Счастье мыслящего человека состоит не в
том,
чтобы играть в жизни милыми игрушками,
а в том, чтобы вносить как можно больше света
и теплоты в существование всех окружающих людей.
Д.И.Писарев
Миллионы лет существует мир. Многое меняется в нём: исчезают и возрождаются цивилизации, человечество идёт по пути прогресса – всё в нём стало совершенно другим. Но всё же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия и всё же покоряя большие и малые вершины. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию не только мирской жизни, но и своей души. В наше неспокойное, стремительное и порой жестокое время, когда трудно разобраться, где Добро, а где зло, где правда, а где ложь, эта проблема ещё более актуальна. То, какой путь выберет каждый из нас, во многом определит будущее Планеты, будущее наших детей и внуков. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти своё место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Какова в этом роль учителя? Одна из главных. А порой и самая главная. Именно учитель наряду с родителями должен помочь ребёнку разобраться в круговерти событий, эмоций и чувств. Не дать Ребёнку сорваться в пропасть и быть растоптанным, обозлиться и ожесточиться, помочь маленькому Человеку расти благородным, милосердным. По силам ли это учителю? Да, конечно.
Вот уже несколько лет при освоении системы гуманно-личностного подхода к детям постоянно возникает вопрос: мы воспитываем детей, а в мире лучше не становится. Что происходит? Может быть, мы сами нуждаемся в воспитании? Тогда только один ответ: нужно самим учиться, уча – учиться.
Опыт работы способствовал созданию системы классных часов по духовно-нравственному воспитанию “Уроки Доброты” для учащихся начальных классов (1 раз в неделю по 40 минут).
1-й класс “Начала мудрости”.
2-й класс “Крылья мечты”.
3-й класс “Солнце семьи”.
4-й класс “Школа трудолюбия”.
Большую помощь в подготовке к занятиям оказывают книги Александры Александровны Лопатиной и Марии Владимировны Скребцовой. В этих сборниках представлены добрые сказки, лирические стихотворения, творческие задания и игры, направленные на глубокое проживание той или иной темы.
Цель таких уроков - научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей жизни, своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявить себя в творчестве.
Главная задача педагога – вместе с естественными науками в душах детей сеять стремление к свету, мудрости, любви. Ребёнок в первом классе приходит к нам с ярко выраженной индивидуальностью. И очень важно, не помешать ученику, самому наносить краски на свободные места чистого папируса своей души. А нам осторожно – словом, взглядом поддержать его инициативу, поощрять желание увлечённо участвовать в жизни.
Эти уроки невозможно поставить в точные рамки математического расчёта. Потому что, сколько людей – столько судеб и характеров.
На каждом уроке надо учитывать индивидуальные особенности детей. Каждый ребёнок уникален! И надо попытаться помочь малышам, как можно скорее увидеть и распознать свои способности.
На уроке Доброты, принцип: “Не знаешь, научим, не хочешь, заставим” - не даст положительных результатов. Здесь нельзя никого заставлять. Не понадобиться ставить оценок. Их поставит сама жизнь. Если мы сумеем заинтересовать детей, у них появиться желание лично разобраться, и они начнут понимать, когда обидели, не надо давать сердцу ожесточаться до такой степени, чтобы мстить. Каждому жизнь даёт право выбора.
Роль учителя здесь подобна сеятелю, который, учитывая природные условия, время года, почву, будет в простой занимательной форме беседы, игры, развивать в детях тонкий неуловимый инструмент, при помощи которого он сможет овладеть духовными богатствами.
Эти занятия должны пробрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Каждый урок начинается с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.
Одна из задач данных уроков - научить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Поэтому особое внимание уделяется формированию в детях навыков изложения своих мыслей в творческой форме. На каждом уроке детям предлагаются темы сочинений и рисунков, которые заставляют их задуматься о своей жизни. Например: Наши улыбки, Мир справедливости, Мысли о мужестве; О чем говорят мамины глаза и многие другие. Все сочинения и рисунки собираются в книги и альбомы, которые можно показывать родителям, другим детям и даже издавать. Из подобных книг мы собираем библиотеку класса. Это очень кропотливая, но необходимая работа. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны.
В 3 классе занятия “Счастье семьи” посвящены семейному воспитанию. Цель: оказание помощи детям и взрослым подружиться и почувствовать, какое это счастье – жить в семье.
Задачи:
1) установить более тесное сотрудничество между школой и семьёй;
2) способствовать воспитанию у детей ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
3) возродить нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада;
4) развивать у ребёнка творческое восприятие семейных ценностей;
5) воспитывать в душе ребёнка гармоничное видение мира.
В содержание занятий включены сказки, пословицы, творческие задания и беседы. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать. Все уроки составляем таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки, сёстры и братья. Для этого предлагается детям выступить дома в роли корреспондента и взять интервью у членов семьи. Интересно проходят совместные праздники “Мир моих увлечений”, “ Мама, папа и я - дружная семья”, вечер бабушек и дедушек “Счастье семьи”.
Оформляем выставки рисунков “Портрет мамы”, “Букет любви”, “Ласточкина слеза”, “Цветок души”, “Семейная драгоценность”, “Братская помощь” и др.
Составляем письма благодарности, адресованные взрослым, посылаем им добрые Мысли.
На таких уроках мы всегда проводим специальные игры, которые учат общению и наблюдательности, воспитывают чувство взаимопомощи и сотрудничества; развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер. Самые любимые игры: “Фея доброты”, “Поезд добродетелей”, “Только хорошее”, “Любопытная ворона”, “Добрые волшебники”, “Волшебный цветок”, “Солнечные зайчики”, “ Золотые рыбки” и мн.др.
Наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье большое внимание уделяется творческому развитию личности ребёнка, способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.
Тема уроков разнообразная: “Любовь мамы”, “Сердце матери”, “Мудрость отца”, “Наши родители”, “Братская любовь”, “Мудрая старость”, “Солнце семьи”, “Моя будущая семья”, “Воспитание человечности”, “Поэзия детства”, “Чудеса детства” и др.
В 4 классе занятия “Школа трудолюбия” знакомят детей с профессиями и их мастерами. Цель – привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд. – Великие Мастера и что выбор профессии, которая приносит радость самому человеку и его окружающим – ответственная работа.
Все уроки я провожу в условиях активной сенсорно-развивающей среды, основным принципом функционирования которых является природосообразность. Т.е. соответствие комплекса методов, приёмов и иных средств обучения и воспитания психофизиологическим, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Занятия проходят в режиме двигательной активности, смены рабочих поз “сидя – стоя за конторками”, смены зрительной рабочей дистанции, поиска и образного моделирования.
На этих уроках учитель в первую очередь должен учить детей быть благородными, мужественными, настойчивыми, терпеливыми, уверенными в своих силах, а знания использовать только во благо.
Сердцем образовательного процесса является общение, основанное на педагогике сотрудничества. Учитель и ученик вместе ищут и открывают, выбирают и обосновывают, удивляются и восхищаются, утверждают и оценивают. В классе дети не чувствуют деления на успевающих и блестящих учеников, на “талантов” и “тугодумов”. Все равны. Главное для учителя – создание условий, чтобы каждый нашёл в себе ранее скрытую неповторимость, творческую уникальность и смог проявить её в деятельности.
Таким образом, 1) на уроках Доброты происходит становление ценностных ориентаций школьников, 2) создаются условия для личностного роста детей; 3) учитывается индивидуальный подход к учащимся, являющийся одним из основных средств гуманизации процесса обучения.
Джон Рескин говорил: “К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды”.