Класс: 1-й класс
Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова “Русский язык. 1 класс”
Тема: “Слово – имя собственное. Имена, фамилии и отчества людей”
Цели:
1. Объяснить правило употребления прописной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей.
2. Объяснить понятие имя собственное.
3. Развивать внимание, мышление.
4.Воспитание патриотизма.
Оборудование:
- магнитные карточки с буквами, слогами, словами;
- портрет Ю.А. Гагарина.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Постановка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке вы будете учиться писать по правилам имена, фамилии и отчества людей и узнаете, как называются эти слова. Из уроков обучения грамоте вы уже знаете, как пишутся имена людей. Давайте повторим это правило.
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
III. Чистописание
Рис.1 |
Учитель: Какой одинаковый элемент во всех написанных буквах и сочетаниях букв?
Ученик: Плавная линия с закруглением внизу.
Учитель: Откуда начинаем писать?
Ученик: Начинаем ниже середины рабочей строки и слева направо прописываем закругление.
IV. Работа по теме урока
1. Игра “Составь слова”.
Учитель: “Соберите” слова, начиная с заглавных букв, которые вы сейчас писали.
(На доске магнитные карточки с буквами и слогами.)
Рис.2 |
(Дети по-одному выходят к доске и составляют слова.)
Рис.3
Учитель: Прочитайте получившиеся слова. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Слова отвечают на вопрос КТО?
Учитель: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО?
Ученик: Эти слова обозначают предметы.
Учитель: А почему они написаны с заглавной буквы?
Ученик: Это имена.
2. Работа в тетрадях.
Учитель: Запишите в тетрадях составленные имена, заглавную букву подчеркните.
Учитель (после записи слов): Прочитайте только имена мальчиков (девочек). Как записали имена? Повторите правило.
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: А я составила из слогов вот такое имя (учитель вывешивает на доску карточку):
Рис.4
Учитель: К какой группе вы бы его отнесли: к именам мальчиков или девочек?
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель: Саша – это имя и мальчика, и девочки. Приведите ещё примеры таких имён.
Ученики: Женя, Валя.
3. Объяснение понятия “Имя собственное”.
Учитель: Как вы думаете, зачем человеку даётся имя?
Ученик: Чтобы выделить одного человека из группы других людей.
Учитель: Что ещё даётся человеку кроме имени?
Ученик: Фамилия и отчество.
Учитель: У каждого человека своё собственное имя, собственная фамилия и собственное отчество. И слова, которые являются именами, фамилиями и отчествами людей так и называются - имена собственные.
4. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на странице 50, упр.№37.
(Учитель ждёт, когда все дети откроют учебники.)
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию к этому упражнению и составьте по ней предложение.
(Учитель выслушивает ответы детей.)
Учитель: А давайте теперь прочитаем стихотворение.
(Один ученик читает стихотворение вслух.)
Учитель: - Назовите имена детей, которые катались с горки.
- Назовите только имена мальчиков (только имена девочек.)
- Как написаны имена детей?
Ученики: Имена пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Запишите в тетрадь одно имя мальчика и одно имя девочки.
Учитель (после записи): - Какие имена вы записали? (Несколько человек называют имена.) - Как записали имена? Подчеркните заглавную букву.
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг
себя.
Мы руками хлоп-хлоп! Раз – присели, два –
привстали.
Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик! Раз – два, раз – два,
Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!
6. Фамилии людей.
Учитель: Назовите фамилии писателей, произведения которых вы читали.
Ученики: Пушкин, Крылов, Пришвин, Осеева, Бианки и т. д.
Учитель: Давайте запишем несколько фамилий писателей в тетрадь. Как будем записывать фамилии? Заглавную букву подчеркните. (Один ученик пишет на доске.)
Рис.5 |
Учитель (после записи): Как пишутся имена и фамилии людей?
Ученик: Имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
7. Отчества людей.
Учитель: Какое сегодня число и месяц?
Ученик: Сегодня 12 апреля.
Учитель: Чем знаменателен этот день?
Ученик: 12 апреля – День космонавтики.
Учитель: Как звали первого космонавта?
Ученик: Юрий Алексеевич Гагарин.
(Учитель вывешивает на доску портрет Ю.А. Гагарина.)
Учитель (рассказ о первом космонавте):
Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 г. суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль “Восток”, пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам. Гагарин совершил облёт Земли за 1 час 48 минут. Этот подвиг открыл новую эру – эру полётов человека в космическое пространство.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к Солнцу, а темно.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
Учитель: Прочитайте предложение, записанное на доске.
Рис.6 |
Учитель: Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
Ученик: Слова Юрий Алексеевич Гагарин пишутся с заглавной буквы, т.к. это имя, фамилия и отчество человека.
Учитель: Назовите только имя.
Ученик: Юрий.
Учитель: Назовите только фамилию.
Ученик: Гагарин.
Учитель: Назовите только отчество.
Ученик: Алексеевич.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Это имена собственные.
Учитель: Спишите предложение, заглавные буквы в именах собственных подчеркните.
Учитель (после списывания): - Назовите имена собственные. (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Как пишутся имена собственные?
Ученик: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
8. Закрепление.
Учитель: А как вас зовут? (Учитель спрашивает 3-4 учеников.) Я написала начало предложения (учитель заранее пишет на доске), а вы должны закончить предложение и записать его в тетрадь.
Рис.7 |
Учитель (после списывания): Как написали свои имена и фамилии?
Ученик: С заглавной буквы.
V. Итог урока
Учитель: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Ученик: Имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Чему вы научились на уроке?
Ученик: Мы научились писать с заглавной буквы имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Послушайте стихотворение Е. Измайлова о заглавной букве. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.