Подготовка к школе: интегрированный курс "Знакомство с окружающим миром". Программа

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Курс для будущих первоклассников “Знакомство с окружающим миром” разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального развития будущих школьников.

Программа курса не только расширяет знание будущих первоклассников об окружающем мире, но и направлена на то, чтобы помочь им познакомиться с правилами школьной жизни, научиться быть учениками, учит их ориентироваться в пространстве и в новом для них социуме.

Данный курс предусматривает ознакомление с природой во взаимодействии: человек – природа – общество, знакомство с миром нового социального окружения будущего первоклассника и включает в себя природоведение, психологию, математику, обучение грамоте, родиноведение.

Целью подготовительного курса по программе “Знакомство с окружающим миром” является развитие накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

В процессе занятий с будущими первоклассниками решаются следующие задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- расширить представление дошкольников об окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
- проделать первые шаги к рефлексии.

Программа курса основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

Направленность содержания курса – ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы, нашей страной. Содержание раскрывается в следующих разделах: “Окружающий мир: общество”, “Окружающий мир: природа живая и неживая”, “Ориентация в пространстве и во времени”, “Обучение грамоте”, “Математика”, “Рефлексия”.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Программа курса рассчитана на 24 часа.

Содержание программы

Окружающий мир: общество (6 часов)

Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Волгоград – моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая (9 часов)

Неживая и живая природа (на уровне примеров). Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные (на уровне примеров). Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени (3 часа)

Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Ориентация в школьном здании.

Обучение грамоте (2 часа)

Предметы одушевленные и неодушевленные. Слова антонимы. Звуковой анализ и чтение простейших слов.

Математика (2 часа)

Знакомство с тетрадью в клеточку. Один – много. Геометрические фигуры. Танграм.

Рефлексия (2 часа)

Ситуации осмысления себя как будущего ученика, своего поведения в школе и в классе.

К концу к концу занятий в школе дошкольников обучающиеся должны

  • Иметь представление:

- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных;
- о словах антонимах.

  • Владеть общеучебными умениями:

- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.

  • Знать:

- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.

  • Уметь:

- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

Календарно-тематическое планирование занятий подготовительного курса “Знакомство с окружающим миром”

 

Тематика занятий

Дата проведения

1.

Знакомство со школой. Правила школьной жизни.

 
2.

Правила школьной жизни (продолжение).

 
3.

Животные: домашние - дикие.

 
4. Животные: травоядные - хищные.  
5.

Животные и их детеныши.

 
6.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

 
7.

Предметы: одушевлённые и неодушевлённые.

 
8.

Времена года.

 
9.

Месяцы года.

 
10

Дни недели.

 
11

Время суток.

 
12

Рефлексивный урок.

 
13

Деревья: лиственные и хвойные.

 
14

Овощи и фрукты.

 
15

Один - много.

 
16

Слова антонимы.

 
17

Кто что делает (профессии).

 
18

Кто что делает (профессии), продолжение.

 
19

Природа и человек.

 
20

Природа живая и неживая.

 
21

Моя родина. Россия. Москва. Санкт-Петербург.

 
22

Моя малая родина. Волгоград.

 
23

Вежливые слова.

 
24

Рефлексивный урок. Ритуал прощания.