"Тихая моя родина" — обобщающий урок литературного чтения. Творческая лаборатория

Разделы: Начальная школа


Тема: Обобщение знаний по разделу поэтической тетради «Тихая моя родина».

Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).

Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу поэтической тетради.

Задачи:

  • через игру, через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой ЛО;
  • активизация осознания учеником целеположения собственной деятельности;
  • формирование умения работать в группе;
  • воспитание творческой личности;
  • воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.

Инструментарий: рисунок, фотомонтаж, интервью, отзывы, сочинения, статья.

Оборудование урока:

  • телевизор (слайды);
  • музыка живой планеты (аудиокассета);
  • песня «Малиновый звон» (муз. А. Морозова, сл. А.Поперечного);
  • стихотворения Н. Рыленкова, М.М. Бескоровайного;
  • мольберт;
  • рисунки на доске цветными мелками;
  • поэтическое творчество детей.

Предварительная подготовка. Были намечены основные рубрики газеты, созданы творческие группы (по желанию ребят). В редакции работало четыре отдела: «Литературный отдел», «Отдел писем», «Информационный отдел» и «Отдел художников-оформителей». Литераторы писали сочинения «Мое любимое стихотворение», «Любимый уголок моей родины»; журналисты – статью о прочитанных произведениях; корреспонденты брали интервью у гостей; фотокорреспонденты озвучивали рисунки стихотворными строками; художники трудились над оформлением «титульного листа» газеты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он  в «творческой лаборатории» редакции классной газеты. Начну стихотворением Николая Рыленкова (слайды на фоне музыки живой природы).

II. Актуализация знаний

Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей!
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые.
Внимают родные края,
Спасибо, родная Россия,
Судьба моя, совесть моя!

– Побудем наедине с песней.

Звучит куплет из песни «Малиновый звон». Музыка А. Морозова, слова  А. Поперечного.

– О чем рассказал «малиновый звон» этой песни? (Ответы.)

– А сейчас мысленно перелистаем страницы поэтической тетради «Тихая моя родина...»

– Что хотели передать поэты строками своих стихов?  (Это рассказ о России, о Родине, о любви к ней, к родной природе.)

– Да, каждый человек свою любовь к Родине, к родной природе выражает по-своему: художники пишут картины, композиторы – музыку, писатели – рассказы, поэты стихи.

III. Объявление темы, цели и задач урока

– Сегодня мы будем говорить о любви к Родине, к Родине большой и малой, о любви к родной природе. Это и будет темой будущего номера нашей газеты. Для выпуска номера необходимо подготовить материалпо данной теме – такова цель нашего урока.

– Итак, «Литературный отдел». Что могут предложить нам его сотрудники? (Отзывы, сочинения.) Рекомендации  для работников всех отделов находятся на рабочем столе. (См. Приложение 1.)

– Отдел писем? (Ответить на письма, написать статью, письмо к автору.)

В «Информационном отделе» будут работать две группы: корреспонденты и фотокорреспонденты.

Корреспонденты, вам предстоит взять интервью по заданной теме у наших гостей и затем подготовить репортаж. (См. Приложение 2.)

– А фотокорреспондентам необходимо обеспечить выпуск газеты иллюстрированным материалом (См. Приложение 3.)

– Конечно, ни одна газета не обходится без участия дизайнеров, которые ответственны за художественное оформление номера. Наши художники будут трудиться над оформлением первой страницы газеты, над ее «титульным листом».

– Ребята, а что каждый из вас постарается донести до читателей газеты? (Свое настроение, чувства, творчество.)

Цель и задачи поставлены. Время на работу всех отделов – 15–17 минут. Творческих успехов вам!

IV. Работа в группах

Индивидуальная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

V. Творческий отчет групп

– Вижу, группы готовы к творческому отчету. Озвучим основные рубрики газеты.

1.   Лицо газеты – ее «титульный лист», посмотрев на который, решаешь: взять газету в руки или отложить в сторону. – Посмотрим, какой видят первую страничку газеты наши художники.

Отчет художников. (См. Фотоколлаж.)

Учитель:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не всякому художнику видна.

(Н. Заболоцкий)

– В картине раскрылась душа каждого из вас; в ней – и доброта, и радость, и очарованье, и любовь к Родине, о которой вы сумели рассказать кистью и красками. Спасибо за творчество! Уверена, что такую газету  взять в руки захочется каждому.

2. Рубрика. «Советуем прочитать»

– «Отдел писем», вам слово.

Зачитывается статья, подготовленная для номера.  (См. Приложение 4.)

Спасибо за интересную статью, за ваше творчество.

3. Чтение любимых стихотворений (на фоне чтения идут слайды)

– Ребята, сейчас снова оживут страницы поэтической тетради, снова  мы побываем в любимых для поэтов уголках, прочитаем полюбившиеся стихи (чтение оценивается детьми).

– Спасибо вам! Чтение радовало не только слух, но и сердце. Это  ваша благодарность и признание поэтам в любви, а значит – и Родине.

4. В рубрике «Поэтическая тетрадь» будут напечатаны многие из ваших любимых стихов. Посмотрим, какие рисунки озвучили наши фотокорреспонденты. Им слово.

5. Рубрика «Наше интервью»

– Сегодня в любви к Родине признавались и наши гости, а признания слушали и записывали юные корреспонденты. Послушаем их. (См. Приложение 5.)

– Спасибо вам за интересный репортаж, а гостям – за признание.

6. Рубрика «Вдохновение»

Учитель:

Ибудет слов сейчас как раз
Не много и не мало,
Только те слова, что на душу легли,
Родина моя, хочу, чтоб услыхала
Ты еще одно признание в любви

– Слово литераторам (сочинения, отзывы; см. Приложение 6.)

– Ребята, назовите свойлюбимый уголок Шихан, где вам бывает особенно хорошо. (Ответы.)

– Да, родник – это святое, любимое место для многих из нас, но мало кто знает песню  «Родник», слова к которой написал учитель нашей школы Бескоровайный Михаил Моисеевич.

Звучит песня. (См. Приложение 7.)

7. Рубрика «От всей души»

– В этой рубрике будут напечатаны ваши стихи, стихи, в которые вы вложили и душу, и сердце.

Чтение стихов собственного сочинения; на фоне чтения идут слайды. (См. Приложение 8.)

VII. Итог урока

– Каждый из вас сегодня говорил о любви к Родине искренне, с открытой душой, голосом такого еще маленького, но уже БОЛЬШОГО сердца!

– Сейчас будет работать «свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение о работе групп. (Выступления, оценки.)

– Завтра творческая лаборатория продолжит свою работу.

VIII. Домашнее задание

– Вам предлагается несколько вариантов выполнения домашней работы. С чем вам хотелось бы прийти на следующий урок (список творческих заданий):

  1. Написать ли сочинение «Мой любимый уголок Шихан».
  2. Нарисовать ли рисунок «Мой любимый уголок природы».
  3. Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Родине.

– Спасибо за урок!

Фотографии урока