Урок по окружающему миру на тему "Леса умеренного пояса" (программа "Школа-2100", 2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

Образовательные:

  1. Показать особенности лесной зоны.
  2. Научиться доказывать взаимную приспособленность живых организмов зоны лесов.
  3. Познакомиться с обитателями этой зоны.
  4. Научиться показывать зону лесов (тайгу и лиственные леса) по карте.
  5. Определить роль леса в жизни человека.
  6. Повторить материал о зонах холодного пояса. Как приспособились живые организмы к жизни в зонах ледяных пустынь и тундры.
  7. Продолжать учиться организовывать (планировать) свою деятельность на уроке.

Развивающие:

  1. Развивать умение выделять главное.
  2. Развивать умение сравнивать, обобщать, логически мыслить.
  3. Развивать самостоятельность и интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,воздействовать на чувства, эмоциональную сферу личности.

Оборудование: карта природных зон, гербарий лиственных и хвойных растений, таблица “Дикие звери”, учебные к/ф “Природные зоны”, “Как приспособились животные к жизни в лесной зоне?”, “Красная книга”.

Ход урока.

1. Повторение.

а ) - Мы продолжаем путешествовать по карте природных зон.

- Что такое природная зона? (Крупные области со сходными условиями, климатом, растительным и животным миром).

- Как меняются пр. зоны? (С севера на юг ).

-Почему? (Меняется климат).

-Вспомним, что такое климат?

-Какие пр. зоны изучили? К какому поясу они относятся?Какой там климат? (Зону ледяных пустынь и тундры. К холодному поясу).

-Покажите на карте эти зоны.

б ) Игра в мяч. При кидании мяча учителем ученику, учитель называет пр. зону,а ученик растение или животное в ней обитающее (или наоборот).

2. Изучение новой темы.

а ) Определение темы урока.

- На нашем цветике-семицветике уже открыты два лепестка. Это зона ледяных пустынь и тундры. Продолжаем путешествие. Для этого необходимо вспомнить слова из сказки

В. Катаева “ Цветик-семицветик”.

Хором: “Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…”

-Вели, чтобы открылся следующий лепесток.

- Что здесь? (Загадка.)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.

- Что это? (Лес.)

- Какую природную зону мы будем изучать на уроке? (Зону лесов.)

- В каком поясе расположена эта зона? (В умеренном.)

- Как вы думаете, что мы должны узнать про лесную зону? (Где располагается, климат, растения и животные, которые там обитают.)

На доске появляются слова:

Климат
Растения
Животные

- Что сейчас мы сделали? (Составили план, программу действий, что должны узнать на уроке.)

-С чего должны начать? (Где находится зона, какой там климат.)

-Почему? (От того какой климат, от этого и зависит какие растения и животные будут обитать.)

б ) Работа с учебником.

климат

Страница 15 №1.

- В каком тепловом поясе мы живем? (В умеренном)

-На рисунке изображена кленовая ветка. Какие времена года можно по ней определить?

-Дорисуйте и допишите времена года. (Зима, весна, лето, осень.)

Страница 15 №2.

-Какое время года изображено? (зима и лето.)

-Поможем Лене понять, почему даже в солнечный день лучи не могут растопить снег.

Слева: нарисована зима, а зимой тепловые лучи косые. Земля нагревается слабо, воздух холодный, поэтому снег не тает.

Справа: изображено лето, летом лучи прямо падают на землю и нагревают ее, воздух становится теплым.

-Чем еще различается зима и лето?

  зима лето
Продолжительность дня маленькая большая
Температура воздуха -8,-10 +18,+20
Осадки снег дождь

-Прочитайте текст на стр. 15 самостоятельно, подчеркните опорные слова и назовите главную особенность климата зоны лесов.(Времена года хорошо различаются. Зима не такая долгая, как в Тундре. Лето теплее и дольше.)

-Следовательно, в лесной зоне много чего? (деревьев)

Растения

-Но леса в этой природной зоне не везде одинаковые.

Стр.16 №3.

-Назовите растения 1-го ряда. (Ель, кедр, сосна- это хвойные растения.)

-Растения 2-го ряда (Береза, липа, дуб- это лиственные растения.)

- На стр.16 прочитайте 1и 2-ой абзацы. Как называется лес из хвойных деревьев?

- Покажите на карте лесную зону. Где расположена тайга? (на севере лесной зоны)

- Где преобладают лиственные деревья? Прочитайте. Как они приспособились к этой зоне?

3. Физ. минутка. Покажите дерево в разное время года.

4. Работа с гербарием в парах.

- Назовите растения. Как приспособились хвойные и лиственные растения к существованию в этой зоне?

- Какую роль играют растения в экосистеме? (По изучению предыдущих уроков)

а ) кормильцы

б ) неорганические вещества превращают в органические

в ) выделяют кислород

г ) являются защитой животных от ветра и снега

-В экосистеме леса кроме растений встречаются еще и … животные.

Животные

5. Просмотр к/ф “ Как приспособились животные к жизни в лесной зоне”.

- Назовите животных лесной зоны. Как они приспособились к жизни в экосистеме леса? Какую роль они играют в экосистеме? (Животные в экосистеме являются едоками.)

- Кто еще кроме кормильцев и едоков есть в экосистеме? Какова их роль?

6.Охрана окружающей среды.

а )- Мы живем в лесной зоне, где же здесь леса? (Люди изменили лесную зону…

б ) Работа в группах.

1-ая группа: В задании №7 стр.18 подчеркните строчки,чем является лес, которые вам кажутся важными.

2-ая группа: Ответьте на вопрос для чего нужен лес?(Ответ поясните)

3-я группа: Что нельзя делать в лесу?

в ) к/ф “ Красная книга” (или доклад 1-2 учеников)

7.Закрепление. Блиц- опрос.

- Показать на карте зону лесов.

-В чем особенность климата?

- Назовите растения этой зоны. Как приспособились?

-Назовите животных.

8.Подведение итогов.

- Вернемся к нашему плану.

-Смогли мы рассмотреть все части нашего плана?

- Какой важный вопрос мы затронули в конце урока?(Охрана окружающей среды, экология.)

-Что надо добавить к плану урока?

Климат
Растения
Животные
Экология

-Помните в сказке В. Катаева “ Цветик-семицветик” девочка много лепестков потратила зря и только один использовала по назначению.

-Как вы думаете мы зря здесь открывали лепестки.Где пригодится?