Курс для будущих первоклассников “Знакомство с окружающим миром” разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального развития будущих школьников.
Программа курса не только расширяет знание будущих первоклассников об окружающем мире, но и направлена на то, чтобы помочь им познакомиться с правилами школьной жизни, научиться быть учениками, учит их ориентироваться в пространстве и в новом для них социуме.
Данный курс предусматривает ознакомление с природой во взаимодействии: человек – природа – общество, знакомство с миром нового социального окружения будущего первоклассника и включает в себя природоведение, психологию, математику, обучение грамоте, родиноведение.
Целью подготовительного курса по программе “Знакомство с окружающим миром” является развитие накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.
В процессе занятий с будущими первоклассниками решаются следующие задачи:
- обеспечить преемственность между
дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для
занятий в школе;
- расширить представление дошкольников об
окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во
времени;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Программа курса основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.
Направленность содержания курса – ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы, нашей страной. Содержание раскрывается в следующих разделах: “Окружающий мир: общество”, “Окружающий мир: природа живая и неживая”, “Ориентация в пространстве и во времени”, “Обучение грамоте”, “Математика”, “Рефлексия”.
При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.
Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Программа курса рассчитана на 24 часа.
Содержание программы
Окружающий мир: общество (6 часов)
Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Волгоград – моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая (9 часов)
Неживая и живая природа (на уровне примеров). Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные (на уровне примеров). Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени (3 часа)
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Ориентация в школьном здании.
Обучение грамоте (2 часа)
Предметы одушевленные и неодушевленные. Слова антонимы. Звуковой анализ и чтение простейших слов.
Математика (2 часа)
Знакомство с тетрадью в клеточку. Один – много. Геометрические фигуры. Танграм.
Рефлексия (2 часа)
Ситуации осмысления себя как будущего ученика, своего поведения в школе и в классе.
К концу к концу занятий в школе дошкольников обучающиеся должны
- Иметь представление:
- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных;
- о словах антонимах.
- Владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданные
вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.
- Знать:
- название нашей страны, ее столицы,
родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.
- Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы,
приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения,
приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного
мира;
- использовать в общении правилами вежливости;
- ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги;
Календарно-тематическое планирование занятий подготовительного курса “Знакомство с окружающим миром”
Тематика занятий |
Дата проведения |
|
1. | Знакомство со школой. Правила школьной жизни. |
|
2. | Правила школьной жизни (продолжение). |
|
3. | Животные: домашние - дикие. |
|
4. | Животные: травоядные - хищные. | |
5. | Животные и их детеныши. |
|
6. | Звери, птицы, рыбы, насекомые. |
|
7. | Предметы: одушевлённые и неодушевлённые. |
|
8. | Времена года. |
|
9. | Месяцы года. |
|
10 | Дни недели. |
|
11 | Время суток. |
|
12 | Рефлексивный урок. |
|
13 | Деревья: лиственные и хвойные. |
|
14 | Овощи и фрукты. |
|
15 | Один - много. |
|
16 | Слова антонимы. |
|
17 | Кто что делает (профессии). |
|
18 | Кто что делает (профессии), продолжение. |
|
19 | Природа и человек. |
|
20 | Природа живая и неживая. |
|
21 | Моя родина. Россия. Москва. Санкт-Петербург. |
|
22 | Моя малая родина. Волгоград. |
|
23 | Вежливые слова. |
|
24 | Рефлексивный урок. Ритуал прощания. |