Цель: развитие желания учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования.
Задачи:
1) выявить имеющееся знания у учащихся по предметам;
2) учить рассуждать и логически мыслить, развивать речь учащихся;
3) воспитывать стремление к обучению;
4) формировать у учащихся самооценку своих достижений.
Оборудование: карта, таблицы, конверты, чистые листы бумаги, карандаши, воздушный шарик; выполненные из цветного картона рисунки травы, цветов, бабочек и солнышка с лучиками; магнитофон, аудиозаписи.
На доске рисунок травы, бабочек. Звучит лёгкая классическая музыка. Дети входят в класс и рассаживаются по местам.
Учитель. Сегодня во всех уголках нашей страны дети сели на свой первый урок в этом
учебном году. Вот такой урок начался и у нас, вы его ждали девяносто два дня.
- А почему я так сказала?
Дети.
Учитель. За эти летние каникулы вы повзрослели, подросли, соскучились по своим
друзьям. Какими летними впечатлениями вы хотели бы поделиться друг с
другом?
Дети.
Учитель. Я вас тоже очень ждала и приготовила путешествие по волшебной стране
Знаний, в которой много разных государств.
- А вы хотите побывать в этой стране?
Дети.
Учитель. На доске есть карта этой страны, но она не видима, если вы выполните задания
правителей волшебной страны, то карта станет видимой. Мы сможем побывать
во многих государствах.
- Согласны?
Дети.
Учитель. Отправляя вас в сегодняшнее путешествие, мамы собрали вам пакет с
продуктами.
Стали вы пакет вскрывать,
Содержимое считать:
Пять конфет в бумажках синих,
Пять орехов рядом с ними,
Груша с яблоком,
Один золотистый мандарин,
Плитка шоколада –
Вот мы были рады!
Всё лежит в одном пакете.
Сосчитайте все предметы.
Дети. (Четырнадцать предметов в нашем пакете).
Учитель. Вспомните, какие нужно взять числа, чтобы их произведение равнялось
двенадцати, восемнадцати, двадцати четырём, сорока восьми.
Дети.
Учитель. Сколько треугольников в этой геометрической фигуре?
Дети. (В этой фигуре шесть треугольников).
Учитель. Молодцы ребята! А теперь скажите мне какая фигура лишняя и почему?
Дети. (Среди этих геометрических фигур лишней является фигура под номером три, потому, что среди этих фигур только она замкнута).
Учитель. Ребята, как вы думаете, как зовут принцессу этого государства чьи задания мы сейчас выполняли?
Дети. (Эту принцессу зовут Математика).
Учитель. И государство называется её именем.
(Учитель прикрепляет на доску цветок с надписью “Математика”).
Учитель. Какие же вы молодцы ребята! А чтобы узнать принцессу соседнего государства,
нужно разгадать кроссворд.
1) Часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол).
2) Общая часть родственных слов.(Корень).
3) Какие звуки могут образовывать слоги? (Гласные).
4) Что обозначает имя существительное? (Предмет).
5) Как называются звуки, которые при произношении шипят, свистят, рычат? (Согласные).
6) Самая лучшая отметка в школе. (Пять).
7) Вопрос, на который отвечает имя прилагательное. (Какой?)
(Дети разгадывают кроссворд).
Учитель. Какое слово вы получили в графе под цифрой восемь? Так как же зовут принцессу этого государства и каким государством она правит?
Дети. (Принцессу зовут Грамота, а правит она государством “Русский язык”).
(Учитель прикрепляет на доску цветок с надписью “Русский язык”).
Учитель. Вы отлично выполнили это задание, поэтому принцесса Грамота предлагает вам
сочинить четверостишие.
щенка
пока.
помогите,
найдите.
Дети.
(У меня есть три щенка, Потеряла я щенка,
Кличек нет у них пока. Не могу найти пока.
Вы, ребята, помогите, Поскорей мне помогите,
Клички для щенков найдите. Моего дружка найдите.)
(Дети читают свои четверостишия).
Учитель. Превосходные стихи, но нам необходимо выполнить ещё одно задание.- Сегодня утром принцесса Грамматика прислала мне письмо от одного из своих поданных. Сейчас мы прочтём это письмо.
“Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять.”
- Ребята подумайте над содержанием этого письма и найдите ошибку.
Дети. (Здесь пропущена одна запятая, после слова двадцать).
