волк – Наполеон Бонапарт, ловчий – М. И. Кутузов)
-Почему И. А. Крылов выбрал именно эти образы?
-Почему произведение Тютчева, которое не посвящено войне 1812 года, можно отнести к событиям этой войны?
-Обратите внимание на выставку. Здесь представлены книги, из которых можно почерпнуть дополнительные сведения о войне 1812 года. Некоторые из них экранизированы.
-Какие фильмы вы смотрели?
-Посмотрите, какое место на карте отмечено числом 1? (Река Неман)
-Какое событие произошло здесь? (Армия Наполеона была изгнана с территории России)
-Когда у человека хорошее настроение, то ему хочется петь. Сейчас мы с вами исполним песню, которая была придумана русскими людьми во время войны.
-Исполнение песни.
Солдатская песня
Хоть Москва в руках французов,
Это, право, не беда! –
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда.
Вспомним, братцы, что поляки
Встарь, бывали так же в ней,
Но не жирной кулебяки –
Ели кошек и мышей.
Побывать в столице – слава,
Но умеем мы отмщать:
Знает крепко то Варшава,
И Париж то будет знать!
-Чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат?
-Назовите каждый орден и знак, который получила ваша команда.
Рисунок 1.jpg Рисунок 2.jpg Рисунок 3.jpg Рисунок 4.jpg
(1. Орден и знак святого Георгия, 2. Орден и знак святого Андрея Первозванного, 3. Орден и знак Александра Невского, 4. Орден и знак святого Владимира)
-Наш зачет окончен. О чем мы говорили на уроке? (О героях войны, о местах сражений, вспоминали стихи и песни, посвященные событиям 1812 года, о разновидностях войск)
-Комиссия сейчас огласит результаты зачета. (Награждение орденом знатока)
11. Домашнее задание.
-Запишите дома небольшой рассказ о войне 1812 года, сознательно допустив в нем ошибки.