Цели урока: повторить и обобщить ранее полученные знания по произведениям о дружбе: В.В.Лунин ”Я и Вовка”, Н.Булгакова “Анна не грусти.”, Ю.Ермолаева “Два пирожных”; на их основе воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас ; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению.
Оборудование: пословицы и высказывания о дружбе, карточки для магнитной доски ,портрет В.А.Осеевой, аудиозапись.
Ход урока.
Урок проводится в виде телепередачи “Пусть говорят”.
I. Организационный момент.
(Звучит музыка.)
- Здравствуйте, в эфире программа “Пусть говорят”. Тема передачи “ Я и мои друзья”. Эта тема была и остаётся актуальна и сегодня, тема ваших сверстников.
II. Постановка целей урока.
-Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое дружба? Нужна ли дружба?” В ходе обсуждений вы должны сделать вывод - какими качествами должен обладать настоящий друг, чего настоящий друг не должен делать. И самое главное – понять, всегда ли вы поступаете по-дружески, по- товарищески. В этом нам помогут ранее изученные произведения. У нас в студии присутствуют гости : психологи, корреспонденты, доктора наук по дружбе.
III. Работа по теме урока.
-К нам поступила заявка о странном поведении мальчика. Его друг очень обеспокоен. Нам лучше пригласить его в студию, чтобы понять причину его беспокойства. Встречайте гостя нашей передачи, Петька.
1. Петька. - Мы с Вовкой дружим давно. Но что-то стало происходить непонятное. Решили мы пойти в кино, но тут Серёжка позвал его. И Вовка бросил меня одного. Вот я и не пойму друзья мы с Петькой или нет?
Уч. Да, в этой ситуации нужно разобраться. Давайте выясним: Что же такое дружба? (ответы детей.) У нас в студии есть доктор наук по дружбе. Спросим у него.
Доктор даёт определение слову дружба из толкового словаря С. И. Ожегова.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Уч. – Обратимся к залу. Знаете ли вы пословицы о дружбе?
- Между кем бывает дружба?
-А в этом случае?
-Хорошо ли поступает Вовка? Можно ли их назвать друзьями?
-А как поступили бы вы?
В разговор вступает Вовка.
-Я не согласен с вами. Ну и что, что я дружу с другими . Я же Вовку не бросил. Вот сами посмотрите. (Инсценировка отрывка из стихотворения В.В. Лунина “Я и Вовка “.
Уч. – Ребята вы согласны с ним? Так поступают настоящие друзья.
- Каким человеческим качествам и поступкам учит нас история нашего героя?
Итог. Подберите пословицу к этому произведению.(Новых друзей наживай, а старых- не теряй.)
2. Уч. А мы продолжаем нашу передачу. Пусть говорят, что дружба только на словах .Если история первого героя о том как не поступают друзья, то следующая история о настоящей дружбе, о взаимовыручке и сопереживании.
- Встречайте Анну. Она расскажет о дружбе с Катей.(рассказ Н. Булгаковой “Анна не грусти.”)
Анна. Когда друга нет рядом скучаешь, переживаешь. Так случилось и у нас с Катей, когда Катю положили в больницу. Мне было очень грустно без неё. Когда я пришла к ней в больницу, и увидела её там совсем одну, мне её стало очень жалко. Ведь мы с Катей настоящие подруги.
Уч. Как вы понимаете слово сопереживание? (ответы детей.)
-Послушаем специалиста.(Умение мысленно представить себя на месте другого человека, переживать вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умение понять чужое душевное состояние.)
Уч. Действительно ли было сопереживание? Наши спец кор. решили выяснить. (Выборочное чтение) –Какой Аня увидела палату? – Что делала Катя? – Почему Аня заплакала? – А как вела себя Катя? – Чему она радовалась, лёжа в больнице? – В каких словах выражена главная мысль рассказа?
-Подведём итог: о каких человеческих качествах и чувствах мы говорили?
-Какую пословицу подберёте? (Не мил свет когда друга нет.)
IV. Физкультминутка. Реклама во 2-м.
V. Обобщающая беседа по пройденному материалу.
Уч. В эфире передача “Пусть говорят”. Мы говорим о дружбе между сверстниками. К нам на передачу поступил тревожный звонок. Звонила мама двух девочек. Мы пригласили её в студию, она чем-то очень обеспокоена. Послушаем её историю.
Мама. Меня беспокоит дружба моих дочерей Оли и Наташи. Однажды я попросила их помыть посуду. Оля сразу согласилась. А вот Наташа… Да вы сами посмотрите. (Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева “Два пирожных.”)
-Правильно ли я поступила? А как считаете вы? (ответы детей и психолога)
Уч. Как поступила мама? (справедливо) Выясним что такое справедливость?
Доктор. Справедливость - это действие осуществляемое на законных и честных основаниях.
Уч. Что вы чувствуете по отношению к героиням?
-Кто вам нравится? Правильно ли поступила мама?
–Зачем мама рассказала нам эту историю? Ведь наша тема “Я и мои друзья.” (Эта история о дружбе в семье, о справедливости, которая должна быть в дружбе.)
Итог: о каких же качествах личности мы говорили?
- Подберите пословицу.
VI. Физминутка.
VII. Обобщение по рассказу В.А.Осеевой “Почему?”
Уч Мы говорим о дружбе между людьми. Но бывает ли дружба между человеком и животными?
- С каким животным ассоциируется слово дружба? Давайте попробуем это выяснить. Следующий гость спрашивает нас “Почему?” Это В.А.Осеева. Что вы знаете о ней? ( Биография) О чем писала В.А.Осеева?- Когда задают вопрос Почему? (чтобы выяснить причину) Давайте выясним причину. Включаем прслушку.(Работа по тексту. Выборочное чтение)
-Что произошло с мальчиком ?
-Почему мама так сильно расстроилась?
-Кто был наказан?
-Как вёл себя мальчик? За кого он переживал?
-Признался ли он в своём поступке?
-Попробуйте ответить на все “Почему” из этого рассказа.
-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
-Что вы больше всего цените в дружбе?
-Подберите пословицу или высказывание.
VIII. Итог урока.
-Мы много обсудили произведений. Какие же выводы вы сделали для себя? Давайте это проверим .Проведём игру “Да- нет” У вас на карточках написаны различные действия и поступки. Вы должны собрать качества настоящих друзей и то, чего настоящие друзья делать не должны.(Помогать, принимать помощь, ругать, драться, играть, жадничать, сообщать новости, сплетничать, уважать, командовать ,доверять)
-В конце нашей передачи я еще раз хочу повторить мудрые слова Аристотеля:” Дружба- самое надежное для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей , даже если б имел все остальные блага.”
IX. Домашнее задание.
Написать сочинение о себе и своих друзьях.