Цель: развивать экологическую культуру, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, прививать любовь к родному краю, расширить и углубить знания о правилах поведения в природе.
Оборудование: компьютерная презентация, разрезанная карта Кировской области и карточка с приметами погоды (на группу), схема маршрута, бумага и цветные карандаши, музыкальная аудиозапись “звуки природы”
Ход классного часа:
По – своему чудесен каждый
край,
И если хочешь ты увидеть
чудо,
По белу свету странствовать
ступай.
– Вот уже четвёртый год мы с вами путешествуем по родному краю, ходим в походы. В сентябре мы отдыхали на Елховке вместе с родителями, а в октябре всей школой побывали на чепецких Карпатах. (Дети делятся своими впечатлениями о походе, читают сочинения)
– Сегодня мы тоже идём в поход, не выходя из класса. Моими помощниками сегодня будут ребята, с которыми мы второй год занимаемся в кружке “Азбука туризма и краеведения”.
(Выступление ребят)
– Совершить заочное путешествие нам поможет карта.
(Дети собирают карту Кировской области)
– Назовите город, отмеченный красной точкой.
Это наш родной город – Кирово - Чепецк. А в поход мы идём на лесную полянку нашего родного города.
– Собираясь в поход, мы должны определить его цель.
(Дети сами ставят цели путешествия)
- отдохнуть
- узнать новое о родном крае
- ещё больше подружиться
– Далее разрабатываем схему маршрута.
1 станция “Краеведческая”
2 станция “Здоровье из леса”
3 станция “Лесная кухня”
4 станция “SOS”
5 станция “Экологическая”
6 станция “Песни у костра”
– Большое значение в походе имеет и снаряжение. Оно должно быть надёжным, прочным, удобным, лёгким. Отгадайте мои загадки:
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идёшь со мной,
Я повисну за спиной (рюкзак)
Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нём уху сварить.
Чай душистый вскипятить (котелок)
Это глаз – особый глаз,
Быстро глянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет (фотоаппарат)
В деревянном домике
Проживают гномики,
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки (спички)
На ладонь он ляжет весь.
Не часы – а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться (компас)
Стукнешь о стенку –
А я отскочу.
Бросишь на землю –
А я подскочу.
Я из ладоней
В ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу! (мяч)
Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот (ложка)
– Вы, наверное, заметили, что слова - отгадки расположены в два столбика. Как вы думаете, почему? Действительно, есть снаряжение
групповое: личное:
карта района похода рюкзак
компас удобная одежда с учётом сезона
спички миска, кружка, ложка
фотоаппарат
снаряжение для игр
гитара
– Теперь переходим к распределению обязанностей.
(Дети читают стихи)
Командир
Командир у нас серьёзный.
Временами даже грозный.
Но зато мы за ним,
Словно за стеной стоим.
Знаток медицины
У меня, у медсестры,
В рюкзаке йод и бинты.
Ну, а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растенья
Знаю я без исключенья.
Краевед
Край родной я изучаю.
Многое о нём я знаю.
Эколог
Мы природу изучаем.
Её законы постигаем.
Чтобы жизнь спасти планете.
Нужно знать её секреты.
Фенолог
Погоды изменения.
Природные явления,
Я спешу заметить
И в дневнике отметить.
– Итак, мы к походу готовы!
1 станция Краеведческая
(Ученик читает стихотворение о родном городе)
Виктор Боков
Кирово – Чепецк
Я видел городов немало –
На Западе и здесь, у нас.
Но что меня разволновало.
И что обрадовало глаз?
Меня обрадовала встреча,
От встречи сердце стало петь.
Встал у слияния двух речек
Красавец Кирово - Чепецк.
Обрадовал отель “Двуречье”
Отделан он – и шик, и блеск.
Его развёрнутые плечи
Глядят в ту сторону, где лес.
Необозрима даль заречья.
Куда ни глянь – леса, леса.
Они усталость нашу лечат,
Рождают веру в чудеса.
Жильё в Чепецке не шаблонно,
Там каждый дом хорош собой
Смотрю, смотрю весь день влюблено
На этот город молодой!
– Продолжите фразу “А вы знаете, что…” о нашем городе.
Например,
2 станция Здоровье из леса
– Гулять по лесу, дышать лесным воздухом полезно для здоровья. С ранней весны и до поздней осени в лесах растут лекарства, их надо знать и уметь ими пользоваться. О некоторых из них нам расскажут ребята.
.(Сообщения ребят о лекарственных растениях)
– А сейчас выполняем следующее задание: внимательно слушаем рассказ и выписываем все названия лекарственных растений и пытаемся рассказать об их целебных свойствах.
Цветочный переполох
– Посмотрите! Посмотрите! – закричал Иван - чай. – Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?
– Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепесточки. Качать красной головкой. – Но как лечить? Чем?
– Как лечить? – раздался скрипучий и сухой голос. – Это говорю я, старый поседевший Мох. Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки…Перевязку!
– Перевязка из мха хороша , - подтвердил Подорожник, - но лучше приложите к ране Глухарки мой листок! И рана начнёт заживать. Но не забудьте помыть листок. Он может быть пыльным.
– Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! – воскликнул Одуванчик. – Только этот настой улучшает аппетит!
Что за вздор! – закричали цветы. – У птицы перебито крыло. А ты говоришь про аппетит!
– Сердце! Прежде всего следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! – предложила Валерьяна.- Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.
– Так прибавьте же и несколько моих капелек, - послышался лёгкий серебристый голос. – Может быть, и мои капли помогут вылечить сердце Глухарки, - добавил Ландыш.
–Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. – Мои витамины постепенно будут укреплять здоровье Глухарки.
Долго ещё продолжался спор, но в конце концов решили все вместе лечить Глухарку, кто как может. (По В.Брагину)
(Дети выполняют задание)
3 станция Лесная кухня
– В походе важно вкусно и разнообразно питаться. Конечно, мы берём с собой продукты, но вдруг случится непредвиденное. Как вы думаете, из чего можно приготовить еду в походе, если вы остались без продуктов? Утолить голод помогут не только ягоды, грибы и лесные орехи, но и нераспустившиеся почки и молодые побеги обычной сосны, березовый сок, корни камыша, муравьиные яйца, напоминающие зернышки риса и даже предварительно вымоченные и прожаренные желуди, из которых получается вполне съедобная мука. Но нужно быть очень внимательными! Ведь и самые безобидные грибы и ягоды могут таить в себе опасность: из растений наиболее опасны белена, белладонна, болиголов, волчье лыко, вороний глаз, дурман, ландыш, паслен сладко-горький, а из грибов — бледная поганка и все виды мухоморов.
–А теперь задание - перечислите как можно больше растений, из которых в походе можно приготовить крепкий ароматный чай.
(Дети выполняют задание)
4 станция SOS
– Это сигнал бедствия. Представьте себе, что вы заблудились. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, не паниковать, не впадать в уныние, нужно сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности.
(Сообщения детей)
- Если вы встанете лицом к северу и вытяните руки в стороны, то левая укажет на запад, правая – на восток, а сзади будет юг. Зная положение хотя бы одной стороны горизонта, нетрудно определить и все остальные.
- А ещё в лесу можно ориентироваться по коре и лишайникам на деревьях. Лишайники не любят света и развиваются преимущественно на северной стороне дерева. Кора деревьев грубее с северной стороны. На берёзах она с южной стороны светлее, эластичнее и глаже. На южной стороне елей и сосен выступает смола.
- Есть много признаков, позволяющих определить, где север и юг, в пасмурную погоду и даже зимой, когда всё покрыто снегом.
Например,
- Ветви одиноко стоящих деревьев разрастаются гуще и пышнее с южной стороны
- На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой на север
- На камнях с северной стороны вырастает мох
- Зимой снег прилипает к постройкам и деревьям преимущественно с северной стороны, а в оврагах он тает значительно быстрее на склонах и обрывах, обращённых к солнцу, то есть на юг
- В поле можно ориентироваться по растениям. Соцветия у подсолнечника и череды всегда повёрнуты к солнцу, поэтому, даже, когда солнце “прячется” за облаками, они всё равно смотрят в его сторону: на восток – семь утра, на юг – 13.00 и на запад –7.00 вечера.
- Можно также воспользоваться солнцем и часами. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 12 укажет нам на юг. До 12 юг будет справа от солнца, после 12 – слева.
– А некоторые приметы подскажут, какая ожидает нас погода. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные могут помогать предсказывать погоду, за что и называют их “живые барометры”. Например, лягушки урчат – на дождь, громко квакают – на хорошую погоду, молчат – перед холодом. А знаете ли вы приметы, по которым можно предсказать погоду, мы сейчас проверим.
Задание: (в парах) Распределите приметы в два столбика – к плохой погоде и хорошей. Будьте внимательны!
- Все цветы на лугу сильно пахнут
- Ласточки летают над самой землёй, кричат кулики
- Крот нагребает высокие холмики
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик
- Поздно вечером сильно трещат кузнечики
- Соловей поёт всю ночь
- Раскрыты цветки кувшинки
- Паук усиленно плетёт свою паутину
Физкультминутка
(Слушаем музыку – пение птиц)
5 станция Экологическая
–Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым.
Предлагаю (в группах) нарисовать запрещающие знаки “Охраняй природу!” и придумать “Правила друзей природы”.
Итак, мы нарисовали знаки и составили правила поведения в природе. Назовём их:
Не шуми!
Не сори!
Не губи!
(Дети читают стихотворение)
1) Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели.
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.2) Мы хотим, чтоб солнце грело.
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
Чтобы лил весёлый дождь.3) Лесная тень, лесная тишь
Полным – полна чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги.
6 станция “Песни у костра”
– Заканчивается наше путешествие, осталась последняя станция. (Поют все вместе “Изгиб гитары жёлтой”)
Литература
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 (электронная универсальная энциклопедия)
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – Москва “Владос”, 2002.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия,2007 (современная мультимедиа – энциклопедия)
- Курилова В.И. Туризм – Москва “Просвещение”,1988, – 224 с.