Интегрированный урок (история + математика + чтение + ИЗО) по теме "Обобщение знаний о войне 1812 года"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания о событиях войны 1812 года.
  2. Закрепить знания о героях Отечественной войны 1812 года, понимание героизма народа в войне 1812 года.
  3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.
  4. Показать взаимосвязь между реальной жизнью и сюжетами книг, картин художников.
  5. Показать межпредметные связи урока истории с уроками математики, музыки, рисования, краеведения, чтения, русского языка.
  6. Воспитывать чувство товарищества, любовь к Родине, интерес к истории.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. -Дорогие гости, представьте, что перед вами курсанты Суворовского училища. Они сдают очередной зачет экспертной комиссии. В ее состав входят преподаватели разных предметов. Комиссия будет оценивать знания, которые получили курсанты, изучая тему “Отечественная война 1812 года” на разных уроках.

  4. Уточнение представлений о русской армии начала 19 века.
  5. 15 декабря 1812 года

    -Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске.

    -Кто помнит, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России).

    -Как вы думаете, случайно ли комиссией выбрана дата нашего зачета? (Нет, так как сегодня исполняется 192 годовщина со дня окончания войны 1812 года)

    -На уроке мы проследим весь путь, который проделала армия Наполеона по территории России. Важнейшие места будем обозначать на карте с помощью кружочков с числами.

    Приложение1.doc

    -Итак, какое место, по-вашему, обозначено на карте числом 1? (Река Неман, где армия Наполеона пересекла границу России)

    -Найдите это место у себя на карте и обозначьте кружочком с числом 1.

    -Вы разделились на отделения. Сейчас мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете.

    -Обратите внимание на картины художников, которые неоднократно обращались к теме войны 1812 года. На уроке рисования вы раскрашивали картинки, где были изображены представители различных родов войск войны 1812 года. Лучшие работы представлены на выставке.

    -Сейчас вы соберете разрезанную картинку, которую раскрашивали на уроке рисования. А затем определите по ней к какому роду войск вы относитесь.

    (Раздать таблички, на которых изображены воины разных родов войск).

    -Расскажите, как вы определили, к какому роду войск вы относитесь. (После ответа детей выдаются таблички с названиями команд).

    Отряд драгунов

    1 отряд гусаров

    Отряд уланов

    2 отряд гусаров

    -Соотнеси изображение воина, род войск и атрибут, который должен быть у воина.

    Приложение 2.doc

  6. Составление кратких сообщений о событиях войны.
  7. -Посмотрите вновь на карту. Какое историческое место обозначено на ней числом 2? (Смоленск)

    Приложение1.doc

    -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 2.

    -Что здесь произошло в 1812 году? (Крупное сражение)

    -Перед вами поставлены 4 важные задачи. В ходе обсуждения вы получаете ответ. И с помощью ключа расшифруете часть высказывания. (Выдается каждой команде по 1 карточки с задачами и карточки с ответами, из которых ребята выбирают правильный ответ. В результате получается часть высказывания). Приложение 3.doc

    -Дайте краткое сообщение о событиях войны, зачитав ответы на поставленные вопросы.

    (Дети делают сообщения)

    -Давайте соединим ваши части и посмотрим, какое высказывание получилось.

    (Ключ от Москвы взят)

    -Чьи это слова?

    -Почему так сказал Кутузов?

  8. Физическая минутка.
  9. Приложение1.doc

    -Посмотрите вновь на карту. Какое место обозначено число 3. (Бородино).

    -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 3.

    -Сейчас мы изобразим, чем занимались солдаты русской и французской армий перед Бородинским сражением.

    Прилег вздремнуть я у лафета,
    И слышно было до рассвета,
    Как ликовал француз.
    Но тих был наш бивак открытый:
    Кто кивер чистил весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.

  10. Закрепление знаний о героях Отечественной войны.
  11. -Очень много людей героически сражалось во время Бородинского сражения. Капитаны выберут сейчас портреты героев, а команда угадает кто это. Вам дается минута на обсуждение. Затем вы расскажите нам все, что знаете об этом герое. (Учащиеся рассказывают о героях: Багратионе, Кутузове, Дуровой, Давыдове)

  12. Решение исторического кроссворда.
  13. Приложение1.doc

    -Какое место на карте отмечено числом 4? (Деревня Фили)

    -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 4.

