Тема: Обобщение знаний по разделу поэтической тетради «Тихая моя родина».
Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).
Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу поэтической тетради.
Задачи:
- через игру, через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой ЛО;
- активизация осознания учеником целеположения собственной деятельности;
- формирование умения работать в группе;
- воспитание творческой личности;
- воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.
Инструментарий: рисунок, фотомонтаж, интервью, отзывы, сочинения, статья.
Оборудование урока:
- телевизор (слайды);
- музыка живой планеты (аудиокассета);
- песня «Малиновый звон» (муз. А. Морозова, сл. А.Поперечного);
- стихотворения Н. Рыленкова, М.М. Бескоровайного;
- мольберт;
- рисунки на доске цветными мелками;
- поэтическое творчество детей.
Предварительная подготовка. Были намечены основные рубрики газеты, созданы творческие группы (по желанию ребят). В редакции работало четыре отдела: «Литературный отдел», «Отдел писем», «Информационный отдел» и «Отдел художников-оформителей». Литераторы писали сочинения «Мое любимое стихотворение», «Любимый уголок моей родины»; журналисты – статью о прочитанных произведениях; корреспонденты брали интервью у гостей; фотокорреспонденты озвучивали рисунки стихотворными строками; художники трудились над оформлением «титульного листа» газеты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он в «творческой лаборатории» редакции классной газеты. Начну стихотворением Николая Рыленкова (слайды на фоне музыки живой природы).
II. Актуализация знаний
Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей!
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!За песни, которым впервые.
Внимают родные края,
Спасибо, родная Россия,
Судьба моя, совесть моя!
– Побудем наедине с песней.
Звучит куплет из песни «Малиновый звон». Музыка А. Морозова, слова А. Поперечного.
– О чем рассказал «малиновый звон» этой песни? (Ответы.)
– А сейчас мысленно перелистаем страницы поэтической тетради «Тихая моя родина...»
– Что хотели передать поэты строками своих стихов? (Это рассказ о России, о Родине, о любви к ней, к родной природе.)
– Да, каждый человек свою любовь к Родине, к родной природе выражает по-своему: художники пишут картины, композиторы – музыку, писатели – рассказы, поэты стихи.
III. Объявление темы, цели и задач урока
– Сегодня мы будем говорить о любви к Родине, к Родине большой и малой, о любви к родной природе. Это и будет темой будущего номера нашей газеты. Для выпуска номера необходимо подготовить материалпо данной теме – такова цель нашего урока.
– Итак, «Литературный отдел». Что могут предложить нам его сотрудники? (Отзывы, сочинения.) Рекомендации для работников всех отделов находятся на рабочем столе. (См. Приложение 1.)
– Отдел писем? (Ответить на письма, написать статью, письмо к автору.)
– В «Информационном отделе» будут работать две группы: корреспонденты и фотокорреспонденты.
– Корреспонденты, вам предстоит взять интервью по заданной теме у наших гостей и затем подготовить репортаж. (См. Приложение 2.)
– А фотокорреспондентам необходимо обеспечить выпуск газеты иллюстрированным материалом (См. Приложение 3.)
– Конечно, ни одна газета не обходится без участия дизайнеров, которые ответственны за художественное оформление номера. Наши художники будут трудиться над оформлением первой страницы газеты, над ее «титульным листом».
– Ребята, а что каждый из вас постарается донести до читателей газеты? (Свое настроение, чувства, творчество.)
Цель и задачи поставлены. Время на работу всех отделов – 15–17 минут. Творческих успехов вам!
IV. Работа в группах
Индивидуальная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся.
V. Творческий отчет групп
– Вижу, группы готовы к творческому отчету. Озвучим основные рубрики газеты.
1. Лицо газеты – ее «титульный лист», посмотрев на который, решаешь: взять газету в руки или отложить в сторону. – Посмотрим, какой видят первую страничку газеты наши художники.
Отчет художников. (См. Фотоколлаж.)
Учитель:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не всякому художнику видна.
(Н. Заболоцкий)
– В картине раскрылась душа каждого из вас; в ней – и доброта, и радость, и очарованье, и любовь к Родине, о которой вы сумели рассказать кистью и красками. Спасибо за творчество! Уверена, что такую газету взять в руки захочется каждому.
2. Рубрика. «Советуем прочитать»
– «Отдел писем», вам слово.
Зачитывается статья, подготовленная для номера. (См. Приложение 4.)
– Спасибо за интересную статью, за ваше творчество.
3. Чтение любимых стихотворений (на фоне чтения идут слайды)
– Ребята, сейчас снова оживут страницы поэтической тетради, снова мы побываем в любимых для поэтов уголках, прочитаем полюбившиеся стихи (чтение оценивается детьми).
– Спасибо вам! Чтение радовало не только слух, но и сердце. Это ваша благодарность и признание поэтам в любви, а значит – и Родине.
4. В рубрике «Поэтическая тетрадь» будут напечатаны многие из ваших любимых стихов. Посмотрим, какие рисунки озвучили наши фотокорреспонденты. Им слово.
5. Рубрика «Наше интервью»
– Сегодня в любви к Родине признавались и наши гости, а признания слушали и записывали юные корреспонденты. Послушаем их. (См. Приложение 5.)
– Спасибо вам за интересный репортаж, а гостям – за признание.
6. Рубрика «Вдохновение»
Учитель:
Ибудет слов сейчас как раз
Не много и не мало,
Только те слова, что на душу легли,
Родина моя, хочу, чтоб услыхала
Ты еще одно признание в любви
– Слово литераторам (сочинения, отзывы; см. Приложение 6.)
– Ребята, назовите свойлюбимый уголок Шихан, где вам бывает особенно хорошо. (Ответы.)
– Да, родник – это святое, любимое место для многих из нас, но мало кто знает песню «Родник», слова к которой написал учитель нашей школы Бескоровайный Михаил Моисеевич.
Звучит песня. (См. Приложение 7.)
7. Рубрика «От всей души»
– В этой рубрике будут напечатаны ваши стихи, стихи, в которые вы вложили и душу, и сердце.
Чтение стихов собственного сочинения; на фоне чтения идут слайды. (См. Приложение 8.)
VII. Итог урока
– Каждый из вас сегодня говорил о любви к Родине искренне, с открытой душой, голосом такого еще маленького, но уже БОЛЬШОГО сердца!
– Сейчас будет работать «свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение о работе групп. (Выступления, оценки.)
– Завтра творческая лаборатория продолжит свою работу.
VIII. Домашнее задание
– Вам предлагается несколько вариантов выполнения домашней работы. С чем вам хотелось бы прийти на следующий урок (список творческих заданий):
- Написать ли сочинение «Мой любимый уголок Шихан».
- Нарисовать ли рисунок «Мой любимый уголок природы».
- Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Родине.
– Спасибо за урок!
Фотографии урока