Цели:
- формировать у младших школьников умение анализировать художественный текст.
- воспитывать любовь к Родине; на материале произведения подвести детей к пониманию понятий “герой” и “героизм”
- развивать словесно-логическое мышление, оперативную память.
Оборудование:
- иллюстрации,
- карточки,
- рабочая тетрадь по чтению,
- репродукция картины В. М. Васнецова “Три богатыря”
I. Организационный момент
У. Ребята, посмотрите внимательно, все ли у вас готово к уроку? Сердечно поприветствуем друг друга. Тихонько садитесь.
II. Речевая разминка
У. Итак, начнем с речевой разминки. Послушайте стихотворение, которое я вам предлагаю.
( на доске иллюстрации картин, изображающие природу России, старинные и современные города, битвы сражений и слово “Россия”).
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
У. А теперь, повторим хором. Повторим “оркестром” с движениями. Молодцы! Садитесь.
III. Изучение темы
У. О чем бы могла рассказать нам земля русская? (о богатых городах, полях, о талантливых русских людях и о героях, которым очень часто приходилось защищать свою Родину.)
У. Кого вы можете назвать героем? (тех, кто защищает родную землю,
свой народ)
У. А кого из русских героев вы знаете? Многие ли их имена сохранила наша история?
У. Нам теперь просто необходимо поразмышлять над мудростью, которая заключается в этих словах.
( у каждого на парте пословица: “Не знающий прошлого, не может думать о будущем”)
У.О чем эти слова? (о том, что время не останавливается на месте, события проходят, а следом наступают новые. Чтобы не совершить ошибок, нужно знать прошлое)
У. Мы знаем, что смысл уже заложен в этом слове.(на доске появляется слово“герой”) Каков он?
У. Слово герой появилось в очень давние времена. Тогда звук “г” не звучал так резко. Давайте закроем его и произнесем слово. (Ерой” - так называл своих солдат еще А.В. Суворов).Какое слово слышится здесь? – ЯРЫЙ!
В русском языке сохранилось это слово, т.е. сильный, все преодолевающий. Давайте в рабочей тетради запишем слова “Герой-ерой-ярый”.
У. Как вы думаете, о каком герое мы будем говорить сегодня? (об Илье) В чем его героизм?
Поэтому цель нашего урока состоит в том, чтобы мы не только поговорили об Илье как герое-богатыре, но и доказали в чем заключается его героизм.
IV. Проверка домашнего задания.
У. Я просила озаглавить все три части сказки. Что у вас получилось?
О чем говорится в первой части? Как вы ее озаглавили?
1.Рождение сына | а) Горе стариков |
2.Волшебная вода странников | б) Наказ странников |
3. Шутка Ильи | в) Помощь Ильи |
V. Беседа о жанре произведения
У. Какое по жанру произведение мы прочитали? (сказку)
Что характерно для сказки? Найдем в ней сказочные приметы.
(начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, наличие устаревших слов)
У. Перечислите героев сказки?
Кто главный герой? Почему вы так считаете?
Кого отнесем к нейтральным героям?
А кто является героями-помощниками? Докажите это.
(на доске появляется схема в процессе обсуждения)
У. Охарактеризуем отца с матерью. Какие они по характеру? (добрые, простые, любят своего сына)
У. А мужичок у которого был жеребенок? Докажите словами из текста. (добрый, простой, отзывчивый)
Какие черты характера у Ильи? (добрый, отзывчивый, любит своих родителей)
А странники? Каковы их характеры? (добрые, любят свое Отечество)
Какова их роль в этой сказке? (помогли Илье, отцу и матери)
Для чего они наделили Илью силой? Найдите эти слова в тексте.(стр.178)
В результате их помощи, каким стал Илья? (изменился, стал богатырем, защитил землю русскую)
У. Это доказывают и иллюстрации, посмотрите. (стр. 176-183) (был слабым, калекой, и могучий богатырь)
У. Удалось ли Илье одержать победу над бусурманами? (конечно, с такой силой..).
У. А вот как изобразил богатырей великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Как думаете, как она называется? (“Три богатыря”)
У. Кто изображен в центре? (Илья, а рядом с ним Алеша Попович и Добрыня Никитич)
(чтение стихотворения учеником)
Вечерняя тает заря,
От силы жестокой вражьей
Клубятся над степью тучи.
Народ берегут они!
Три сказочных богатыря,
И грозно стоят на страже,
Коней оседлали могучих.
Нашей родной земли!
У. Кого олицетворяют три богатыря? (силу, мощь русского народа)
Выполните задание в тетради №1. К какому герою подходит эта скороговорка? (к Илье) Почему эта сказка относится к богатырским сказкам?
Домашнее задание раскрасить картинку с изображением трех богатырей и подготовить выразительно читать понравившийся отрывок.
VI. Итог урока
У. Итак, кого мы считаем героем? А в настоящее время, кого из героев вы знаете? Почему?
Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: “Есть еще на Руси, кому постоять за землю русскую?”
У. Каждый человек, если он по-настоящему любит свою Родину.
Урок окончен.