    -Какое важное событие связано с этим местом? (Военный совет генералов)

    -Разгадав кроссворд, вы прочитаете слово, которое явилось решением военного совета в деревне Фили.

    Приложение 4.doc

    (Ответы: 1. Россия. 2. Партизаны. 3. Бородинское. 4. Солдат. 5. Кутузов. 6. Ополчение.7. Казанский. 8. Отечественная.)

    -Назовите орфограммы, которые встречаются в каждом слове кроссворда.

    -В каждом слове кроссворда найдите орфограммы и объясните их написание.

    -Какое слово у вас получилось? (отступать)

    -Почему такое решение принял Кутузов?

  14. Чтение стихов о войне.
  15. Приложение1.doc

    -Какое место на карте отмечено числом 5. (Москва)

    -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 5.

    -Что случилось с Москвой во время войны 1812 года?

    -На уроках чтения вы познакомились с произведениями, посвященными событиям 1812 года. И сейчас вы прочитаете отрывок из произведения.

    Пустился мой хитрец
    В переговоры
    И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
    Я, ваш старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
    Забудем прошлое, уставим общий лад!
    А я не только впредь не трону здешних стад,
    Но сам за них с другими грызться рад
    И волчьей клятвой утверждаю,
    Что я …” - “Послушай-ка, сосед,-
    Тут ловчий перервал в ответ,-
    Ты сер, а я, приятель, сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю;
    А потому обычай мой:
    С волками иначе не делать мировой,
    Как снявши шкуру с них долой”.

    -Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор? (И. А. Крылов “Волк на псарне”)

    -Кто скрывается под образами волка и ловчего? (Волк – Наполеон Бонапарт, ловчий – М. И. Кутузов)

    -Почему И. А. Крылов выбрал именно эти образы?

    -Почему произведение Тютчева, которое не посвящено войне 1812 года, можно отнести к событиям этой войны?

    -Обратите внимание на выставку. Здесь представлены книги, из которых можно почерпнуть дополнительные сведения о войне 1812 года. Некоторые из них экранизированы.

    -Какие фильмы вы смотрели?

  16. Песни войны 1812 года.
  17. Приложение1.doc

    -Посмотрите, какое место на карте отмечено числом 1? (Река Неман)

    -Какое событие произошло здесь? (Армия Наполеона была изгнана с территории России)

    -Когда у человека хорошее настроение, то ему хочется петь. Сейчас мы с вами исполним песню, которая была придумана русскими людьми во время войны.

    -Исполнение песни.

    Солдатская песня
    Хоть Москва в руках французов,
    Это, право, не беда! –
    Наш фельдмаршал князь Кутузов
    Их на смерть впустил туда.
    Вспомним, братцы, что поляки
    Встарь, бывали так же в ней,
    Но не жирной кулебяки –
    Ели кошек и мышей.
    Побывать в столице – слава,
    Но умеем мы отмщать:
    Знает крепко то Варшава,
    И Париж то будет знать!

  18. Подведение итогов.

-Чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат?

-Назовите каждый орден и знак, который получила ваша команда.

Рисунок 1.jpg Рисунок 2.jpg Рисунок 3.jpg Рисунок 4.jpg

(1. Орден и знак святого Георгия, 2. Орден и знак святого Андрея Первозванного, 3. Орден и знак Александра Невского, 4. Орден и знак святого Владимира)

-Наш зачет окончен. О чем мы говорили на уроке? (О героях войны, о местах сражений, вспоминали стихи и песни, посвященные событиям 1812 года, о разновидностях войск)

-Комиссия сейчас огласит результаты зачета. (Награждение орденом знатока)

Приложение 5.doc

11. Домашнее задание.

-Запишите дома небольшой рассказ о войне 1812 года, сознательно допустив в нем ошибки.

12. Презентация по теме урока