Учитель. А теперь мы вступаем во владения короля, который очень любит, когда дети
точно выполняют его приказы. (Физминутка).
- И вот его приказ! Я читаю, а вы точно выполняйте.
Дружно встали и пошли,
Вот и в лес мы зашли,
Появились комары,
Руки вверх подними и похлопай раз, два, три.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем,
Руки за голову кладём и вразвалочку идём,
Снова дальше мы идём и встречаем водоём,
На одой ноге скакаем, руки вниз не опускаем.
Вдруг мы видим у куста, выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берём и опять в гнездо кладём.
На полянку мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Раз ягодка, два ягодка………..
- Кто догадался как зовут короля этого государства?
Дети. (Спорт).
Учитель. А государство, которым он правит называется “Спортландия”.
(На доску крепится следующий цветок).
Пока мы шли по лесу, видели много цветов. А сколько цветов погибло, если бы двадцать три ученика нашего класса сорвали по три цветка?
Дети. (Погибло бы шестьдесят девять цветов).
Учитель. А по пять?
Дети. (Погибло бы сто пятнадцать цветов).
Учитель. А по семь?
Дети. (Погиб бы сто сорок один цветок).
Учитель. Так из чего же по вашему мнению мы должны делать букеты?
Дети. (Для того чтобы мы могли делать букеты, цветы нужно специально выращивать).
Учитель. Воздух в лесу чистый, и мы решили подышать им в запас, хотя бы дня на три.
- Можно это сделать?
Дети.
Учитель. Занимает ли воздух место?
Дети.
(Учитель показывает надутый воздушный шарик).
Учитель. А какие животные “вылезают из кожи вон”?
Дети. (Змеи).
Учитель. Подробнее об этом и о многом другом вы узнаете, если подружитесь с королём природы, который правит государством “Естествознание”.
(Учитель прикрепляет на доску цветок с надписью “Естествознание”).
Учитель. Наше путешествие продолжается.
Поиграем в игру “Доскажи словечко”.
Мы идём, и вдруг на встречу мой любимый…… (Крокодил)
Он с …… (Тотошей и Кокошей) по аллее проходил.
Не ходите, дети, в Африку гулять.
В Африке …………
- Кто автор этих произведений?
Дети. (Корней Иванович Чуковский).
Учитель. А чьи же эти строки?
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною с дворянкою столбовою…”
Дети. (Александра Сергеевича Пушкина).
Учитель. А кто был обманут в стране Дураков?
Дети. (В стране Дураков был обманут Буратино).
Учитель. Из какой это сказки?
Дети. (Эта сказка называется “Приключения Буратино”.
Учитель. Я считаю, что Артемон, Мальвина, Красная Шапочка, Пьеро, Карабас Барабас тоже жили в этой сказке. А как вы думаете?
Дети. (Красная Шапочка не из этой сказки…).
Учитель. Что это за государство, в котором живут столь разнообразные и интересные сказки?
Дети. (Это государство называется “Чтение”).
(Учитель прикрепляет на доску цветок с надписью “Чтение”).
Учитель. А ещё мы будем один раз в неделю встречаться с принцессой, которая будет рассказывать нам о том, как в древности жили люди, как они одевались, как появились имена и фамилии и о много другом, что будет не менее интересным.
Эта принцесса правит государством под названием “История”.
(Учитель прикрепляет на доску цветок с надписью “История”).
Учитель. Будем два раза в неделю гостить в городе “Мастеров”. Как называется
государство, в котором находится этот город?
Дети. (Это государство называется “Трудовое обучение”).
Учитель. Мы будем продолжать знакомиться с техникой выполнения работ мастеров
живущих в этом государстве.
Будем дружить и с принцем Вежливость.
- Как вы думаете, какие слова он любит?
Дети. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините и так далее). Учитель. Вот и появилась карта той страны, по которой мы будем путешествовать в этом
учебном году, которой правит королева Знание.
(Учитель прикрепляет на доску солнце без лучиков).
Учитель. Посмотрите какая это красивая страна!
А почему королева Знание похожа на солнышко?
Дети.
Учитель. Чего не хватает на нашей карте?
Дети. (Лучиков у солнышка).
Учитель. Королева Знание хочет, чтобы вы на этих лучиках написали свои пожелания и прикрепили их к солнышку.
(Дети крепят лучики к солнышку).
Учитель. Спасибо, молодцы! Я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся в этом учебном году.