Урок чтения "Сказка про Илью Муромца" во 2-м классе. Образовательная система "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать у младших школьников умение анализировать художественный текст.
  • воспитывать любовь к Родине; на материале произведения подвести детей к пониманию понятий “герой” и “героизм”
  • развивать словесно-логическое мышление, оперативную память.

Оборудование:

  • иллюстрации,
  • карточки,
  • рабочая тетрадь по чтению,
  • репродукция картины В. М. Васнецова “Три богатыря”

I. Организационный момент

У. Ребята, посмотрите внимательно, все ли у вас готово к уроку? Сердечно поприветствуем друг друга. Тихонько садитесь.

II. Речевая разминка

У. Итак, начнем с речевой разминки. Послушайте стихотворение, которое я вам предлагаю.

( на доске иллюстрации картин, изображающие природу России, старинные и современные города, битвы сражений и слово “Россия”).

Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

У. А теперь, повторим хором. Повторим “оркестром” с движениями. Молодцы! Садитесь.

III. Изучение темы

У. О чем бы могла рассказать нам земля русская? (о богатых городах, полях, о талантливых русских людях и о героях, которым очень часто приходилось защищать свою Родину.)

У. Кого вы можете назвать героем? (тех, кто защищает родную землю,

свой народ)

У. А кого из русских героев вы знаете? Многие ли их имена сохранила наша история?

У. Нам теперь просто необходимо поразмышлять над мудростью, которая заключается в этих словах.

( у каждого на парте пословица: “Не знающий прошлого, не может думать о будущем”)

У.О чем эти слова? (о том, что время не останавливается на месте, события проходят, а следом наступают новые. Чтобы не совершить ошибок, нужно знать прошлое)

У. Мы знаем, что смысл уже заложен в этом слове.(на доске появляется слово“герой”) Каков он?

У. Слово герой появилось в очень давние времена. Тогда звук “г” не звучал так резко. Давайте закроем его и произнесем слово. (Ерой” - так называл своих солдат еще А.В. Суворов).Какое слово слышится здесь? – ЯРЫЙ!

В русском языке сохранилось это слово, т.е. сильный, все преодолевающий. Давайте в рабочей тетради запишем слова “Герой-ерой-ярый”.

У. Как вы думаете, о каком герое мы будем говорить сегодня? (об Илье) В чем его героизм?

Поэтому цель нашего урока состоит в том, чтобы мы не только поговорили об Илье как герое-богатыре, но и доказали в чем заключается его героизм.

IV. Проверка домашнего задания.

У. Я просила озаглавить все три части сказки. Что у вас получилось?

О чем говорится в первой части? Как вы ее озаглавили?

1.Рождение сына а) Горе стариков
2.Волшебная вода странников б) Наказ странников
3. Шутка Ильи в) Помощь Ильи

V. Беседа о жанре произведения

У. Какое по жанру произведение мы прочитали? (сказку)

Что характерно для сказки? Найдем в ней сказочные приметы.

(начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, наличие устаревших слов)

У. Перечислите героев сказки?

Кто главный герой? Почему вы так считаете?

Кого отнесем к нейтральным героям?

А кто является героями-помощниками? Докажите это.

(на доске появляется схема в процессе обсуждения)

img1.GIF (7547 bytes)

У. Охарактеризуем отца с матерью. Какие они по характеру? (добрые, простые, любят своего сына)

У. А мужичок у которого был жеребенок? Докажите словами из текста. (добрый, простой, отзывчивый)

Какие черты характера у Ильи? (добрый, отзывчивый, любит своих родителей)

А странники? Каковы их характеры? (добрые, любят свое Отечество)

Какова их роль в этой сказке? (помогли Илье, отцу и матери)

Для чего они наделили Илью силой? Найдите эти слова в тексте.(стр.178)

В результате их помощи, каким стал Илья? (изменился, стал богатырем, защитил землю русскую)

У. Это доказывают и иллюстрации, посмотрите. (стр. 176-183) (был слабым, калекой, и могучий богатырь)

У. Удалось ли Илье одержать победу над бусурманами? (конечно, с такой силой..).

У. А вот как изобразил богатырей великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Как думаете, как она называется? (“Три богатыря”)

У. Кто изображен в центре? (Илья, а рядом с ним Алеша Попович и Добрыня Никитич)

(чтение стихотворения учеником)

Вечерняя тает заря,
От силы жестокой вражьей
Клубятся над степью тучи.
Народ берегут они!
Три сказочных богатыря,
И грозно стоят на страже,
Коней оседлали могучих.
Нашей родной земли!

У. Кого олицетворяют три богатыря? (силу, мощь русского народа)

Выполните задание в тетради №1. К какому герою подходит эта скороговорка? (к Илье) Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?

Домашнее задание раскрасить картинку с изображением трех богатырей и подготовить выразительно читать понравившийся отрывок.

VI. Итог урока

У. Итак, кого мы считаем героем? А в настоящее время, кого из героев вы знаете? Почему?

Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: “Есть еще на Руси, кому постоять за землю русскую?”

У. Каждый человек, если он по-настоящему любит свою Родину.

Урок окончен.